НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 8

1-8. Изгнание демона (Асмодея) и обоюдная молитва новобрачных – Товии и Сарры. – 9-14. Рагуил приготовляет могилу для зятя. – 15-21. Благодарение Гагуила Господу за спасение новобрачных и двухнедельное их брачное торжество.

1-3. Избавление Сарры от злого духа, конечно, не может быть приписываемо физическим свойствам сердца и печени рыбы ил самому курению или запаху, исходившему при сожигании этих частей: этого рода вещественные средства не могли оказать непосредственного действия на бестелесного духа – Асмодея. Смысл этого свидетельства, ст. 1-3, об избавлении Сары от Асмодея просто тот, что это избавление было чудесным и посредствовалось некоторым вещественным средством. В этом отношении чудо это не противоречит характеру других библейских чудес, которые обычно соединяются с внешними действиями и с вещественными средствами (см. напр. Чис. 21:8-9, сн. Толков. Библ. т. I, стр. 557 или 4 Цар. 2:19,22 и Толков. Библ. т. II, стр. 486).

Равным образам мысль ст. 3, об удалении Асмодея в Верхний Египет, т. е. в пустыню, и о связании его Ангелом (Рафаилом) может быть приведена в согласие с библейскою ангелологиею и демонологиею, поскольку пустыня являлась в представлении евреев жилищем злых духов (Лев. 16; 17:7; 13:21; 34:18; ср. Мф. 12:43), а также понятие «связать», т. е. лишить возможности действия, не раз употребляется священными писателями в отношении злых духов (Мф. 12:29; 2 Петр. 2:4; Иуд. 6 ст.), причем в Апокалипсисе связание сатаны на 1000 лет усвояется Ангелу, имеющему ключ от бездны (Апок. 20:1-3, ср. 12:9) (См. у А. Глаголева, Ветхозаветное библейское учение об ангелах. Киев, 1900, стр. 591, 695).

4-8. Куренье сердцем и печенью рыбы (ст. 2) являлось только символом последовавшей затем молитвы Товии с Саррою (ср. Пс. 140:2; Апок. 8:4). Молитва эта замечательна, как один из немногих сохранившихся в Библии, образцов молитвы ветхозаветного человека, и запечатлена чистым библейским духом, заключая в себе: а) теократическое исповедание веры в Бога (ст. 5; Сн. Исх. 3:14-15 ст.); б) библейское учение о творении человека и о происхождении всего человеческого рода (ст. 6а, сн. Быт. 1-2) и в) библейское же учение о сущности и задачах истинного брака (6б – 7 ст., сн. Быт. 2:23-24).

9-14. В действиях и распоряжениях Рагуила в отношении как прежних зятьев его, так и Товии, некоторые исследователи (напр. Цекклер) усматривали признаки неестественного хладнокровия, странной непоследовательности и т. д. Но возражение это, явно, страдает субъективизмом и в самом тексте книги опоры не имеет.

15. В отличие от принятого греческого текста, в котором славословие усвояется одному Рагуилу, в других греческих кодексах оно приписывается Рагуилу совместно с Саррою.

19-20. 14 дней или две недели брачного торжества – срок, вдвое превышающий обычную продолжительность этого торжества на древнем и новом Востоке (Быт. 29:27-28; Суд. 14:17; в теперешней Сирии, по свидетельству Ветцштейна, брачное торжество продолжается тоже 7 дней: - «царская неделя» новобрачных).

 

НазадОглавлениеВперед