НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 7

Послание царя, благосклонное к Иудеям (1-7). Умерщвление отступников (8-13). Возвращение остальных Иудеев по своим жилищам (14-20).

1. «И дети наши…» τά τέκνα ημω̃ν... В 217 или 216 г., на который приходится описываемый в нашей книге случай, Птоломей, сколько известно, не имел еще детей, по крайней мере, ни одного законного. Позднее у него родился от сестры – супруги наследник престола Птоломей V Епифан, который, при смерти отца своего (в 203 г.) имел всего 5 лет от роду. – «Великий Бог…» Здесь несомненно Иегова, Которого царь теперь исповедует как истинного Бога (6:25).

3. О ненависти, которую Иудеи питали ко всем народам, говорят многие другие древние писатели: срав. Тацита, Ист. V, 5, 2; Dio Cass. 49, 22; Diod. 34, 1, p. 524; Philostr. Apoll. 5, 33; Иос. Фл., пр. Апп. 2, 10, 14; 1 Сол. 2:15; Есф. 3:13; Juven. 14, 103 и д.

4. «Изобретая жестокости, лютейшие даже Скифских обычаев…», греч.: νόμου σκυθω̃ν αγριωτέραν εμπεπορπημένοι ωμοτητα..., слав. точнее: «свирепейшею лютостью паче закона скифска вооружении…», т. е. как бы одев на себя (или вооружившись) лютость, свирепейшую скифских обычаев. Закон – νόμος – в значении обычай употребляется нередко.

6. «Не укорял в том, что произошло без их вины…», т. е. в том, что они были обречены на казнь как изменники и мятежники.

8. «Получили чрез них должное наказание…» - в силу закона Моисеева во Втор. 8:6 и д.

9. «Ради чрева…», т. е. ради чувственных удовольствий и излишнего жизнелюбия, или временных выгод (См. 2:23). В последующей истории любопытный пример подобного рассуждения представил Констанций Хлор, отец Константина Великого, говоривший: ne imperatori quidem fidos dore, qui Deo fidem non servarent (срав. Евсеев. Vit. Constant. I, 16).

15. «В Птолемаиду, называемую по свойству места Родофором…» - Такая местность, изобилующая розовыми плантациями, дающими лучшее на всем Востоке розовое масло, доныне есть в среднем Египте, в округе Арсинои, на западной стороне Нила и на северо-восточном берегу большого канала Иосифа. Здесь, вероятно, и был сборный пункт Иудеев, возвращавшихся в свои жилища.

18. «Освятивши эти дни…», т. е. посвятив их Господу, как праздничные, и постановив признавать их таковыми на все будущие времена…

19. «Все получили свое по описи…» Писатель здесь предполагает известным, что при переписи и аресте Иудеев (4:11) инвентарь их движимого и недвижимого имущества также был описан и объявлен достоянием казны. Это впоследствии весьма облегчило получение каждым своего.«С величайшим страхом отдавали им…», - со страхом, - с одной стороны – пред неблаговолением царя, а с другой – также и пред гневом Иеговы.

 

Епископ Иосиф.

 

НазадОглавлениеВперед