НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 11

1-9. Воцарение Давида над всем Израилем в Хевроне. 10-47. Список героев, сподвижников Давида.

В этой главе с незначительными изменениями повторяется содержание 2 Цар. V, 1-10 (=1-9 ст.) и XXIII, 8-39 (=10-47 ст.).

1-3. Помазание Давида в цари над всем Израилем имело место не после смерти Саула, как можно заключить на основании повествования кн. Паралипоменон, а после смерти преемника Саула по престолу – Иевосфея (2 Цар. 3-5). История его царствования, ознаменованная междоусобною войною между домом Саула и Давида, опускается автором кн. Паралипоменон, может быть, потому, что составляет темную страницу в истории правления последнего.

3. По сравнению с 3 ст. V гл. 2 кн. Царств данный стих имеет незначительную прибавку: «по слову Господню, чрез Самуила». Следующие затем 4-5 ст. V гл. 2 кн. Царств, содержащие указание на годы Давида при воцарении и на продолжительность правления в Хевроне и Иерусалиме, опускаются автором Паралипоменон для того, чтобы не нарушать связность повествования. Даты кн. Царств приводятся им в конце обзора правления Давида (1 Пар. 29:27).

5. По склонности к сокращениям автор Паралипоменон пропускает слова кн. Царств: «слепые и хромые отразят тебя, как бы говорили: Давиду не войти сюда» (2 Цар. 5:6).

6.Сообразно с пропуском в 5 ст. и 6 стихе читается совершенно иначе, чем параллельный ему 8 ст. V гл. 2 кн. Царств. Но как предложение Давида, так и его выполнение Иоавом находят свое объяснение: первое в самонадеянности Иевуссеев, второе в храбрости Иоава.

8. Книга Царств не говорит об участии Иоава в работах по устроении Иерусалима; но оно вполне естественно в виду той роли, которую он играл при завоевании города.

9-10. Исчисление героев – сподвижников Давида, способствовавших славе его царствования, в начале изложения истории его правления находит свое объяснение  в стремлении и желании автора отметить наиболее блестящие страницы его деятельности. Поэтому оно и выдвигается на первый план. Нижепоименованные лица «подвизались, чтобы вместе со всем Израилем воцарить Давида», точнее, утвердить его престол.

11. Во 2 Цар. 23:8 это лицо называется Иошев-иашевет. «Сын Ахамани», - «Хакмони». Последнее имя, насколько можно судить по кн. Царств, - имя местности, а не лица. В 1 Пар. 27:2 Иесваал называется сыном Завдиила. Он убил «триста» человек, но не восемьсот, как говорится в кн. Царств (23:8). Число триста поставлено, как думают, в кн. Паралипоменон в соответствие 20 ст., в котором идет речь об Авессе.

12. Имя третьего героя, как видно из 2 кн. Царств (23:11) – Шамма. Пропуск в кн. Паралипоменон не подлежит никакому сомнению, так как и ниже постоянно упоминается о трех героях, хотя поименованы только два. Книга Паралипоменон опускает также повествование о подвиге Елеазара (2 Цар. 23:10).

13-14. Сообразно с указанием 2 Цар. 23:11-12 описанный здесь подвиг совершен не Елеазаром, как следует из кн. Паралипоменон, а Шаммою.

23. Пять локтей равняются приблизительно 3¾ аршина. В кн. Царств (23:21) отсутствует определение роста, и стоит выражение «видный». «Навой у ткачей» - прибавка кн. Паралипоменон.

27. Пред именем Херец должно стоять «Елика Гародитянин» (2 Цар. 23:25). Родина Хереца называется во 2 кн. Царств (23:26) Палти. Чтение кн. Паралипоменон дает понять, что Пелони лежала в колене Ефремовом.

41. Следующих за Уриею Хеттеянином имен нет в XXIII гл. 2 кн. Царств, а название мест происхождения этих лиц, кроме Ароэра, не встречаются в В. Завете.

 

НазадОглавлениеВперед