НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 36

(4 Цар. 23:30; 24 и 25 гл.).

1-3. 17-й царь Иудейский Иоахаз, трехмесячное его царствование и низложение фараоном. – 4-8. Одиннадцатилетнее нечестивое царствование 18-го царя Иудейского Иоакима и отведение его в Вавилон. – 9-10. Трехмесячное царствование 19-го царя Иехонии. – 11-20. Одиннадцатилетнее нечестивое царствование последнего, 20-го, царя Иудейского Седекии, отложение от Навуходоносора; ограбление и сожжение храма и Иерусалима и переселение Иудеев в Вавилон. -21-23. Семидесятилетний плен Иудеев и указ Кира о возвращении их на родину. (Молитва Манассии).

1-3. Другое и, вероятно, первоначальное имя Иоахаза, было Саллум, евр. Шаллум (Иер. 22:11). Поставление его царем помимо старшего брата его Иоакима (ср. ст. 5) объясняется, вероятно, тем, что народ считал Иоахаза в каком-то отношении более достойным первенца Иосии, что, однако, решительно, не оправдалось (см. Иер. 22:11 сл.). А между тем, может быть, именно это нарушение со стороны иудейского народа порядка престолонаследия «подало фараону Нехао благовидный предлог снова вмешаться в дела Иудеи» (проф. Гуляев, стр. 586). На возвратном пути своем из пределов Ассирии (см. И. Флав. Древн. X, 5:2) Нехао вытребовал Иохаза к себе в Сирию, в г. Ривлу (4 Цар. 23:33. См. Толков. Библ. т. II, стр. 574), причем, как можно заключить из аллегорического изображения Иоахаза у прор. Иезекииля (Иез. 19:3-4 – под образам львенка, пресыщенного кровью жертв, израненного, пойманного и отведенного в Египет), Иоахаз недобровольно отдался в руки Египетского фараона, не без борьбы, напротив, после отчаянной, но бесплодной попытки вооруженного сопротивления египетскому войску.

Слова ст. 2 «имя матери его…в Иерусалиме», поставленные в русск. синод. перев. в скобках, не читаются в евр. Библии, и в некоторых изданиях перевода LXX (напр., в Комплют Библ.), и составляют, вероятно, вставку греческих переводчиков, взятую из 4 Цар. 23:31-33. Ловна = Ливна 4 Цар. 19:8; 23:31. См. Толков. Библ. т. II, стр. 549, 574. Девлаф – тоже, что Ривла. 4 Цар. 23:33; 25:6,21. Onomast. 274. Толков. Библ. т. II, стр. 574.

Низложив царя иудейского Иоахаза, фараон наложил на Иудею тяжкую дань (ст. 3); по LXX (καί απέθανέν εκει̃ ст. 4) слав. русск. т., Иоахаз и умер в Египте.

