1-10. Господь справедливо покарал Свой народ, предавши его на поругание другим народам: в самом деле, иудеи оказались открытыми ослушниками Его воли.
1 и 2. Короче повторяются у Даниила (9:12 и 13).
3. Ср. Плач Иер. 2:20 и 4:10.
4. Всем царствам – конечно, не с разу, а постепенно. Притом, евреи, конечно, не всем без исключения царствам были покоряемы. Здесь, очевидно, выражение гиперболическое.
9. Наблюдал… чтобы эти бедствия непременно поразили иудеев. – Ср. Плачь Иереем. 2:17.
11-35. С 11-го ст. начинается вторая часть молитвы. Здесь писатель умоляет Бога сжалиться над Своим, так сильно наказанным, народом и приводит различные причины, какие должны содействовать тому, чтобы гнев Божий на иудеев сменился милосердием.
11. Первая причина для помилования иудеев – это их особое избрание – быть народом Божиим. Эту мысль неоднократно выставляли на вид и другие пророки (Ис. 51:22; 64:9; Иоил. 2:17).
13. Вторая причина – это крайнее уменьшение численности иудейского народа в настоящее время пленения.
14. Третья причина – величие имени Божия требует восстановления величия народа Божия (ради Тебя). Это мысль также не новая (Иер. 14:21).
15. Четвертая причина – благо всех народов, которые, видя восстановление совсем было уже исчезнувшего народа, уверуют во всемогущество Бога этого народа (ср. Втор. 28:10; Ис. 2:2).
16. От святого дома Твоего. Так обыкновенно назывался храм Иерусалимский. Но в то время храма не существовало и такое выражение потому представляется довольно странным… Некоторые толкователи пытаются истолковать дом как обозначение неба, но оснований для такого толкования не приводят.
17-18. (Ср. Пс. 113:25 и Сиах. 17:24-26). Иудеи здесь как будто ставят на вид, что если они не увидят милостей Божиих, то в храме Иеговы не может раздаться песнь хвалы Богу.
34. Здесь можем находить указание на пятую причину для помилования иудеев именно на заслуги пред Богом патриархов народа иудейского.
Пророчество о завете вечном представляет собою повторение мысли мессианского пророчества Иеремии (Иер. 31:31 и 32).