НазадОглавлениеДалее

6. Борьба с духом уныния

 

1. Уныние есть расслабление души, небрежение о подвигах, отвращение от обета; ублажательница мирян, клеветница на Бога, яко бы немилосердого и бесчеловечного; в псалмопении оно нестройно, в молитве немощно, в телесном же служении крепко, как железо, в рукоделии неленостно, на послушания скоро и охоче [13, 2].

2. Муж, состоящий в послушливом подчинении, не знает уныния; и посредством чувственного преуспевает в духовном [13, 3].

3. Общежитие – враг уныния, а мужу безмолвнику оно всегдашний сожитель; прежде смерти не отступит оно от него, и до кончины его не перестанет бороть его. Увидев келлию отшельника, оно улыбается, и приближась вселяется близ него [13, 4].

4. Врач посещает больных утром, а уныние – подвижников около полудня [13, 5].

5. Уныние подущает к странноприимству, и докучает внушениями творить милостыню от рукоделья; усердно тянет посещать больных, приводя на память рекшего: боленъ бехъ и придосте ко Мне (Мф. 25, 36); неотступно твердит: сходи к скорбящим и малодушествующим, – и, будучи само малодушно, советует утешать малодушных [13, 6].

6. Ставшим на молитву напоминает оно о необходимо нужных делах, и всячески ухищряется отвлечь нас от нее какой-либо благословностью, как уздою, бессловесная [13, 7].

7. Каждая из прочих страстей упраздняется одною какой-либо добродетелью; уныние же для инока – всеобъемлющая смерть. Из всех восьми предводителей зла дух уныния есть самый тягчайший [13, 9, 10].

8. Когда нет псалмопения, уныние не является; и по окончании правила (на коем берет дремота), глаза бодро раскрываются [13, 11].

9. Во время нападков уныния обнаруживаются нудители (естества); и ничто столько не доставляет венцов (внимательному) иноку, как уныние [13, 12].

10. Плачущий о себе не знает уныния [13, 13].

11. Монах, любящий деньги, не знает уныния: он ежечасно воспоминает слова Апостола: праздный да не ястъ (2 Фес. 3, 10), и другое: руце сии послужисте мне и сущимъ со мною (Деян. 20, 34) [16, 10].

12. Уныние происходит иногда от вкушения удовольствий чувственных, а иногда от бесстрашия пред Богом [26, 44].

13. Прилежная молитва – пагуба уныния; память же о последнем суде рождает усердие (к действованию по Богу) [26/2, 8].

14. Благая надежда есть меч, которым инок побеждает и закалает уныние [30, 32].

15. (Исповедь уныния). Скажи нам, страсть нерадивая и расслабленная, кто есть зле родивший тебя? Какие твои исчадия? Кто суть воюющие против тебя? И кто убийца твой? – (Ответ). – Родительницы у меня многие: иногда бесчувствие души, иногда забвение небесных благ, а иногда и чрезмерность трудов. Исчадия мои, со мною пребывающие – перемены местопребывания, пренебрежение заповедей отца духовного, непамятование о последнем суде, а иногда и оставление монашеского обета. Противники мои, которые вяжут меня, суть – псалмопение с рукоделием. Враг мой есть помышление о смерти; умерщвляет же меня молитва с твердою надеждою сподобиться вечных благ [13, 14].

 

НазадОглавлениеДалее