Братство Православных Следопытов

image_print
lxYqnDxlzkQ

Прежде чем, перейти к интересному общественному движению, организованному Русской Православной Церковью, следует полюбопытствовать, кто его руководитель. Диакон Даниил Мельников, ему 25 лет. О том, кто такие диаконы и как они служат – можно узнать и в интернете, однако стоит сказать, как и любое СЛУЖЕНИЕ, диаконство – это призвание. Если нет призвания, не стоит и пробовать.

Диакон – это очень высокое служение, хотя многими рассматривается как ступень перед принятием иерейства. Это неправильное мнение, диакон, как отвечает знакомый священнослужитель, – украшение богослужения. А в древности диаконы несли и еще громадные социальные нагрузки, занимались милосердием, были казначеями, организаторами церковных мероприятий. Посему и к служению этому избирались достойные. Для диаконов в наше время существуют те же требования, что и к священникам, то же послушание начальству, архиерею. Получаешь указ – и едешь туда, куда послал правящий епископ. Выполняешь поручение.

– Мне нравится, когда на богослужениях присутствуют диаконы, – отвечает отец Вячеслав – священнослужитель из храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», – это действительно возвышает и украшает службу. Да и священнику легче, если диакон рядом. Недаром ведь диаконское служение называют служением ангельским. У одного знаменитого старца спросили, что должно быть у диакона, на что он ответил: “благоговение во время службы”. Кстати, христианским первомучеником был не священник, не епископ, а именно диакон – архидиакон Стефан. Так что, диаконский чин – важное и нужное служение.

Мельников Даниил был рукоположен в дьяконы 15 февраля 2015 года митрополитом Омским и Таврическим Владимиром, чтобы служить Богу и народу. До того как стал диаконом в храме священномученика Сильвестра Омского, он исполнял послушание помощника настоятеля по работе с молодёжью, осваивал скаутский метод.

Виктор Власов:

– Что такое скаутский метод, Даниил? По пунктам, пожалуйста.

Даниил Мельников:

– По материалам В.С. Стрелова, скаутский метод – это универсальная воспитательная система, система прогрессивного самообразования, целью которой является «содействие целостному личностному развитию ребенка и молодого человека как автономной, готовой помочь другим, ответственной, идейной личности и члена общества». Скаутский метод состоит из 7 элементов: обещание и законы, патрульная система, обучение через дело и игровая основа, символическая основа, программа прогрессивного развития личности, жизнь в гармонии с природой, поддержка взрослых. Все эти элементы работают только в системе.

Обещание и законы – это sine qua non, то, без чего невозможно себе представить скаутинг как воспитательное движение. Когда Баден-Пауэлл создавал первый отряд, он думал не о том, что создает универсальный воспитательный метод. Он хотел воспитать настоящих патриотов своей страны, энергичных, смелых, дисциплинированных и ответственных людей. В Братстве Православных Следопытов акцент сделан еще на православной вере. Все это находит свое выражение в обещании и законах следопыта.

Патрульная система. Воспитать детей в определенном духе хотят взрослые. Дети же хотят двух вещей: чтобы им было с кем дружить и чтобы заниматься чем-то интересным. Так, естественным образом рождается патрульная система и «учеба через дело». Патрульная система предполагает, что ребята общаются группами-патрулями в 7+-2 человека (при этом варианте общение наиболее продуктивно), среди них есть распределение обязанностей и четкая субординация.

Обучение через дело. Чем будут заниматься дети – вопрос не праздный. От того, будет ли детям интересно предложенное дело или нет, зависит их желание оставаться в организации, зависит качественный состав участников. Вместе с тем, именно в процессе совместной деятельности сформировываются качества будущей личности. Казалось бы, начинать нужно с умения следить за собой, своим имуществом и помещением. Но, оказывается, очень сложно приучить ребенка к самообслуживанию. С гораздо большим энтузиазмом он отнесется к выполнению взрослой и ответственной работы. А чтобы справиться со скучными вещами, на помощь должна прийти игра в виде соревнования.

