НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА XXI.

Две лепты вдовы (1—4). Пророчество о разрушении Иерусалима и о втором пришествии Христа (5—38).

1—4. Повествование о вдове, положившей в храмовую сокровищницу две лепты, представляет собою почти точное повторение рассказа ев. Марка. (См. Марк. XII, 41—44).— Взглянув же. До сих пор Господь вел беседу с учениками Своими. Теперь Он осматривает народ, входивший в храм, и видит вдову. — В дар (4 ст.) точнее: в дары (εις τά δω̃ρα), т.е. богатые прибавили от себя к дарам, находившимся в сокровищнице.

5—7. Вступление в речь о погибели Иерусалима и о конце мира изложено по ев. Марка с сокращениями (Марк. XIII, 1—4). — Некоторые. Это были, по всей вероятности, ученики Христа (ср. ст. VII, и Марк XIII, l). — Дорогими камнями (ср. Марк. XIII, 1). — Вкладами, (αναθήμασι) это разные приношения храму, сделанные по известным случаям, напр., золотая виноградная лоза, подаренная Иродом великим (И. Флавий О войне иуд. VI, 5, 2). — Когда же это будет? По-видимому, спрашивающие имеют в виду только разрушение Иерусалима, но так как этот факт в их представлении был тесно связан с погибелью мира, то они и ничего не спрашивают о последней (см. Марк. XIII, 4).

8—11. Господь говорит здесь о предвестиях наступления мессианского времени, времени открытия славного царства Мессии. — Тогда сказал им (10 ст.), т.е. после предварительного увещания, начал изображать предстоящие бедствия. — По местам (11), т.е. — то там, то в другом месте. — С неба.. Это определение относится к обоим предыдущим выражениям «явления» и «знамения». — Подробнее об этом сказано в толков. на ев. Марка XIII, 6—8 и Матф. XXIV, 4—7.

12—19. О бедствиях, какие пред наступлением этого времени, постигнут учеников Христа, ев. Лука говорит в общем согласно с Марком ( Марк. XIII, 9—13). — Прежде же всего того, т.е. эти бедствия постигнут вас еще до разрушения Иерусалима. — Будет же это вам для свидетельства (13), т.е. вы этим сможете проявить свою верность Мне. — Уста (15), т.е. способность говорить красноречиво и убедительно. Это получили апостолы в ниспослании им Св. Духа (см. Деян. VI, 10). — Но и волос с головы вашей не упадет (18). По обычному толкованию (см. напр. Толк. Еванг. еп. Михаила), здесь речь идет о том, что Бог будет охранять учеников, оберегать их жизнь, необходимую для проповеди евангельской. Но такому объяснению не соответствует выражение 16-го стиха некоторых из вас умертвят. Вероятнее то мнение, что здесь речь идет о сохранении учеников в духовном отношении: ничто из вышесказанного не послужит к ущербу вам в деле вашего спасения. К этому толкованию подходить и смысл 19-го стиха, где речь идет несомненно о том, что чрез терпение в страданиях ученики Христовы сохранять себя для вечной истинной жизни ( Map. XIII, 13). Наконец, можно бы понимать это место и так, что если апостолы и будут терпеть несчастья, мучения, то только там, где на это будет соизволение Божие (ср. Матф. X, 30).