4-8. О царствовании Иоакима 2 Пар. здесь рассказывает значительно короче, чем рассказывается в параллельном месте 4 Цар. 23:34 – 24:1-6. (См. Толков. Библ. т. II, стр. 574-576). В знак полной вассальной зависимости иудейского царя от египетского фараона, последний переменяет (ср. Быт. 41:45; Дан. 1:7) имя Елиакима на Иоаким. Наложенная фараоном на Иудею дань (ст. 3) взыскивалась с жестокостью и вымогательствами, без разбора богатого от бедного (поставленные в русск. синод. перев. в скобках слова ст. 4 находятся лишь в тексте LXX и, вероятно, перенесены сюда из 4 Цар. 27:35; равно и в ст. 5 имеется вставка из 4 Цар. 24:1-3), и в чем агентам египетского царя, может быть, деятельно помогал Иоаким, который свое бедственное и жалкое царствование заявил особенно насилиями и притеснениями народа (Иер. 22:13-19; 36:23-24, 30-32). Во второй половине своего царствования, вероятно, в 8-м году его (ср. Иос. Флав. Древн. X, 6:1. Сн. Толков. Библ. т. II, стр. 575), Иоакиму пришлось египетское данничество переменить на вавилонское: он подчинился основателю ново-халдейского царства Навуходоносору (ок. 600 г. до Р. Хр.). Попытка Иоакима, под влиянием египетской партии, освободиться от дани вавилонскому царю, была роковою для Иоакима: «против него пошел Навуходоносор… и оковал его оковами, чтобы вести в Вавилон» (ст. 5). Это известие 2 Пар., в виду иного рода свидетельств – 4 Цар. и кн. прор. Иеремии о смерти и погребении Иоакима, именно по 4 Цар. 24:6 Иоаким почил с отцами своими, т.е., в Иерусалиме, а по Иер. 22:19; 36:30 труп Иоакима был брошен вне стен Иерусалима и долгое время валялся здесь на подобие падали, - понимается толкователями или так, что Навуходоносор, отведя Иоакима в плен в Вавилон, скоро возвратил его обратно в Иерусалим, где он и умер; или же так, что Навуходоносор лишь отдал приказание доставить Иоакима пленным в Вавилон, но затем отменил это распоряжение и повелел убить Иоакима в Иерусалиме, причем труп его был выброшен за город. Последнее было бы проще и удобоприемлемее, но в пользу первого говорит то, что по другим библейским данным (Иер. 25:1,9. Сн. 4 Цар. 24:1; Дан. 1:1), царь вавилонский в царствование Иоакима дважды подступал к Иерусалиму: в первый раз вскоре после битвы при Кархемисе (Иер. 46:2), не ранее 4-го и не позже 8-го года Иоакимова царствования: этим сроком датируется так называемое первое переселение Иудеев в Вавилон (Дан. 1:1-4), а вместе и начало семидесятилетнего пленения иудеев в Вавилоне (Иер. 25:11-12; 24:10). Таким образом, «книга Царств говорит о первом вторжении Навуходоносора в Иудею, после которого Иоаким еще оставался на престоле, хотя и платил дань Вавилону, также о последовавших затем разбойнических набегах сириян, моавитян и аммонитян на ослабленных иудеев. Книги Паралипоменон, не имея этих известий, заключают в себе заметку о другом вторжении Навуходоносора, следствием которого было разграбление иерусалимского храма и отведение Иоакима в плен» (проф. Олесницкий, Государственная летопись царей иудейских, стр. 430). При этом – «втором переселении» пленено было 3.023 человека иудеев (Иер. 52:28), а при первом – часть сосудов иерусалимского храма (ст. 7), помещенных в капище одного из вавилонских богов (ср. Дан. 1:2) и хранившихся там до возвращения иудеев из плена при Кире (1 Езд. 1:7).

Иоаким последним из иудейских царей умер в родной стране, а также был последним, царствование которого было описано в летописи царей иудейских, заключавшей описание деяний царей от Ровоама (3 Цар. 14629) до Иоакима. Под «мерзостями Иоакима, какие он делал и какие найдены в нем» (ст. 8), еврейские толкователи разумели особые знаки или нарезы в честь идолов на теле Иоакима, будто бы обнаруженные на валявшемся без погребения трупе его. Но гораздо вернее видеть здесь общую мысль об идолослужении и нравственной распущенности Иоакима (см. Calmet ad loc. Migne. Curs. Complet. Script. S. t. XI, p. 1452-1453).

В «летописи царей» могло содержаться и известие, - сохраненное только в переводе LXX слав.-руск., - о погребении Иоакима в некоем Ганозане, εν γανοζαη̃ (text. recept.), εν γανοζάν (код. 55. 60. 64. 119. 243, Алкес.), εν γανοζανί (Альд.). Возможно, что эти греческие выражения суть транскрипция еврейского «be-gan-Uzza» - «в саду Уззы» (4 Цар. 21:18), т. е., по предположению, в саду царя Озии-Азарии, где были погребены: 1) сам этот царь Озия (2 Пар. 26:23); 2) Манассия (4 Цар. 21:18; 2 Пар. 33:20) и Иоаким – все нечестивые цари, лишенные чести погребения в царских гробницах.

