НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА X

1-23. Список приложивших печати. 29-39. Обязательства, принятые на себя народом.

1. Приложившие печати были. С евр. то же выражение более точно можно бы передать так: «И на chattumim (запечатанные документы) были» (печати). Из множ. ч. chattumim делают заключение, что было написано несколько документов с изложением обязательств народа, - по крайней мере, два (Мейер, Бертолет). В числе приложивших печать вслед за Неемией называется Седекия, который не принадлежал ни к священникам (Неемия и Седекия), ни к главам поколений. Возможно, что это было лицо, занимавшее высокое положение, может быть, писец наместника (1 Езд. IV, 9-17). Ролинсон отождествляет его с Садоком писцом (XIII, 13).

2-8. Список приложивших печати священников (ст. 8: это священники). В списке названо 21 имя, но обыкновенно предполагают, что одно имя выпало, так как в Неем. XII, 1-7 исчисляется 22 имени. Из этих имен 15 приводятся в III, 2-7 как имена глав священнических, возвратившихся из Вавилона с Зоровавелем, и в XII, 11 -20, как имена глав священнических родов. Вследствие этого и в Неем. X, 2-8 называются не отдельные лица, а целые священнические классы (череды), от имени которых выступили представители. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в числе приложивших печати не назван первосвященник. Может быть, вместо него подписался Сераия, который в XI, 11 называется начальствующим в доме Божьем. Список священников, кроме X, 2-8, приводится еще в Неем. XII, но составить ясное представление об организации ветхозаветного священства после плена на основании этих списков очень трудно. Из 1 Езд. II, 36-39 видно, что с Зоровавелем возвратились из плена четыре священнических рода (Кейль) или четыре череды; Иедаии, Иммера, Пашхура и Харима. Между тем в Неем. X, 2-8 мы имеем указание на 21 череду, а в Неем. XII - на 22. По преданию иудейскому, после плена до разрушения Иерусалима существовали 24 череды Давида (Лк. I, 5-8; Древн. VII, 14.7). Как образовались эти череды и когда, об этом трудно сказать что-нибудь определенное. По иудейскому преданию, возвратившиеся из плена четыре рода (или череды) были разделены пророками на 24 части, с целью придания священству организации времени Давида. При этом первая череда получила свое имя (Иедаии), а остальные по жребию получили имена черед невозвратившихся (Herzfeld, Geschichte III, 393). Указание кн. Неемии на 22 череды (вместо 24) при этом можно понимать так, что 2 череды не были заполнены, дабы можно было включить тех, которые имели доказать свое право на священство (1 Езд. II, 61-63). Вновь образованные череды отчасти носили древние имена: в Неем. XII, 1-7 восемь имен совпадают с 1 Пар. XXIV. Но некоторые получили и новые имена, наприм. Иддо (ст. 4). О священстве в послепл. время см. у пр. Г. Гитова (История священства. 1878) и у о. Гр. Ключарева (История ветхозав. священства. Ставр. 1903).

9-13. Список приложивших печати левитов. В списке названо 17 имен, которые опять должны считаться именами классов или черед левитских. Упоминаемый в ст. 9 Иисус и Кадмиил возвратились (роды их) еще при Зоровавеле (1 Езд. II,40; Неем. VII, 43).Сыновья Хенадада также упоминаются уже в 1Езд. III, 9.Биннуй, сын Хенадада, по Неем. III, 24, строил часть стены. Большая часть названных в ст. 9-13 имен встречалась уже в Неем. VIII, 7.

15-27. Список глав народа, т.е. мирян. В списке названы имена отчасти известные из 1 Езд. II и Неем. VII. Всех имен 44, а в 1 Езд. II только 33. Поэтому нужно допустить, что число глав во время между Зоровавелем и Неемией (537-444) увеличилось вследствие увеличения общины новыми переселенцами и присоединения к общине иноплеменников. Некоторых названных в 1 Езд. II лиц (Сафатия, Арах) в рассматриваемых стихах мы не встречаем, - или потому, что роды их прекратили свое существование, или потому, что представители этих родов не подписали всенародного решения. Упомянутый в ст. 17 отдельно от Еэекии (Атер, Езекия) Атер, по 1 Езд. II, 16, принадлежал к дому Езекии.

