НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 4

1-23. Родословие дома Иуды. 24-43. Поколение Симеона.

Четвертая глава, содержащая генеалогические отрывки потомков Иуды, представляет, с одной стороны, восполнение родословных таблиц второй главы, а с другой, является (со ст. 24) переходом к генеалогическим спискам колен израильских.

1. Кроме Фареса, сына Иуды в собственном смысле (Быт. 46:12; 1 Пар. 2:4), все остальные перечисленные в данном стихе лица являются его дальнейшими потомками. Есром – сын Фареса (Быт. 46:12; 1 Пар. 2:5), внук Иуды; Харми, - вероятно, внук Зоры (1 Пар. 1:7) – его правнук; Хур – сын Халева и внук Есрома (1 Пар. 2:18, 19) – его праправнук, и Шовал – сын Хура (1 Пар. 2:50) – еще более отдаленный потомок. Происшедшие от перечисленных лиц поколения являются главными в колене Иудовом; но не все. Так, некоторым исследователям кажется странным упоминание о Харми наряду с Есромом и Хуром и потому они предполагают, что вместо Харми следует читать: Халев. Если бы подобное чтение было правильно, то мы имели бы в данном стихе раяд происходящих один от другого потомков Иуды в линии Есрома (Есром, сын его Халев, сын Халева Хур и сын Хура Шовал – 1 Пар. 2:5, 18, 19, 50), а это в свою очередь говорило бы, что IV гл. посвящена перечислению потомков Есрома, не упомянутых во II гл.

2. Реаия – тот же сын Шовала, названный во 2:52 Гарое. Иахаф, потомок Иуды чрез Шовала. нигде более не упоминается: наоборот, это имя известно, как имя одного из левитов (1 Пар. 23:10; 24:22; 2 Пар. 34:12). Равным образом нигде не встречаются и имена его сыновей. И только замечание: «от них племена Цорян, дает понять, что вместе с другими сыновьями Шовала они были родоначальниками населения Цоры (2 Пар. 2:50-53).

3-4. Потомки Хура. Етам – город в колене Иудовом, к югу от Вифлеема, в близком от него расстоянии (2 Пар. 6:6), упоминаемый еще в истории Самсона (Суд. 15:8). Название отца последующих дается ему, как главному городу округа: из него, может быть, выходили колонии, устроившие названные далее города. Из них известен только Изреель, - город горной Иудее (И. Н. 15:56). Три последние названия встречаются только здесь.

4. Имя Пенуел встречается, и как имя лица из колена Вениаминова (1 Пар. 8:25) и как имя города (Быт. 32:33; Суд. 8:8), лежавшего на восточно-иорданской стороне. Гедор – название города (Нав. 15:5, 8), расположенного почти во средине колена Иудова. Положение Хума, основанного Езером, неизвестно. «Вот сыновья Хура, тца Вифлеема, отсылая к 2:51, дает понять, что в настоящем случае исчисляются его потомки, ране не упомянутые.

5. Из 2:24 видно, что Ахшур был первенец Есрома от его жены Авии.

6. Имя первого сына Нары Ахузама негде более не встречается. Но хефер, не имеющий, конечно, ничего общего с Хефером Галаадитянином (Чис. 26:32; 1 Пар. 11:36), может быть рассматриваем, как родоначальник населения южно-иудейского округа Гефер (3 Цар. 4:10), где в более раннее время владычествовал ханаанский царек (Нав. 12:17). Фимни («человек юга») означает, по всей вероятности, живущее по соседству с Гефером поколение Иуды. Имя Ахашвари нигде боле не упоминается.

7. Имена сыновей Хелы встречаются только здесь.

8. Связь исчисляемого в данном и следующих стихах поколения Коца с предшествующими родами остается неизвестною. Нигде не встречаются такхе и имен его потомков, кроме Анува. Это последнее отожествляют с именем южного иудейского города Анав (Нав. 11:21; 15:50), тем более, что LXX читают Ανιόβ.

9. Судя по тому, что имя Иавис соединяется с предшествующими именами частицею «и», его обладателя можно считать за потомка Коца, а упоминаемый в 2:55 город того же имени – делом его рук. Отсюда же вытекает предположение о родстве Иависа и лиц ст. 8 с Шовалом. Имя Иавис – «сын мук», данное ребенку сообразно с восклицанием матери при его рождении, напоминает аналогичные восклицания женщин патриархального периода (Быт. 4:25; 19:37; 29:32, 35; 33:20).