20—24. О разрушении Иерусалима ев. Лука говорит в общем согласно с Марком (XIII, 14 и сл.), но имеет здесь и некоторые особенности. — Иерусалим, окруженный войсками. Некоторые (у нас еп. Михаил) полагают, что ев. Лука здесь объясняет, что такое мерзость запустения, о которой говорит ев. Марк (и Матфей). Но такое толкование ни на чем не основано. Окружение города войсками не есть еще запустение его...— Находящиеся в Иудее. Это относится к ученикам Христовым, как видно из ст. 20-го. (увидите знайте). Возможность бежать из города след. еще представится, несмотря на то, что город будет окружен (ст. 20). — Да исполнится все написанное (22). Тут разумеются многочисленные пророчества о погибели Иерусалима, в том числе и пророчество Даниила о 70-ти седминах ( Дан. IX, 26—27). — От острия меча (24) — точнее: от уст меча (στόματιμαχαίρας). Меч изображен как кусающий зверь (ср. Быт. XXXIV, 26; Втор. XIII, 16). По Иосифу Флавию, при осаде и взятии Иерусалима погибло около миллиона иудеев. — Отведутся в плен. В плен было уведено — большею частью в Египет и другие провинции — 97 тысяч. — Иерусалим будет попираем язычниками. Город здесь изображается как личность с которою язычники будут обходиться с крайним презрением (ср. Ис. X, 6; Апок. XI, 2). — Доколе не окончатся времена язычников, т.е. до тех пор, пока не пройдет период времени, назначенный язычникам для совершения приговора Божия о народе иудейском (Златоуст). Окончиться эти «времена» (καιροί) должны ко второму пришествию Христа (ср. ст. 25—27), которое имеет наступить еще при жизни слушателей этой речи (ст. 28 поднимите головы...).Поэтому здесь на может быть речи о долгих сроках и, след., тут нет пророчества о падении язычества при Константине Великом и тем более об обращении «полноты язычников» ( Рим. XI, 25) ко Христу. Понятно, что под пришествием Христа здесь нужно будет разуметь не пришествие Его пред концом мира, а пришествие Его в Св. Духе или же считать речь о втором пришествии сказанною в духе ветхозаветных пророчеств (см. толк, к XXIV-й гл. ев. от Матфея).

25—33. Второе пришествие будет предварено особыми знамениями, о которых ев. Лука говорит более приближаясь к ев. Марка (см. Марк XIII, 24—31). — Знамения в солнце (см. Марк. XIII, 24). — Уныние народов и недоумение точнее: скорбь народов в безнадежном состоянии духа пред шумом моря и волн (шум моря и возмущение его — это именно и есть то, пред чем люди будут стоять в безнадежном состоянии духа συν. εν απορία). — Издыхать от страха. Так как изображение идет все более и более сильным темпом, то здесь нужно видеть не простое бессилие, а прямо испускание последнего дыхания людьми. — Ибо силы небесные поколеблются. В этом и будет причина необычайного шума моря и других смятений в мире. — Избавленье ваше (28) — то же, что «отмщение за избранных» (XVIII, 7). Начнется суд над злодеями и прославление страдальцев за имя Христа.

34—36. Увещательного характера заключение к речи имеют и Матфей и Марк, но у Марка и Матфея это, увещание гораздо проще и короче (ср. Марк. XIII, 33 и сл. и Матф. XXIV, 42). — Объедение — точнее похмелье, как результата вчерашнего опьянения (κραιπάλη) в отличие от пьянства (μέθη). — День тот, т.е. день второго пришествия и суда. — Не постиг вас. — День этот олицетворяется как схватывающий людей неожиданно. — Как сеть — сеть, которую набрасывают на животных или птиц охотники (ср. Ис. XXIV, 17). — На всякое время (36), Это выражение правильнее относить к слову молитесь (δεόμενοι), потому что о всегдашней молитве Господь говорил и выше (XVIII, 1, 7). — Да сподобитесь — это цель и вместе содержание молитвы. По лучшим кодексам здесь читается: чтобы вам иметь силу, быть в состоянии (κατισχύσατε, а не καταξιωθη̃τε). — Избежать всех... т.е. счастливо миновать все опасности, какие вам будут предстоять, и спасти свою жизнь, т.е. свое положение избранных Божиих (ср. ст. 19 и XVIII, 7). — Предстать пред Сына Человеческого (см. Марк. XIII, 27). Избранные будут поставлены (σταθη̃ναι) пред Христом ангелами и составят вокруг Него избранную свиту (ср. I Сол. IV, 17). О суде над этими избранниками Божими здесь речи нет.

37—38. Здесь дается общее обозрение деятельности Христа в последнее время Его жизни. Господь продолжал днем, не боясь врагов, выступать в храме как учитель, а на ночь удалялся на гору Елеон (ср. Марк. XI, 19).

 

НазадОглавлениеВперед