5. Борьба с печалью
1. Кто возненавидел мир, тот избежал печали. Если же кто имеет пристрастие к чему-либо видимому, то еще не избавился от нее; ибо как не опечалиться, лишившись любимой вещи? Хотя во всем нужно нам иметь трезвение, но паче всего должно нам в этом отношении наиболее быть благоразумно внимательными [2, 7].
2. Когда настоятель искушает нас полезным бесчестием досадами и выговорами, тогда представим себе страшное изречение всемирного Судьи, и всеваемую в нас безрассудную печаль и горесть, без сомнения, посечем кротостью и терпением, как обоюду острым мечем [7, 19].
3. Если мы пали, то прежде всего против духа печали да ополчимся; ибо он, представ во время молитвы нашей, и воспоминая нам прежнее наше дерзновение к Богу, хочет отторгнуть нас от молитвы [5, 29].
4. Любление бесчестий есть исцеление раздражительности; псалмопение же, милосердие, и нестяжательность суть убийцы печали [26/2, 9].
5. Как слишком большое количество дров подавляет и угашает пламя, и производит множество дыма, так и чрезмерная печаль делает душу как бы дымною и темною, и воду слез иссушает [26/2, 18].
6. Тесный путь обозначается бесчестием, укоризнами, осмеянием, ругательствами, тяготою досад. И он спасителен, если будешь обижаемый терпеть мужественно, оклеветаемый не негодовать, унижаемый не гневаться, осуждаемый смиряться. Блаженны ходящие стезями сего пути, яко тех есть Царствие Небесное (Мф. 5. 3-12) [2, 8].
7. Добровольное терпение всего скорбного есть настоящий спасительный путь покаяния [5, 1].
8. Почитать себя достойным не только претерпеваемых уже видимых и невидимых скорбей, но еще и больших, есть признак деятельного покаяния [5, 38].
9. Как вода стесняемая поднимается вверх, так и душа, угнетенная бедами, востекает в покаянии к Богу и спасается [26/2, 28].
10. Некоего Аввакира в обители всякий день обижали; а служители едва не каждый день выгоняли его из трапезы, так что он часто оставался без еды. Я (св. Иоанн Лествичник) спросил его, как он на это смотрит? Он ответил: "поверь, отче, сии отцы мои искушают меня, точно ли я монах? И как они делают это не вправду; то и я, зная намерение их, благодушно терплю сие и не скучаю". При смерти же, через два года, он сказал: "благодарю вас, братие; ибо ради того, что вы искушали меня на спасение мое, я семнадцать лет был свободен от искушений бесовских" [4, 29, 30].
11. Другому некоему Македонию, старому, уже по справедливому поводу, в наказание, было определено быть всегда среди новоначальных; но когда кончился срок, он сам упросил оставить его под этою унизительною епитимией, будто тяжко согрешившего. Потом он исповедал Св. Лествичнику: "никогда не видал я такого облегчения во всякой внутренней брани, и никогда так, как теперь, не чувствовал в себе сладости Божественного света" [4, 31].
12. Будучи уязвляемы обличениями, будем воспоминать грехи свои, пока Господь, видя нашу нужду и насилие, какое мы сами себе делаем, благоволит изгладить грехи наши, и скорби, угрызающие наше сердце, претворит в радость, как говорит о том Псалмопевец: по множеству болезней моихъ въ сердце моемъ, утешения Твоя возвеселиша душу мою (Пс. 93, 19) [4, 43].
13. Блажен, кто, будучи ежедневно укоряем и уничижаем Бога ради, понуждает себя к терпению; он будет ликовать с мучениками, и дерзновенно беседовать с Ангелами. Кто отвергает от себя праведное или неправедное обличение, тот отвергается своего спасения, а кто принимает оное со скорбью или без скорби, тот скоро получит прощение согрешений [4, 44].
14. Сын мой! Если ты сначала предашь себя терпению бесчестий, то немного будешь трудиться для приобретения блаженного покоя душевного [4, 65].
15. Как небольшой огонь смягчает много воска, так и малое бесчестие нередко вдруг смягчает сердце, услаждает его и истребляет всю свирепость его, все бесчувствие и ожесточение [4, 88].
16. Досады, унижения и все подобные случаи в душе послушника уподобляются полынной горечи, а похвалы, честь и одобрения меду. Но полынь очищает всякую внутреннюю нечистоту, а мед обыкновенно умножает желчь [4, 103].