11-12. Имя местности – Реха, ее положение, а равно и имена живущих в ней поколений нигде более не встречаются. Несомненно одно, что «Хелув, брат Шухи» не может быть отожествляем с Халевом-Хелувом ст. 9, II гл.

13-14. Потомки Кеназа. В Суд. 1:13 Кеназ называется «младшим братом» Халева, сына Иефонниина, известного соглядатая и современника Моисея. И так как Халев принадлежал к линии Есрома (см. пр. к 49 ст. II гл.), то, очевидно, из того же поколения происходил и ег брат. Гофониил, сын Кеназа, - племянник и вместе с тем зять Халева (Суд. 1:12-13), первый судья Израильский (Суд. 3:9-10). Имя второго сына Кеназа встречается только здесь; во времена Зоровавеля оно усвояется одному возвратившемуся из плена еврею (1 Езд. 2:2).

14. Хотя имя Меонофай не соединяется с предшествующим «Хафаф» частицею «и», но стоящее вред первым еврейское выражение «benei» 9сыны) дает право считать обоих лиц сыновьями Гофониила; ни тот ни другой, впрочем, нигде более не упоминаются. Офра не может быть отожествляем с городом Офрою колена Вениаминова (Нав. 28:23; 1 Цар. 13:17) и Манассиина (Суд. 6:11). Название «долина плотников», родоначальником населения которой вляется Иоав, встречается в Неем. 11:35, для обозначения лежавшей в севреном направлении от Иерусалима местности.

15. О Халеве, сыне Иефонниином, см. примеч. к 49 ст. II гл. Хотя он является старшим братом Кеназа (ст. 13), но – родословие его почему-то излагается после генеалогии младшего рода. Причина этого, может быть, в том, что поколение Кеназа, имевшее такого представителя, как судья Гофониил, боле славно, чем потомство Халева. И действительно имена его потомков нигде более не упоминаются.

16. Из сыновей Иегаллелела известен лишь Зиф, как родоночальник населения упоминаемого И. Навином города Иудина колена (15:24, 55).

17-18. Потомство Езры. Имя Езры, если только не отожествлять его с Езером, отцом Хума (4:4), нигде более не встречается, имена же его сыновей – Иефер и Ефер усвояются членам других поколений (2:32, 53; 5:24). Что касается Мереда, то предполагают, что лица ст. 17, кроме трех его братьев (Иефера, Ефера и Иалона), а равно и ст. 18 являются его детьми, рожденными двумя женами – Иудией и дочерью фараона Бифьей (ст. 18). Эта догадка основывается на следующем. Ст. 18 заканчивается замечанием: вот сыновья Бифьи, дочери фараоновой, которую взял Меред. И так как стоящее после имени 17 ст. «Иалон» еврейское выражение «ваттагор» представляет глагольную форму женского рода (она родила), не имеющею смысла при отсутствии подлежащего в женском же роде (LXX и русский синодальный текст без всякого основания переводят «ваттагор» мужским родом: «родил» и в качестве подлежащего прибавляют к нему лишнее по сравнению с еврейским текстом слово Иефер), то Бертольд, Кейль и др. вставляют пред ним заключительные слова ст. 18: «вот сыновья Бифьи…», и все место читают так: «вот сыновья Бифьи, дочери фараона, которую взял Меред. Она родила Мерома, Шаммая и т. д.». При допущении подобной поправки мы будем иметь от Мереда да поколения: одно от его жены египтянки Бифьи (ст. 17), другое от евреянки Иудии. Сына первой Ишбаха, отца Ешфемои, находивгеося в южной части удела колена Иудина (Нав. 21:14; 1 Цар. 30:28). Дети второй были родоначальниками жителей Гедора (см. прим. к ст. 4), Сохо, расположенного в низменности на юго-запад от Иерусалима (И. Н. 15:35), и Заноаха (Нав. 15:34, 56; Неем. 3:13; 11:30).

19. Русское чтение: «сыновья жены его Годи», Годию считают за женщину. Но, как имя многих левитов послепленного периода (Неем. 8:7; 9:9; 10:11), Годия – имя мужское, а не женское. Личность его, его жены, имена Гарми и Ешфемоа Моахотянин совершенно неизвестны. Равным образом точно не определено и положение Кеила, находящегося в иудейской низменности.

