1234567891011121314151617
18192021222324252627◦28◦2930

Назад  28 сентября/11 октября  Далее IIIIIIIVVVIVIIVIII◦IX◦XXIXII


 

Жития святых

Поиск


По свт. Димитрию Ростовскому:


Прп. Харитона Исповедника;


Прор. Варуха.


Мчч. Александра, Алфея, Зосимы, Марка пастыря, Никона, Неона, Илиодора и прочих.


Блгв. кн. Вячеслава Чешского.


По свт. Феодосию Черниговскому:


Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих;


Прп. Иродиона Илоезерского.


Жития русских святых:


Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии;


Новомученики и исповедники российские:


Мц. Анны.

 

Память о ПРЕПОДОБНЫХ АНТОНИЕВОЙ ПЕЩЕРЫ

У Всех почивающих в Антониевой пещере святых общая память совершается в субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня (14-го сентября). Вероятно, эта память установлена тогда, как при возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, открыто было несколько мощей древних подвижников и устроен был храм Креста Господня, что было около 1670 г.

Ныне, кроме известных по особым дням памяти, в пещере Антониевой видимо почивает св. Меркурий, епископ Смоленский. Над надгробною плитою его висит святительская мантия. Лавра поет ему: «слава Смоленскому граду Меркурий пастырь, пастырей начальника своего овцы пасый добре, духом же горя выну неразлучну быти от лица преподобных Печерских: темже по смерти чудотворне приплы в кладе и в пещере святей почивает телом, душою же радуется с преподобными во славе вечно». По всей вероятности св. Меркурий на Смоленской кафедре был преемником блаженного епископа Лазаря; так он с своею паствою испытывал ужасы нашествия Батыева. До посвящения в сан святительский подвизался он в Печерской обители, где, по примеру других питомцев пещеры, нашел себе и последний покой.

На старинной иконе Печерских святых изображен в святительском одеянии «святый Симеон, епископ Переяславский». Мелетий Сириг в каноне Киевским святым молится: «Иерарх Симеон! ты сперва приносил Агнца Божия в жертву Вседержителю, а потом принес себя самого, как агнца, в жертву; спаси меня твоими молитвами». - По летописям, Симеон, Переяславский епископ, окончил дни свои страдальческою смертью при нападении Татар на Переяславль, в 1239 году, в то самое время, когда одни полчища Монголов посланы были Батыем против Чернигова, другие, как волны, напали на Переяславль. Враги Христова имени не пощадили здесь ничего святого: храмы были ограблены и осквернены; жители без пощады были избиваемы; город с его кафедральным собором предан огню и святитель Симеон умерщвлен был.

Ныне видимо почивают в пещере нетленными преподобные Лука эконом, Элладий, Алексий, Сuсой, Онисим и Феофил.

Преп. Лука эконом в каноне лавры прославляется, как добрый делатель заповедей Божиих.

Преп. Элладий называется у Кальнофойского постником и чудотворцем, и Феофил известен ему с именем чудотворца. Лавра поет: «Феофил в чудесех изящный поется, той бо еще в жизни многие чудодействием удивляше, ныне же большее приемь дарование иным пособствовати, яко сохрани повеления Твоя, Спасе».

Преп. Сисоя церковная песнь называет просиявшим в посте. Мощи его, как и препод. Алексия, открыты после 1675 г.

В Антониевой же пещере покоятся 12 братьев, каменоздатели и иконописцы великой Печерской церкви. Они лежат в одном общем затворе, приняв иночество по окончании работ своих. Блаж. Симон говорит о иконописцах: «их свиты (свертки) и ныне на палатях (на хорах) и Греческие их книги сохраняются на память о чуде». - Во время митр. Сильвестра еще хранились в Печерской кладовой «Греческия книги их». - Для иконописцев всего естественнее было принести с собою в Киев свертки писанные с руководством в иконописи. И в Восточной Церкви тех времен известны были так называемые у нас «подлинники», которые в полном виде состояли из трех отделов: лицевого подлинника, правил иконного писания и наставления о составлении красок. По известию Симона, блаженные «мастера и живописцы окончили жизнь свою в монашеском чине и положены в своем притворе», т. е. в особой пещерной келье, где подвизались.

Во время Кальнофойского (1638 г.) в Антониевой пещере открыто почивали еще другие преподобные, которых мощи впоследствии сокрыты. «Напротив Илии Муромца (по картине, рядом с Ильею), лежит нетленным телом святой Ефрем, бывший пресвитером, как видно по священному облачению на мощах»; далее - преподобный Иероним затворник и чудотворец; святой старец Меладий чудотворец; святой старец Пергий; святый Евстафий, бывший в миру художник золотых дел; святой отец Павел, инок чудесно-послушливый». О Евстафии в каноне поется: «Евстафий праведный, ты честным был делателем серебра и золота испытанного и затем перешел к деланию духовных добродетелей; украшая ими душу, представил ее чистою как золото и ныне поешь: благословен Бог отцов наших». Здесь же прославляется и «Ефрем священник».

Все помянутые нами святые Антониевой пещеры показаны в числе святых и в ркп. Московских святцах ХVII в.

Когда подвизались эти преподобные? Так как бл. Симон упоминает только о 12 братьях и как Симон, так и Поликарп не упоминают о других; а с другой стороны и известные по летописям святители Меркурий и Симеон окончили земной подвиг в начале ХIII в., после того, как окончились повести Симона и Поликарпа, то все помянутые подвижники Антониевой пещеры жили, по всей вероятности, не позже первой половины ХIII в. Это подтверждается и тем, что все святые Антониевой пещеры, которых празднованию посвящены особые дни, принадлежат несомненно к ХI и ХII в.

Древнее известие о событии, бывшем в пещере Антониевой при св. и. Ионе, говорит: в 1463 г. при благочестивом Киевском князе Симеоне Александровиче и при Печерском архим. Николае заведывал пещерою иеромонах Дионисий Щепа. На великий день - в св. Пасху вошел он в пещеру преп. Антония покадить усопших святых. Придя на место, называемое общиною или трапезою, и кадя, сказал он: «св. отцы и братия! сегодня великий день. Христос воскресе!» И вдруг услышал как бы голос грома: «во истину воскресе». - Так живые пред Господом по силе воскресшего Господа дали весть о своем участии в радости земли о воскресшем Господе.

Назад / Далее...