Символическая основа. Интереснее становится играть, когда мы примеряем на себя определенные роли – что отражается, прежде всего, в атрибутике. А.С. Макаренко писал, что, если детский коллектив одеть по-праздничному, как в прошлом военных – в изящные костюмы с золотыми галунами и эполетами – то дети «наполовину наши». Что всякая атрибутика хорошо мотивирует к деятельности, понимал и Наполеон, щедро одаривавший солдат и офицеров своих армий орденами и медалями. В современных корпорациях общие символы, одежда используются для сплочения коллектива. В скаутинге атрибутика используется для того, чтобы выделить братские взаимоотношения как основу взаимоотношений (общая форма, галстуки), подчеркнуть достижения следопытов и различия в статусном плане (нашивки). К символам организации относятся также флаг и вымпел группы, девиз, а также традиции – следопытское рукопожатие, салют, мачта, костер, парад и пр.

Программа прогрессивного развития личности. Игра только тогда является интересной, а атрибутика желанной, когда жизнь представляет возможности для роста – серию трудностей, которые необходимо преодолеть, чтобы получить определенные поощрения. Трудности заставляют дорожить тем, что ты добыл с таким трудом, повышают твой статус в глазах общества. Скаутинг предоставляет возможность пройти положительную социализацию, приобретая полезные навыки и умения. Каждый следопыт совместно с наставником сам устанавливает для себя планку для роста, составляя личную программу прогрессивного развития на год. Испытания на разряд дают возможность попробовать свои силы в преодолении трудностей и достижении новых результатов, причем человек явно растет и в статусном плане – растут его права и обязанности, повышается доверие.

Жизнь в гармонии с природой. Лучше всего, когда игры, состязания проходят на свежем воздухе. Природа представляет нам естественный набор трудностей, оздоравливает, и, вместе с тем, пробуждает религиозные чувства. Именно в совместном походе, лесной игре подросток сможет проверить стойкость своих убеждений, а наставник найдет менее академичный, но более действенный путь к сердцу ребенка.

Поддержка взрослых. Хотя детям важно, прежде всего, общение друг с другом, эффективное воспитание можно осуществлять только тогда, когда в нем участвуют поддерживающие их наставники и родители. Принципиальное отличие детей и взрослых отношений в скаутинге от системы школьного воспитания в том, что взрослые выступают как старшие друзья, наставники, партнеры по деятельности. Этому способствует то, что возрастной барьер не очень велик: основной контингент работающих с детьми – это молодежь. Отношение подростка к взрослому строится на доверии, взаимном уважении и желании быть похожим на старшего, а не только на необходимости освоить некоторую сумму знаний. Вместе с тем, скаутинг никогда не заменит того, что может дать семья, поэтому особое значение придается работе с родителями, вовлечению их в воспитательный процесс.

Виктор Власов:

– Кто основал скаутинг?

Даниил Мельников:

– Основателем скаутинга в мире является английский офицер, сэр Роберт Баден-Пауэлл, а первый скаутский лагерь прошёл в 1907 году на острове Броунси в Англии. В России в 1909 году – в Павловском парке. Книга Баден-Пауэлла «Скаутинг фо бойз» была переведена на русский язык по приказанию царя Николая II. У самых истоков скаутинга в России стоят святые люди, а небесный покровитель всех скаутов – великомученик Георгий Победоносец!

Виктор Власов:

– Что такое Братство Православных Следопытов?

Даниил Мельников:

– Братство Православных Следопытов (БПС) – межрегиональная личностно-развивающая общественная организация, объединяющая детей, подростков и молодых людей, отрытая для всех. БПС действует по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II с 1991 года. Для осуществления своих воспитательных целей Братство использует скаутский метод. Первый отряд следопытов-разведчиков появился в России в 1909 г. Покровительство движению оказывали святая преподобномученица Елизавета Феодоровна и царь-страстотерпец Николай II, почетным членом русского разведчества стал цесаревич Алексий. Движение активно развивалось до революции: в 1916 году более чем в 170 городах России было около 50 000 скаутов-разведчиков. Возрождение скаутинга в России началось в 1989 г. В декабре 1990 г. было создано Братство Православных Следопытов как организация Русской Православной Церкви.

 lM-pO5LL-tA

Виктор Власов:

– Расскажите о направление вашей деятельности? Что изучают члены братства?