20. Личность Симеона и его детей совершенно неизвестна; нельзя также ничего сказать обо их положении в родословии колена Иудина. Вельсгаузен без достаточных оснований предполагает, что они принадлежать к линии Есрома. Иший упоминается выше, в 1:31, в качестве потомка Иерахмеила и ниже, 4:42, как потомок Симеона; но ни у того, ни у другого нет сына Захева. По-видимому, это – совершенно различные лица.

21-23. Потомки Шеллы, третьего сына Иуды от Хананеянки, дочери Шуевой (1 Пар. 2:3; Быт. 33:5), почему то пропущенные во II гл. Ира, отца Лехи, нельзя смешивать с Ирою, братом Шеллы, - первенцем Иуды, дядею Ира настоящего стиха. Однинаковые имена у дяди и племянника – обычное явление в поколении Иуды (2:9, 25). Мареша город колена Иудина, лежавший в Софельской долине (Нав. 15:44; 2 Пар. 11:8; 15:8, 9; Мих. 1:15). Что такое за «дом Ашбеа» («дом Есова» по чтению LXX и «дом клятвы» по Вульгате, заменяющей собственное имя нарицательным) сказать невозможно.

22. Имена «Иоким, жители Хозевы» не поддаются объяснению Предполагают, что Хозева – тоже самое, что Кезив Быт. 38:5, - место родины самого Изелы. Равным образом неизвестно, когда потомки Шеллы владычествовали над Моавом. Судя по замечанию: «это дела древние», сам автор не знал времени и обстоятельств отмеченного им события.

23. Чтение «при садах и огородах» представляет перевод еврейских собственных имен «Нетаим и Гедера». Что они означают, сказать нет возможности. Спорно также и то, какой разумеется царь: еврейский, или же вавилонский и персидский. Если же последний, то смысл стиха такой: некоторые потомки Иуды остались в Вавилонии после того, как их родственники получили разрешение вернуться на родину.

24-43. Отдел, посвящаемый автором колену Симеонову, разделяется на три части: в первой (24-27 ст.) исчисляются пять сыновей Симеона и поколение последнего из них; во второй (28-33 ст.) указываются места поселения Симеонитян до времени Давида (31 ст.), и в третьей (34-43 ст.) идет речь о двух их походах, из которых один – на хамитян имел место при Езекии (41 ст.), а другой в неизвестное время – на землю Сеир (42 ст.).

24. Пять сыновей Симеона исчисляются также в Чис. 26:12-14, с тем лишь различием, что третий сын называется там Иакин, а здесь Иарив, каковую особенность объясняют ошибкой переписчика. Наоборот, в Быт. 46:19 и Исх. 6:15 указано шесть сыновей Симеона. Из них третий «Огад» опущен и в кн. Чисел и в кн. Паралипоменон, вероятно, потому, что не имел потомства. Далее, на первом месте стоит Иемуэл, которому у нас соответствует Немуил и на предпоследнем вместо Херах-Цохар. Какая форма этих имен древнее и первоначальнее, сказать трудно; но во всяком случае они подобозначущи. Цохар = блеск, Зерах = восход солнца; Немуил и Иемуэл – сад Божий.

25-26. Шесть поколений Саула, сына Симеонава.

27. Заявление о малочисленности колена Симеонова по сравнению с Иудиным подтверждается показаниями Пятокнижия. Именно, во второй год по выходе из Египта в племени Симеоновом считалось 59300 человек от 20 лет, и оно по численности занимало третье место, после колен Иудина и Данова; но пред вступлением в обетованную землю в нем было только 22200 человек, так что оно оказалось малочисленнее всех колен (Чис. 1:22; 26:14). Поэтому симеониты были всегда в тесном союзе с коленом Иудиным, и удел их составлял как бы часть удела Иудина (Нав. 19:1, 9). Последнее обстоятельство является причиной того, что численность симеонитян сравнивается с численностью именно Иудина колена.

28-33. Перечень большей части принадлежащих симеонитянам городов совпадает с перечислением их у Нав. 19:2-8 как в отношении имен, атк и со стороны разделения на две группы: города ст. 28-31 соответствуют городам ст. 2-6; города ст. 32 – городам ст. 7. Но при этом общем сходстве замечается и некоторое различие. И прежде всего, среди городов первой группы у нас нет Шевы после Беэр-Шевы (Вирсавии – ст. 2). Но в виду замечания 6 ст. XIX гл. кн. И. Навина, что всех городов было 13, тогда как на самом деле, если считать и Шеву, их выходит 14, можно думать, что имя Шева означает  не отличный от Беэр-Шевы город, но вошло в текст кн. И. Навина по ошибке, чтрез повторение последней составной части слова Беэр-Шева. Далее, вторая меньшая группа состоитиз четырех городов (ст. 7), но не из пяти, как в кн. Паралипоменон (ст. 32), - опущено имя Фокен, но не по ошибке, атк как в том и другом месте определенно названо число городов. Наконец вместо «Билга» (ст. 29) в кн. И. Навина стоит «Вала» (ст. 3), вместо «Фолад» - «Елтолад», вместо «Бетоэл» - «Бетол». Какое из этих чтений правильнее, сказать трудно.

