НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 14

Предсмертное завещание Товита.

1-4. В виду предвидимой Товитом гибели Ниневии, он убеждает Товию для безопасности переселиться из Ниневии в Мидию. – 5-8. Предсказание восстановления храма и обращения язычников к религии Иеговы. – 9-11. Увещание к справедливости и милосердию и завещание Товита о погребении. – 12-15. Смерть Товита с женою, удаление Товии к тестю – Рагуилу; смерть обоих.

2-4. В определении числа лет жизни Товита между разными текстами книги Товита замечаются большие разности; то же надо сказать и о других хронологических датах книги Товита по различным текстам. Так, по принятому греческому тексту (ст. 2), Товит потерял зрение 58-ми лет от роду, по александрийскому же списку (и славянск. перев.) – 88-ми лет, - а прозрел чрез 8 лет после того; общее число лет жизни Товита в принятом тексте определяется (см. 11) в 158 лет (по Кодд. 44. 55. 106, у Гольмеса – 150 лет). Напротив, по Синайск. списку LXX и по Vet. Lat. – 112 лет, а по Vulg. и Сирск. т. – 102 года, при чем в определении частных эпох жизни Товита в этих текстах в свою очередь существуют большие разности (напр. по Вульгате, ст. 1-3, Товит ослеп 56 лет от роду, выздоровел чрез 4 года, след. 60-ти лет, жил после того 42 года, умер 102-х лет и т. д.). Разности эти, обязанные своим происхождением ошибочному чтению или пропуску некоторых букв, служивших цифрами, и намеренным изменениям со стороны переводчиков и справщиков, в целях согласования отдельных хронологических указаний между собою (см. у проф. Дроздова, стр. 148-149). Вследствие этого пользование книгою Товита в целях установления даты современных исторических событий, напр. разрушения Ниневии (ст. 4), чрезвычайно затруднительно (Ср. у М. Симашкевича [ныне епископа Митрофана], Пророчество Наума о Ниневии. Экзегетическое исследование с очерком истории Ассирийского государства и историко-критическим решением вопроса о происхождении Книги Пророка Наума. СПБ. 1875, стр. 338-339).

Пророчество о предстоящем разрушении Ниневии (ст. 4) в принятом греческом тексте приписано прор. Ионе. Но так как пророчество Ионы о гибели Ниневии (Иона 3:4), вследствие покаяния жителей ее (там же, ст. 5-10), не исполнилось во времена прор. Ионы, и нет основания признавать исполнение этого пророчества не отмененным, а лишь отсроченным на известное время, то следует признать более правильным чтение Синайского списка, по которому пророчество это приписано пр. Науму, пророческая книга которого, действительно, посвящена главным образом предсказанию разрушения Ниневии и всей Ассирии (см., напр., Наум. 3:7; Соф. 2:13-15). В Вульгате имя пророка не поставлено, а сделана общая ссылка на неотвратимость, непреложность (пророческого) слова Божия: non enim excidit verbum Domini.

4б – 7. Равным образом свою веру в предстоящее временное запустение Иерусалима и в последующее восстановление его, а также в обращение народов к Иегове (ср. 13:9-18), Товит основывает на вещаниях пророков, относящихся к этому предмету (см., напр., Ис. 3:8; 60 гл.; Соф. 2:11; Зах. 8:8; 13:2).

8. Сн. ст. 4.

9-11. Предсмертные наставления Товита сыну, здесь содержащиеся, кратко повторяют наставления, данные Товитом Товии пред отправлением последнего в Раги Мидийские (гл. 4): о милостыне ст. 9 и 11, сн. 4:7-11, 16-17; о погребении Товита вместе с женою ст. 10, сн. 4:3-4.