9-10. «Царствование Иехонии в книгах Паралипоменон вместо летописи имеет только общую формулу, которою начинаются обыкновенно летописные известия, и в переводе LXX не распространено. Очевидно, что государственная летопись прекратилась, и заметка сделана частным лицом» (проф. Олесницкий, Государственная летопись царей иудейских, стр. 431). В сравнении с 4 Цар. 24:8-16, известие 2 Пар. о трехмесячном царствовании сына Иоакимова Иехонии чрезвычайно сокращено. В принятом масоретск. тексте и принят. т. LXX в ст. 9 показан 8-летний возраст Иехонии при вступлении на престол. Но в евр. код. 525 у Кенник. и греческих код. 19. 44. 64. 71. 74. 106. 108. 120. 121. 134. 158. 55. 60. 119. 243 у Гольмеса, в Библ. Альд. Комплют. стоит дата: 18 лет, согласно с показанием 4 Цар. 24:8, что гораздо вероятнее. Несмотря на заявленную лояльность Иехонии в отношении к вавилонскому царю (И. Флавий. Древн. X, 7:1), последний, с открытием времени военных походов (ст. 10, ср. Цар. 11:1), поспешил сделать новое нашествие на Иерусалим, низложил Иехонию, захватив в плен с ним весьма значительное число евреев из богатых и образованных классов и многие сокровища (Иер. 29:1-2. См. Толков. Библ. т. II, стр. 577). Преемником Иехонии, последним (20-м) царем иудейским Навуходоносор назначил Седекию (ранее называвшегося Матфаниею 4 Цар. 24:17), сына Иосии, след. приходившегося Иехонии не братом (евр.[1] т. русск. перев.), а дядею (LXX. Vulg. слав.). Полная зависимость этого последнего царя Иудеи от вавилонского царя видна уже из того факта перемены имени его последним (4 Цар. 24:17, сн. 2 Пар. 36:4 и примеч. к последнему м.); кроме того, Навуходоносор взял с Седекии нарочитую присягу верности именем Иеговы (Иез. 17:13).

11-13. Из событий одиннадцатилетнего нечестивого царствования Седекии здесь, кроме непослушания царя пророку Иеремии (ст. 12), отмечено еще – очевидно, в качестве одного из преступлений Седекии – клятвопреступление его в отношении Навуходоносора (ст. 13), от которого он открыто отложился, вопреки воле Божией чрез прор. Иеремию. «Замечание книг Паралипоменон о Седекии совсем не имеет характера летописных сообщений и состоит из реляции свойственной пророческой речи. Два упоминания имени пророка Иеремии в этой реляции (ст. 12 и 21) могут служить указателями, что она или написана Иеремиею, или составлена на основании его пророческих речей, с которыми она имеет сходство» (проф. Олесницкий, Государственная летопись царей иудейских, стр. 431).

14-16. Здесь дано общее указание внутренних причин гибели царства Иудейского (ср. 4 Цар. 17:7-23, где подобным же образом указываются внутренние причины разложении и гибели северного, десятиколенного царства). О деятельности пророков в Иудейском царстве и отношении к ним народа ср. пророческие изображения, напр. Иер. 25:4; 36:23. Иез. 33:32. Дан. 9:10.

17-20. О разграблении и разрушении храма и Иерусалима, о переселении Иудеев в Вавилон – подробнее в 4 Цар. 25:9-17. Толков. Библ. т. II, стр. 580-581. В Вавилоне Иудеи были рабами «Навуходоносора и сыновей его» (ст. 20), т. е. преемников на престоле Ново-халдейского царства: Евильмеродаха (561-559 г.г.), Лаоросоардаха (552 г.), Набонида (552-539 г.г.) и Дария Мидянина (539-537 г.г.) до перехода царства к Киру Персидскому (537 г.), всего, по библейскому счислению 70 лет (ст. 21; Иер. 25:11-12; 29:10. Зах. 1:12). См. Иос. Флав. Древн. X, 11:2.

21. С библейско-теократической точки зрения, семидесятилетний плен Вавилонский есть строго-адэкватное наказание народа Божия за нарушение им основ теократии, в частности за пренебрежение теократическим законом о субботнем годе (Лев. 25:1-7. Толков. Библ. т. I, стр. 489-491): оставленная теперь Иудеями земля Палестины получила тот покой, которого она была лишена вследствие нечестия и жадности своих обитателей (ср. Лев. 26:34-35. «От царствования Саула – говорит блаж. Феодорит (вопр. 37 на кн. Левит) – до плена считается четыреста девяносто лет; седьмая часть сего есть семьдесят. Поэтому сказанное (Лев. 25:34,35) значит, что земля останется незасеянною и невозделанною, потому что будете вы жить в земле чужой за то, что вместе с другими законами нарушали и заповедь о субботе» Сн. Толков. Библ. т. I, стр. 500.

