НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 4.

1-8. Продолжение речи о мудрости. 9-29. Обращение Иерусалима к своим детям с утешением. 30-37. Ободрение, с каким обращается пророк к Иерусалиму.

1-8. Премудрость содержит в себе все законы, которые могут даровать благополучие народу их исполняющему. Если Израиль теперь страдает, то причиною этого является его отступничество от Бога, источника мудрости.

1. Закон может быть назван вечным как откровение вечной премудрости Божией; в особенности это нужно сказать о его моральном содержании. «Если хочешь войти в жизнь вечную, - говорил и Господь Иисус Христос одному юноше, то соблюдай заповеди» (закона Моисеева Мф. 19:17). Отсюда видно, что моральные заповеди Моисеева закона приняты и в христианстве и от него получили печать вечности, вечной обязательности.

4. Ср. Втор. 4:8 и Пс. 147:8-9.

5. Памятник Израиля. Небольшое число оставшихся израильтян представляет собою как бы памятник своему великому родоначальнику, Иакову или Израилю. Этот памятник великого патриарха Бог не даст разрушить и потому Израильский народ не должен падать духом (дерзай).

8. Иерусалим – это ветхозаветная Церковь, представленная лучшими ее служителями – истинными пророками, благочестивыми священниками царями.

9-29. Иерусалим как лишенная детей вдова оплакивает и себя и своих детей, которых увели в плен халдеи. Он ничем не может пособить своим детям и будет только молиться за них Богу (9-20). Иудеи пленные и с своей стороны должны умолять Бога об освобождении из плена (21-24). Терпя пока бедствия в плену, они должны в тоже время непрестанно просить Бога о помощи (21-29).

9. Сожители Сиона – народы, жившие неподалеку от Иерусалима и бывшие свидетелями всех несчастий, какие обрушились на Иерусалим.

19. Идите – выражение не совсем подходящее к тем, которые уже находились давно в плену. Может быть, в подлиннике стояло какое-нибудь другое слово, которое переводчик не точно передал выражением: βαδίζετε.

20. Одежда мира – одежда, какую носили в обыкновенное время. Вретище – грубая одежда, какую надевали по случаю какого-нибудь большого несчастия.

25. Пророчество о том что Израиль наступит на шею врагов своих, нужно понимать как выражение гиперболическое.

30-37. С своей стороны писатель книги обращается к Иерусалиму с ободрением. Главное, на что он при этом обращает внимание – это падение Вавилона, утеснявшего иудеев. Да, Вавилон будет разрушен и Иерусалим снова увидит у себя своих сынов!

30. Даровавший тебе имя т. е. возлюбивший тебя, избравший тебя для того, чтобы быть Его святым городом (ср. Исх. 31:2).

35. Ср. Ис. 34:14.

ГЛАВА 5.

1-9. Призыв, обращаемый к Иерусалиму, одеться в радостные одежды и принимать возвращающихся пленников.

1-9. Иерусалим должен снять с себя одежды печали и облачиться в светлые одежды в знак своего возвышения, какое он получит от Бога. Кроме того он должен взойти на горы и смотреть, как возвращаются из далекого плена его дети, под предводительством Самого Иеговы.

2. Одежды правды т. е. эта одежда, которую дал тебе Бог по всей правде, согласно Своим обетованиям. Венец – это венец царский. Иерусалим как царица возлагает на себя венец – символ своего высокого достоинства.

4. Наречется т. е. будет тебе принадлежать в действительности. Иерусалим не по имени только, но и на деле будет городом, в котором будет обитать мир, происшедший от правды, и слава, произращенная благочестием его обитателей. О выражении нарекать см. Ис. 7:14.

 

Н. Розанов.

 

НазадОглавлениеВперед