Заповедь о милосердии и милостыне иллюстрируется в ст. 10 ссылкою на какой-то эпизод с известным Ахикаром (1:22; 2:10; 11:17). Смысл этого эпизода понятен: милосердие Ахикара спасло его от гибели со стороны некоего неблагодарного и коварного питомца его, который в Синайск. сп. LXX и в Vet. Lat. назван Надавом, что, очевидно, тождественно с именем Насваса, племянника Ахикара – в 11:17. Но в принятом греч. тексте этот эпизод затемнен и осложнен, во-1-х, тем, что вместо Надава назван некий Аман (или Адам), - вероятно вследствие смешения данного эпизода с историею Мардохея и Амана в книге Есфирь; во-2-х, кроме того, приводится новый случай спасения Манассии – лица неизвестного (некоторые старые толкователи произвольно видели в нем мужа Иудифи, см. Иудифь 8:2) от сетей Амана.

11б – 14. Товия точно исполняет завещание отца: переселяется в Екбатаны не прежде, как после смерти матери своей Анны, которую, по завещанию отца своего (ст. 10, сн. 4:3-4), он похоронил вместе с Товитом. Лета жизни Товии (ст. 14) в разных местах книги Товита показаны неодинаково: в принятом греч. тексте – 127 лет, по другим спискам 107 лет; в код. синайск. и в Vet. Lat. – 117 лет, в Вульгате 99 лет. В Вульгате о Товии добавлено, что он видел потомков своих до пятого поколения, и что все его родственники и потомки отличались благочестием (Viditque quintam generationem filios filiorum suorum… Omnis autem cognatio ejus et omnis generation ejus in bona vita, et in sancta conversatione permansit, ita, ut accepti essent tam Deo, quam bominibus et cunctis habitantibus in terra).

15. По переселении своем в Екбатаны, вероятно уже не задолго до своей смерти Товия услыхал о разрушении Ниневии – быть может, от пленников ассирийских, приведенных в Екбатаны мидийским царем. Разрушителем Ниневии по Синайск. код. книги Товита (ст. 15) представляется Ахиахар – Αχιάχαρος, ο βασιλεύς τη̃ς Μήδειας (по Vet. Lat. Achicar, rex Medorum): здесь имя Ахиахара или Ахикара, неоднократно встречавшееся в книге Товита (даже в самой гл. 14, ст. 10), явилось вследствие смешения с созвучным именем мидийского царя Киаксара, Κυαξάρής, о котором, как о завоевателе Ассирии, говорит Геродот (history. I, 106). Сообщения других древних историков (Абидена, Александра Полигистора, Ктезия) об участии вавилонян, во главе с Набополассаром, в разрушении Ниневии, может быть вполне приведено в согласие с этими данными – книги Товита (по код. Синайск.) и истории Геродота (см. у проф. Дроздова, стр. 516-525). Главным же образом свидетельство книги Товита (и Геродота) подтверждается недавно, в 1894 году, открытою надписью вавилонского царя Набонида, по которой «царь Манды», т. е. мидяне, является помощником Набополассара, и самое разрушение Ассирии приписывается одним мидянам. В этой же надписи указана хронологическая дата разрушения Ассирии и Ниневии – за 54 года до восстановления храма бога Сина в городе Харрана в 553 г., т. е. разрушение Ниневии последовало в 606 году до Р. Хр. – дата, которую в настоящее время можно признать общепринятою (см. там же, стр. 525-527).

В принятом греческом тексте кн. Товита (ст. 15) имя Киаксара заменено именем сделавшегося со времени вавилонского плена известным каждому еврею завоевателя Навуходоносора, причем имя страны – Ассирии (Ασσυρίας или Ασσούρ) неудачно было превращено в имя лица – предполагаемого второго завоевателя – Ассуира (Ασυήρος или: по код. 23. 58. 64. 76. 106. 236. 243. 248. 249, комплют. Альд.: Ασσουήρος по код. 44. 106: Ασσύριος).

Таким образом, книга Товита, начинаясь с рассказа о переселении жителей Израильского царства в Ассирию и, в частности в Ниневию, (1:1-3), оканчивается свидетельством о разрушении и этой всемирной монархии и ее знаменитой столицы (14:15). Таков священный, библейский прагматизм исторической судьбы Ассура – народа, бывшего «жезлом гнева» Божия (Ис. 10:5) для наказания Израиля!

Свящ. А. Глаголев.

 

НазадОглавлениеВперед