22-23. Эти заключительные стихи 2 Пар. дословно читаются в начале 1-ой книги Ездры 1:1-3; там и настоящее место этих стихов (проф. Олесницкий, Государственная летопись царей иудейских, стр. 431). Но заключающееся здесь известие о времени возвращения из плена вавилонского (1-й год правления Кира Персидского, ср. Иос. Флав. Древн. XI, 1:1) важно и для правильного понимания книг Паралипоменон – в двух отношениях. Во 1-х, здесь дано точное указание окончания плена: 1-й год царствования Кира, 537-й или 536-й г. до Р. Хр., следовательно дана возможность точного определения и начала пленения 607-606 г.г., т. е., по принятой хронологии – 4-й год царствования Иоакима, когда произошло первое переселение партии Иудеев в Вавилон (Иер. 25:1 сл.), или первый год царствования Навуходоносора. Таким образом, точно намечаются границы семидесятилетнего (ст. 21) пленения Иудеев, и исключается то предположение некоторых толкователей, по которому начало 70-летнего плена нужно считать с окончательного разрушения Иерусалима в 589 г. а конец его признавать в указе Дария Гистаспа 520 г. о восстановлении Иерусалимского храма (1Езд. 4:24). Во 2-х, по замечанию блаж. Феодорита, «конец самой книги (2 Пар.) показывает, что это (содержание кн. Пар.) священный историк собрал (σνγήγαγε) из многих пророческих книг спустя долгое время, - поскольку здесь упомянуто о царе Персидском Кире и возвращении пленных (иудеев)». (Quaest, in II, Paral. Patrol. Curs. Comp., s. gr. t., col. 855. 858)[2].

 Что касается исповедания Киром в манифесте своем (ст. 23) «Иеговы, Бога небесного», то не лишено значения сообщение Иосифа Флавия (Древн. XI, 1:1), что «это Кир узнал при чтении книги, в которой за двести десять лет до этого пророк Исаия оставил свои предвещания», т. е., тех мест пророческой кн. Исаии 44:28; 45:1, в которых будущий освободитель Иудеев из плена назван по имени (евр. Koresch, LXX Κύροσ персидск. Kurus (Kuru), вавилонск. Kuras); могли содействовать этому знакомству Кира с Библиею сами Иудеи (Cleric). О еврейском прозелитизме Кира, конечно, не может быть речи (ср. замечание о мнимом прозелитизме Хирама Тирского, к 3 Цар. 5:7 - Толков. Библ. т. II, стр. 385).

О неканонической молитве Манассии, царя Иудейского, помещаемой в славяно-русской Библии непосредственно за 36 главою 2 Пар. см. примеч. к 2 Пар. 33:19.

 

Свящ. А. Глаголев.


[1] Впрочем, в код 168 у Кенник. и код. 31. 940 у Росси читается: «сына брата его, бен-ахив».

[2] Весьма обстоятельное и чрезвычайно интересное по своей самобытности исследование о происхождении и источниках книг Паралипоменон дано в не раз цитированной нами талантливой работе проф. А. А. Олесницкого, Государственная летопись царей иудейских или книги забытые (παραλειπομενα). Труды Киевской духовной Академии. 1879, №№ 8 и 12. Однако основное положение автора о большей древности книг Паралипоменон сравнительно с 3 и 4 книгами Царств стоит в науке совершенно одиноко и является лишь гипотезою, весьма, впрочем, пригодною для сравнительного изучения и изъяснения книг Паралипоменон с одной стороны и книг Царств с другой. Всю силу убедительности имеет, во всяком случае, такое, напр., заключение проф. Олесницкого: «известия книг Паралипоменон о царях Иудейских (кроме последних) отличаются летописным выбором материала и во всех отношениях большею, чем известия книг Царств, документальностью, обращаясь во многих случаях в голый сборник документов и списков и дышат свежестью известий, взятых непосредственно из сокровищницы царей народа Божия». Op. cit., стр. 481.

 

НазадОглавлениеВперед