28-29. К обязательству, принятому представителями, присоединился и весь народ, давший клятву поступать по закону Божию. Возможно, что эта народная клятва была обставлена особыми обрядами, подобными описанным в Быт. XV, 10. Ввиду новейших теорий о происхождении Пятикнижия возникает вопрос: что должно разуметь под книгой закона Моисеева, которая читалась в собрании и соблюдать которую народ обязался. По некоторым указаниям, прежде всего, нужно заключать, что читалось не все Пятикнижие. Писатель отмечает, что читался именно закон. Затем, читавшие книгу и изъяснявшие ее священники уже на второй день (VIII, 13) дошли до закона о празднике Кущей (Лев. XXIII), что едва ли было бы возможно, если бы чтение началось с Быт. I. По мнению новейших исследователей, Ездра читал так назыв. «Священнический кодекс» (Лев. - Чис. и некот. отд. Исх.), составленный в период плена и в первое время по возвращении из плена. Торжественное чтение, описанное в Неем. VIII-X, было введением нового кодекса в жизнь. При этом некоторые допускают, что новый кодекс уже был соединен тогда с остальными частями Пятикнижия и, значит, обнародовалось все Пятикнижие (Велльгаузен), другие же думают, что обнародован был только «Свящ. кодекс» (Кауч). По поводу этих мнений должно прежде всего сказать, что, как видно из текста VIII-X, читался не один Свящ. код., а и другие части закона (ср. XIII, I; Втор. XXIII, 4-6; ср. Неем. X, 31 и Исх. XXXIV, 11-16; Втор. VII, 2 и д.). Затем, повествование Неем. VIII - X не производит такого впечатления, чтобы Ездра впервые обнародовал какую-либо часть закона или целый закон, который представлял для народа нечто новое. Принятие законов, ложившихся на народ тяжестью и не соответствовавших его настроению (ср. Мал. 1,6-14; II, 1 и III, в) можно понять только в том случае, если признать, что законы были древние, давно известные и только временно пришедшие в забвение. Вообще, все чтение закона, предпринятое Ездрой, имело в виду поднять значение древних законов, приспособить древние предписания к новым отношениям и выдвинуть некоторые из них с особенной силой ввиду новых условий жизни.

30. После общего обязательства соблюдать весь закон дано было, ввиду условий времени, специальное обязательство соблюдать некоторые отдельные постановления закона. О запрещении браков с иноплеменницами см. Исх. XXXIV, 12; XXIII, 31; Чис. XIII, 52; Втор.. VII, 2 и д.

31. В законе нет запрещения торговли в субботние дни. Но это запрещение само собой вытекало из заповеди о субботнем покое. И в седьмой год оставлять долги всякого рода. Седьмой или субботний год, по закону (Исх.. XXIII, 10-11; Лев. XXV, 2-4) был годом покоя для земли, и в этот год нельзя было заниматься ни земледелием, ни садоводством. Ввиду возникавшей отсюда трудности уплаты долгов закон повелевал заимодавцу не требовать долгов в субботний год, а по _Втор XV, 12 даже прощать.

