НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 8

1-2. Писатель от лица царя Соломона говорит, что он еще с юности стремился к мудрости: 3-4, по причине ее внутренней близости к Богу и 5-8, важного значения вообще для жизни человека и 9-16 в особенности для царя в его управлении народом. 17-21. Зная что премудрость – дар Божий, он обращается с молитвой о даровании ее к Богу.

2. Псевдосоломон вновь (7:7) говорит о своей любви к премудрости и своем ревностном стремлении к ней (ср. Сир. 51:13-21). Аллегория, которой писатель пользуется, означает самую глубокую любовь к мудрости и теснейшее единение с ней. Эти отношения к мудрости побуждают писателя далее снова говорить о ее преимуществах и значении. Понятия божественной и человеческой мудрости у него в этом рассказе точно не разграничиваются: 1 ст. и 4 относятся к первой, 2 и 5 только к последней, 3 ст. можно понимать в отношении к обоим.

3. «Она возвышает (свое) благородство тем, что имеет сожитие с Богом…» Русский текст, вставив для пояснения местоимение «свое», определил смысл этих слов в отношении к премудрости, как свойству Божественному. Родство и близость («сожитие – образ взят из брачных отношений в соответствие с предшествующим «невеста») премудрости к Богу возвышают ее внутреннее достоинство и значение. Некоторые экзегеты выражение «возвышает благородство» относят к человеческому благородству, которое возвышается премудростью (разумея под ним связанные с рождением преимущества). Но против земных преимуществ в отношении к премудрости писатель уже высказался (7:1-6), а затем ближайший контекст более благоприятствует 1-му пониманию данного места, наконец образ «сожитие» тоже говорит за то, что здесь речь идет о премудрости, как внутреннем свойстве Божием.

4. «Она таинница ума Божия…» «Таинница», т е. посвященная в тайны Божии, глубоко осведомленная во внутренней жизни Божией («ума Божия»). «Избирательница дел Его». Объяснение этому выражению дает 9 ст. 9 гл. Премудрость выбирает между делами Божиими, идея которых находится в уме Божием, такие, которые творческою волею должны быть осуществлены в известный момент. Таким образом это выражение значит: Бог творит мир премудростью.

5-8. Премудрость является источником драгоценных для человеческой жизни благ, как внешних, так и внутренних. Эта мысль у писателя раскрыта в четырех условных предложениях.

5. Под «богатством» некоторые экзегеты разумеют здесь духовные и моральные блага. Но писатель на такой смысл не делает никаких указаний, между тем как выше (7:11-12) он уже сказал, что премудрость дает и материальные блага. Последние в ее власти, ибо она художница и управительница вселенной, поэтому она выше и ценнее их всех.

6. Если обыкновенное человеческое благоразумие помогает нам в достижении наших целей, то тем более существенную пользу может оказать нам премудрость, сила и деятельность которой проявились в образовании и устройстве вселенной. Выражение «художник» (τεχνίης) взято здесь в соответствие с тем, что премудрость изображается в книге, как художница.

7. Премудрость удовлетворяет стремлению человека к праведности, ибо она источник всякой добродетели. От нее происходят четыре главных добродетели: целомудрие, рассудительность, справедливость и мужество. Это четырехчленное деление служит несомненным доказательством знакомства писателя с греческой философией. Такое деление добродетели впервые находим у Платона, потом у стоиков и позднее в иудейско-александрийской философии. Писатель книги премудрости С., нужно полагать, познакомился с этим учением о добродетели из последнего источника, а не непосредственно из Платона, с которым он здесь расходится. У Платона главных добродетелей считалось собственно три (рассудительность, мужество и целомудрие) в соответствии с трехчастным делением души, четвертая же, справедливость, рассматривалась не как особое свойство души, но как гармония всей духовной жизни, когда каждая сила, способность свободно развиваться. Писатель книги Премудрости Соломона такого представления о четырех добродетелях не мог иметь уже потому одному, что он не разделял платоновского взгляда о трех-частном делении души. Понятие «справедливость» у него употребляется в двояком значении: в начале стиха («праведность» - δικαιοσύνη) как добродетель в целом, а потом – как часть ее. Если первое приближается к платоновскому пониманию, то второе от него значительно разнится: δικαιοσύνη означает здесь справедливые отношения к людям (ср. 9:3).

8. Премудрость объединяет в себе множество разнообразных знаний. Мысль та же, что и в 7:14-21 ст., хотя там названы более физические и естественно исторические предметы, здесь же речь идет о таких познаниях, которые касаются человеческой жизни и отношений.

