НазадОглавлениеВперед

Вторая книга Макавейская.

 

Известная под именем 2-ой Маккавейской – книга сама заявляет себя, как краткое начертание или изложение пяти книг некоего Иасона Киринейского (2:24) – в их повествовании «о делах Иуды Маккавея и братьев его…», а также «о войнах против Антиоха Епифана и против сына его Евпатора…».

Следуя этому плану, книга делится на 2 ясно разграниченных части, из коих 1-я (3:1 – 10:9) повествует о событиях в Иерусалиме при Селевке IV и Антиохе Епифане, а 2-я (10:10 – XV) о событиях при сыне его Антиохе Евпаторе, кончая смертью Никанора (в 151 г. э. Сел. = 161 г. до Р. Хр.). Этому сокращенному изложению Иасона Киринейского предшествуют 2 письма Палестинских Иудеев к Египетским (1:1 – 2:19), а также вставлены 2 кратких замечания автора – одно в начале (после писем, 1:20-33), и другое – в конце (15:37-39) труда.

Так как начальные события книги (III-я глава) имели место в последний или предпоследний год царствования Селевка IV, умершего в 176 г. до Р. Хр., то можно с точностью установить, что 2-я книга Маккавейская обнимает своим повествованием исторический период в 15 лет (176 – 161 г. до Р. Хр.).

Возникает вопрос, в какой степени этот период в изложении 2-ой Маккавейской книги совпадает с изложением 1-ой, в которую он также входит, как часть, - в чем сходствует и в чем представляет особенности и различия, в чем пополняет параллельный ему рассказ или сам в чем пополняется им?

По сравнению с 1 Маккавейской книгой, ведущей свой рассказ с Антиоха Епифана (1 Мак. 1:10), - вторая Маккавейская книга захватывает несколько раннейших событий (3:1; 4:6), и более подробно описывает бедствия Иудеев, постигшие их с отступничеством первосвященника Иасона (1 Мак. 4:7 – 7:42 = 2 Мак 1:10-64 ст.). С VIII гл. рассказ идет параллельно 1 Мак III-VII гл., с некоторыми более или менее значительными и важными отличиями и неточностями, находящими себе объяснение отчасти в более религиозно-дидактических, нежели строго научных исторических целях книги, - а отчасти в неизбежных недосмотрах при сокращении первоисточника и приспособлении его к указанным предвзятым целям.

Личность и жизнь Иасона Киринейского мало известны. От его отечества – Кирены – можно только заключить, что он был иудей-эллинист, и что его 5 книг истории написаны были на греческом наречии.

Столь же мало сведений можно дать о сократителе его труда – писатель II Маккавейской книги. Представляется вероятным лишь, что он, также еллинист, незнаком был с 1 Маккавейской книгой, хотя мог собирать материалы для своей истории в Палестине, как показывают многие народные Иудейские предания, нашедшие место в его труде.

О времени написания книги дается отчасти заключить из 1:10, что она написана не раньше 188 г. э. Сел. = 124г. до Р. Хр., но когда именно, с точностью определить нельзя, во всяком случае до пресечения Маккавейской династии и взятия Иерусалима Помпеем (63 г. до Р. Хр.).

Благодаря в особенности трогательному и поучительному повествованию своему о страданиях за веру 7 братьев – «Маккавеев» с их матерью и учителем, книга пользовалась большим внимание и уважением древних церковных писателей и проповедников (Клим. Алекс., Ориген, Иероним, Августин и др.), хотя и не почиталась каноническою.

 

НазадОглавлениеВперед