32. По ст. 32, иудеи установили обязательный ежегодный взнос на храм и, вероятно, именно на нужды храмового богослужения, - в ⅓ сикля. По Исх. XXX, 17, каждое лицо муж. пола, достигшее 20 лет, должно было давать на храм ½ сикля. Рав. Абен-Ездра полагает, что в ст. 32 идет речь о новом налоге, принятом общиной в дополнение к установленному в Исх. XXX, 17. Но текст скорее дает основание думать, что в ст. 32-м идет речь только о восстановлении налога, узаконенного в Исх. XXX. Вероятно, и при Неемии этот налог считался обязательным для лиц муж. пола, достигших 20-летнего возраста, хотя в ст. 32-м не указывается, кто, собственно, должен был платить налог. Уменьшение налога с ½ сикля до ⅓ объясняется бедственным положением общины времени Неемии. Впрочем, возможно думать, что цена сикля времени Неемии была выше, чем в допленное время и потому взнос уменьшился до ⅓ (Герцфельд). Бертолет полагает, что в ст. 32 предполагается счет по персидской монетной системе (S. 78). Во времена земной жизни Спасителя в пользу храма взносилось 2 драхмы (Мф. XVII, 24) - немного более сикля.

33. Из ст. 33 видно, что восстановленный общиной налог предназначался на нужды богослужения, именно: на всегдашнее хлебное приношение, т.е. на хлебы предложения (Лев. XXIV, 5-8); на всегдашнее всесожжение (thamid), т.е. на жертву (mincha) вечернюю и утреннюю (olah) (ср. 4 Цар.. XVI, 15; 1 Езд. IX, 4); на жертвы в субботу, новомесячия и праздники (Чис. XXVIII,16; XXIX, 38), на священные вещи [Евр. velakkadaschim, сопоставляемое с дальнейшим velachattoth (рус. «и на жертвы за грех»), указывает на жертвы и именно жертвы благодарственные (ср. 2 Пар. III, 73; XXXV, 13), приносившиеся от лица всего народа (Лев. XXIII, 19; Исх. XXIV, 5]; на жертвы за грех (ср. Лев. IV, 13-21; XVI, 34) и на все, совершаемое в доме Бога нашего. Установление нарочитых взносов на потребности богослужения не противоречит Езд. VII, 20, где сообщается, что дано было повеление от царя отпускать на нужды Иерусалимского храма. Если даже и исполнялось царское повеление, что не несомненно, то все же у иудеев могло быть желание и самим принять участие в содержании храма и увеличить средства храма

34. В законе Моисеевом нет постановления относительно того, кто должен был доставлять дрова для жертвенника. До времени Неемии, вероятно, доставка дров была добровольной. Теперь попечение об этом возложено было на целую общину (ср. Неем. XIII, 31), - священников, левитов и народ. Время доставки для каждого рода было определено жребиями, которые брали, вероятно, представители рода. По Талмуду (Таанит IV, 5) назначено было девять сроков для доставки дров, но преимущественно она происходила 14 аба, и день доставки считался праздничным днем (η τω̃ν ξυλοφορίων εορτή. Война Иуд. II, 17,6).

35-36.О первородном поля (bikkurim - первородное) ср. Исх. XXIII, 19; XXXIV, 26; Втор. XXVI, 2; о начатках плодовых деревьев Чис. XVIII, 13 (ср. Лев. XIX, 23); о первенцах из сыновей, которые должны были выкупаться по оценке священника - Чис. XVIII, 16. Первенцы скота нечистого также должны были выкупаться (Исх. XIII, 12, и д.; Чис. XVIII, 15). Первенцы же чистого скота должны были, по закону, приводиться к храму и передаваться священникам, которые приносили их в жертву, сжигая тук, мясо же оставляя для себя (Чис. XVIII, 17 и д.).

37. Речь идет уже не о первородном (bikkurim), а о начатках (reschith), первых плодах данного года, о лучшем (ср. Чис. XVIII, 2; Исх. XXVIII, 19). Община дала обязательство приносить начатки молотого хлеба (LXX σίτων ημω̃ν, слав. «жит наших»), затем начатки terumoth («приношений наших»), т.е. всего приобретенного с поля. - Какая часть собиравшихся в кладовых при храме начатков передавалась священникам, неизвестно, так как в законе нет определения относительно этого.

38. Сбор левитской десятины должны были производить сами левиты. Но для ограждения интересов священников среди сборщиков-левитов находились во время сбора и священники. Десятины и приношения собирались также в кладовых при храме.

 

НазадОглавлениеВперед