«Если кто желает большой опытности…» широкого жизненного опыта (Сир. 15:5), который приобретается не только личным переживанием, но и знакомством с опытом, знаниями других людей, тот пусть обратится к мудрости, которая «знает давно прошедшее и угадывает будущее». Хорошее знание прошлой истории человечества и широкое знакомство с настоящим дает возможность людям предугадывать и будущие события.

«Тонкости слов и разрешение загадок». Под первыми разумеется искусно составленные речи, затем притчи, под вторым – загадки в собственном смысле (Суд. 14:12). Умение разбираться во всем этом составляло необходимое качество восточного мудреца, этим, как известно славился Соломон. (3 Цар. 5:12; Сир. 47:15-17; Пртич. 1).

«Предузнает знамения и чудеса…» Ср. 10:16 ст.

«Последствия лет и времен…», слова имеют тоже значение, что и предшествующее выражение «угадывает будущее» (ср. Деян. 1:7; 1 Сол. 5:1).

9-16. Писатель до этого говорил о существе премудрости вообще. Теперь от лица царя Соломона он высказывает, какие надежды у него лично соединились с приобретением премудрости. Чрез нее он надеялся обеспечить успех своей общественной деятельности (9-15) и счастье семейной жизни (16 ст.).

10. ср. 3 Цар. 5:11,14; 10:1, 6-7; Сир. 4:13; 38:24.

11. ср. 3 Цар. 3:16-28.

12. ср. Иов. 19:9; 40:4; Притч. 30:32.

13. ср. 1:15; 3:4.

14-15. Содержание этих стихов не соответствует характеру исторической личности Соломона, который не был воинственным царем и не покорял чужеземных народов. Писатель очевидно идеализирует личность Соломона., он выводит его в своем сочинении, как живого носителя мудрости, поэтому приписывает ему все качества, какие должны быть в такой идеальной личности.

17-18. Писатель указывает новый мотив своего стремления к приобретению мудрости. До сих пор он указывал основание к этому объективное, в существе премудрость, в ее значении для человека; теперь указывает мотив субъективный, в стремлении к мудрости всего лучшего в человеческой природе. Это место стоит в параллели с 7:1-7. Как там он учил, что человек, если даже он родился в наилучших внешних условиях, сам по себе, без премудрости ничего не может сделать; так теперь он говорит, что даже при несомненном природном стремлении к добру, он не может обойтись без божественной помощи.

«Я был отрок даровитый и душу получил я добрую…» Эти два предложения в греческом тексте соединены связкой (μα̃λλον δε), которая часто употребляется для обозначения поправки к предшествующей мысли (см. Гал. 4:9; Еф. 4:28; 5:11; Рим. 8:34). Поэтому предикат «даровитый» (ευφυής) означает здесь одаренный стремлением к добру. Выражение «душу получил добрую» может быть понято в двух противоположных смыслах: что тела образуются раньше, чем души, или обратно, души существуют раньше, чем они начинают жить в телах. Последующие слова  говорят в пользу второго понимания. «Будучи добрым» (αγαθός), т .е. мое собственное я, моя душа уже была доброй, прежде чем вошла «в тело чистое», т. е. такое, в котором власть чувственных движений не была столь сильной, чтобы могла заглушить стремление к добродетели. Таким образом в данном месте содержится намек на учение о предсуществовании душ. В Ветхом Завете нет никаких указаний на это учение; писатель книги Премудрости мог заимствовать его только из Платоновской философии. Однако учение о предсуществовании душ Платона у него значительно изменено. По Платону только согрешившие, падшие души посылаются в тела; здесь они ведут борьбу со всем тем злом, источником которого является тело и если одерживают победу над низкими плотскими чувствами, то возвращаются по смерти в свое первоначальное блаженное состояние, если же подчиняются телу – гибнут. У писателя книги Премудрости Соломона, напротив «добрая душа» посылается в тело и притом «тело чистое». Значит ли это, что писатель не смотрит на тело, как на источник зла? Ответ найдем в 9:15: «тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум».

21. Будучи хорошо одарен от природы, псевдо-Соломон тем не менее не считал возможным достигнуть мудрости одними своими усилиями. Он знал, что премудрость – есть дар Божий и о нем следует молиться. Дело естественного разума сказать – «чей это дар» и кому молиться.

 

НазадОглавлениеВперед