Даниил Мельников:

– Направления деятельности БПС: Православное образование. Члены Братства изучают основы православной веры, участвуют в богослужебной жизни, учатся в своих поступках следовать исповедуемой вере.

Краеведение и гражданское воспитание. Изучаются история и традиции Отечества. У молодого человека формируется стремление служить Родине и ближним.

Практика и лидерский тренинг. Следопыты осваивают жизненно важные навыки и умения, приобретают знания, необходимые в повседневной жизни, учатся руководить и работать в коллективе.

Социальное служение. Члены Братства оказывают помощь пенсионерам, больным и воспитанникам интернатов и детских домов.

В Омске отделение Братства Православных Следопытов действует по благословению митрополита Владимира с 2014 года при храме свщмч. Сильвестра Омского по адресу ул. Новороссийская, 5. Руководитель отделения диакон Даниил Мельников, духовник – иерей Александр Лемешко.

Виктор Власов:

– Какие законы у Братства Православных Следопытов?

Даниил Мельников:

– Законы православных следопытов:

Следопыт верен Богу, предан Родине, родителям и ближним.

Следопыт честен.

Следопыт стремится быть полезным ближним.

Следопыт дружелюбен.

Следопыт вежлив и скромен.

Следопыт – друг природы.

Следопыт следует наставлениям своих родителей и руководителей.

Следопыт бодр и никогда не падает духом.

Следопыт трудолюбив и настойчив.

Следопыт чист в мыслях, словах и делах.

Обещание православных следопытов:

«Честным словом обещаю по мере своих сил исполнять свой долг перед Богом, Родиной и ближними, выполнять законы православных следопытов.

 HzZVYfbkmc8

Виктор Власов:

–  Спасёт ли Православие Россию?

Даниил Мельников:

– Страна – это люди. Если люди будут стремиться к Богу, искать его, стараться выстраивать свою жизнь в соответствии с тем, какими хочет видеть нас наш Господь, то, конечно же, спасёт. Мы, православные, прежде всего, должны стремиться к Горнему Иерусалиму, нашему Небесному Отечеству, так же, как блудный сын стремился к дому отца, осознав глубину своего падения… Конечно же, нельзя забывать о земном отечестве, как некоем училище, том временном месте, где у нас есть возможность подготавливать свою душу к переходу в Вечность, к “переезду” в наше истинное Отечество. Господь нас будет судить за конкретные дела, а не за какие-то громкие слова и красивые речи. Если человек помогает всем, кто к нему ни обратится, а в своем доме даже не хочет послужить никому, то грош цена такой доброте… Семья – малая Церковь. Малое “училище благочестия”. Земное гражданство есть “училище благочестия”, чуть побольше… Ну, а если ты преуспел в благочестии в масштабах семьи, а потом и земного отечества, то после этого можно начинать переходить и на следующий уровень, уровень мировой. Так, по-моему… Человек же не может сразу стать зрелым ни физически, ни духовно. Все приходит постепенно, со временем. Сначала детство, потом юность, а затем и зрелость. Невозможно перепрыгнуть через какую-нибудь из этих ступеней. Православие спасет Россию, если каждый из нас обратится к Богу и будет думать о своих ближних больше, чем о самом себе. Сначала в масштабах одной своей семьи, а затем и в более крупных. Конечно же, это утопия, ведь мы понимаем, что наш мир лежит во грехе… Но помним историю Лота с его семьей. За 10 всего праведников Господь готов был сохранить Содом и Гоморру. Но и столько в тех городах не нашлось… Не дай нам, Господи, отступить от Тебя!

Молодой православный диакон Даниил Мельников стремится к лучшему, помогая целеустремлённым юным сердцам обрести себя и понять. Он рекомендует посмотреть «Тимура и его команду», фильм, сделанный по дневникам дореволюционных скаутов. «Мост в Терабитию» – картину на стыке фэнтези и драмы. Фильм был поставлен по книге христианской писательницы Кэтрин Патерсон. Также о детях, их проблемах и взаимоотношениях.

Общительного диакона можно найти на странице социальной сети «Вконтакте», а так же в группах: https://vk.com/bps_omsk и в https://vk.com/pravirtish. Задать интересующие вопросы.

Виктор Власов