НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 19

1-3. Обличение Иосафата прозорливцем Ииуем за союзное участие с царем израильским. – 4-7. Поставление Иосафатом судей в провинциальных городах Иудеи. – 8-10. Организация суда в Иерусалиме.

2. О пророке Ииуе, сыне Анании (вереятно Анания этот тождествен с пророком этого имени, обличавшим Асу, 2 Пар. 16:7,10), упоминает 3 Цар. 16:1, как современнике израильского царя Ваасы. См. Толков. Библ. II, стр. 443.

4-7. Вместо обычного обозначения пределов всей Палестины с севера на юг: «от Дана до Вирсавии» (2 Цар. 17:11; Суд. 20:1), здесь (ст. 4) для территории одного южного, Иудейского царства употреблено другое выражение «от Вирсавии (на юге) до горы Ефремовой» (на севере).

По закону Второзакония (16:18. См. Толков. Библ. I, стр. 620), поставление судей в провинциальных городах относилось к области местного самоуправления: судьи избирались самим местным населением. Иосафат, по видимому, заменял выборное начало системою назначения судей властью царя (ср. проф. Гуляева, стр. 539). При этом увещания царя к новопоставленным им судьям составлены в выражениях, заимствованных из той же книги Второзакония (ср. ст. 6-7 с Втор. 1:17; 10:17). Благочестивый царь в основу предпринятой реформы кладет начало закона Божия. Бюрократическая система управления страною введена была уже Давидом (2 Цар. 8:16-18; Толков. Библ. I, стр. 318) и при Соломоне получила весьма сложное развитие (3 Цар. 4:2 - Толков. Библ. II, стр. 378 и дал.). Реформа Иосафата была вызвана, вероятно, частью теми крупными изменениями в укладе древне-еврейской жизни, которые связаны были с совершившимся при прадеде Иосафата Ровоаме фактом разделения единого дотоле еврейского царства на два: Иудейское и Израильское, - частью же могли обуславливаться ходом внутреннего развития народа и страны: законы Моисеевы относительно гражданского устройства еврейского народа отнюдь не имели в виду сразу и навсегда определить весь уклад народной жизни, напротив, законодатель предоставил полную и широкую возможность самой жизни вырабатывать, по мере надобности, новые формы. Поэтому нет ничего естественнее религиозно-правовой реформы царя Иосафата, и совершенно беспочвенными являются сомнения некоторых западных библеистов (Graf, Wellhausen, Stade, см. у последнего в его Geschichte des volkes Israel, Bd. I, s. s. 18. 81-83, сн. W. Nowack, Lehrbuch der bibl. Frchâologie. Bd. I, s. 323) в исторической достоверности этого рассказа 2 Паралипоменон гл.17 и 19, как и других сообщений кн. Пар., которые не подтверждаются параллельными известиями книг Царств.

8-11. В духе тех же начал Иосафат устроил народное судилище в Иерусалиме, может быть, подчинив этому судилищу провинциальные, как низшие инстанции. Раввины в иерусалимском судилище (сн. Втор. 17:8-13) видели прототип позднейшего великого иерусалимского синедриона: а в судах провинциальных (сн. Втор. 16:18) – первообраз так называемых малых синедрионов последнего времени см. проф. Гуляева, стр. 539-540). Ср. Толков. Библ. I, стр. 630. Ст. 8-й в конце иначе читается в русской Библии «и возвратились в Иерусалим», иначе в славянской: «да судят живущих в Иерусалиме». Последнее – точный перевод LXX κρίνειν τούς οικου̃ντας εν Ιερουσαλημ, с LXX согласен и перев. Вульг.: judicarent habitatoribus ejus. Очевидно, LXX читали вм. евр. гл. schuw (возвращаться), гл. jaschaw жить, пребывать. Удобоприемлемо и последнее чтение, но евр.-русск. ближе подтверждается контекстом (в ст. 4 сказано: Иосафат обходил народ, следовательно, вышел из Иерусалима, а по ст. 8 возвратился в него). В пользу евр.-русск. чтения говорит и И. Флавий Древн.: IX, 1:1.

 

НазадОглавлениеВперед