31. Замечание: «вот города их до царствования Давида», поставлено в конце 31, но не 33 ст., может быть, потому, что происшедшие со времени Давида изменения в местах поселения симеонитян протирались только на вышеперечисленные города, тогда как отмеченные в 32 и 33 ст. селения и после Давида оставались неотъемлемою собственностью Симеонова колена.

32. Имена Аин и Риммон употребляются и в данном месте и в Нав. 19:7 (ср. 15:32) в качестве имен двух различных городов. Между тем в Неем. 11:29 Ен-Риммон – название одного города. Имея это в виду. Моверс и Бертольд полагают, что и в кн. Паралипоменон эти имена обозначают один город. Но соединение Аин и Риммон в Ен_Риммон кн. Неемии объясняется или близостью данных мест или же слиянием их в позднейшее время в одно селение. Риммон лежит на четыре часа пути севернее Вирсавии, Аин – имя прилегающего к Риммону колодца. Етам – город южной Иудеи, в области Симеонаова колена (Суд. 15:8, 11).

33. Из параллельного данному стиху места – Нав. 19:8 видно, что имя Ваал представляет сокращение названия – Валаф-Беф, и что простирающаяся до данного пункта группа селений носила название южной Рама,с которою несомненно тожествен южный Рамоф 1 Цар. 30:27. Кейль полагает эту местность недалеко от Хеврона, а новейшие географы на юго-западном берегу Мертвого моря, при ведущей в Хеврон караванной дороге. «Вот места жительства их и родословия их» - хотя колену Симеонову дан был удел в области колена Иудова, но оно имело собственные города и отдельное от Иуды счисление своих поколений.

34-38. Данные стихи едва ли представляют новую генеалогию поколений колена Симеонова; между ними и ст. 24-27 нет никакой связи. Естественнее думать, что перечисленные в них лица («князья племен своих» - ст. 38) были предводителями симеонитян в их ниже отмеченном походе (39-41). За это ручается ст. 41. Своим выражением: «и пришли сии по именам записанные», он отсылает к словам ст. 38. «сии поименованные были князьями племен своих». Поименованные стояли во главе похода. а ими являются лица ст. 34-37. Ближайшею причиною походов, закончившихся поселением симеонитов в завоеванных местностях (ст. 41, 43), является, как можно думать, их размножение и недостаток свободных мест в местах первоначального поселения: « дом отцов их разделился на многие отрасли» (38 ст.).

39-40. Местность, до которой доходили симеониты называется в еврейском тексте «Гедор», у LXX – «Герара». Под первым известен город горной Иудеи (Нав. 15:58), но разуметь его в настоящем случае нельзя: этому препятствует замечание ст. 40, что симеониты заняли равнину, местность со всех сторон открытую, каковою не может быть горная Иудея. Характеру завоеванной им области более соответствует греческое чтение «до Герары». Герар – это столица филистимлян (Быт. 16:6, 17), живших в низменности, равнине. Предположение о вторжении симеонитян в пределы филистимлян как нельзя более гармонирует с указанием ст. 41, что данный поход имел место при Езекии. Как известно, последний нанес филистимлянам страшное поражение (4 Цар. 18:8); и потому нет ничего невероятного, что симеониты и воспользовались их ослаблением для своих завоевательных целей.

42. Определить время второго похода нет возможности. Если судить по тому, что рассказ о нем помещен после повествования о походе из времени Езекии, то можно думать, что он падал на более поздний период. Симеониты побили «уцелевший в Сеире остаток амаликитян, т. е. тех амаликитян, которые так или иначе спаслись от поражения, нанесенного им Саулом и Давидом (2 Цар. 14:48; 15:7; 2 Цар. 8:12). «До сего дня» - не до дня жизни автора кн. Паралипоменон, а до дня жизни составителя тех источников, из которых первый черпает свои сведения.

 

НазадОглавлениеВперед