НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 1

1-12 ст. «Ассирийский» царь «Навуходоносор» объявляет войну Мидийскому – Арфаксаду, с союзными ему народами. – 13-16. Поражение Арфаксада и смерть. – Разрушение его столицы (Екбатан). –Торжество Навуходоносора.

1. Начало 1-го стихи имеет свое прямое продолжение в 5-м стихе; вставка же об Арфаксаде (со второй половины 1-го стиха и по 4-й включительно) – есть как бы вводное предложение, знакомящее точнее с некоторыми побочными обстоятельствами и временем повествуемого события.

Вместо «12-го» года Сирийский текст имеет 13-й.

«Навуходоносор», царь Ниневии, есть – быть может – Ассурбанипал (667-647). Правда, ни один из ассирийских царей не носил имени Навуходоносора (значение имени: «да покровительствует короне Небо!»), потому что бог Небо почитался лишь в Вавилонии. Однако, так как Ассурбанипал царствовал над обеими странами, Ассирией и Вавилонией, естественно было бы, если бы он, в качестве Вавилонского царя, принял и имя Навуходоносора, служившее выражением почтения богу страны. Надписи того времени, открытые при раскопках и прочитанные, рассказывают об Ассурбанипале, что именно он победил Мидян и потом, после этой победы, пожелал восстановить свою власть над всей западной Азией, возмутившейся против него – от Лидии, где царствовал Гигес († 650 г.), до Мемфиса в Египте, где царствовал Псамметих I († 617 г.), сын Нехао I († 666 г.).

Арфаксад – есть, быть может, имя, измененное переписчиками из Фраорта или Афраата (647 – 625), преемника Дейока (700 – 647), царя Мидийского.

2-4. Прочность стен г. Екбатан вообще представляется чрезвычайною и даже баснословною. Тем не менее, другие древние писатели и новейшие раскопки подтверждают библейское свидетельство. Надо только заметить относительно ширины башен и стен, что указываемая Библией мера 50-60 локтей – обозначает, вероятно, максимум ширины, какую имели башни и стены внизу, у фундамента, так как чем выше тем стены были уже и менее массивны.

Число башен, усеивавших стены Екбатан, не указывается. Вероятно, их было не меньше, чем в стенах Ниневии, где по – Диодору Сицилийскому – было 1500 башен, простиравшихся в высоту до 200 футов.

Слишком широкие и высокие ворота стен делались для того, чтобы войска могли проходить чрез них совершенно свободно и быстро, в полном строе и со всеми воинскими снаряжениями.

5.В пределах Рагава» (15 ст.: «на горах Рагава») – греч. Ραγαί, или Ράγα, - ων – очень значительный и древний город Мидии в провинции Рагианской, в 10 днях пути от г. Екбатан (Срав. кн. Товии, 1:14 «в Рагах Мидийских»).

6. «Идаспис» (Вульгата имеет Iadason) – это, вероятно, Ευλαι̃ος (срав. Arrian. Anab. 7, 7. Plin. h. n. 6, 31., ……. - Дан. 8:2) – нынешний Absal или Desphul, по другим – Kuran, а может быть - Χοάσπης в Сузианской местности (срав. Страбон, 15, гл. 3).

«Ариох» - (……) имя, упоминаемое и у Моисея, Быт. 14:1,9, а также у Даниила 2:14.

«Царь Елимейский» Ελυμαι̃οι – обитатели персидской местности Елима, ……

«Сыны Хелеуда» (Χελεούδ Wet Lat. имеет helleuth, Сирский – напротив – Халдеев). По догадке Евальда (Gesch. d. V. Isz. III. 2 стр. 543), здесь вероятно, надо читать «дети крота» (……..) – прозвище, данное в насмешку древним Сирийцам.

«В ополчение сынов Хелеуда». Точнее и правильнее читать, вместе с Сирским: «в битву», или «для сражения с сынами Хелеуда».

7-10. Местности, перечисляемые здесь, все более или менее общеизвестны. Пояснений требуют лишь немногие. Βετάνη и Χελλούς – это еврейские: …… и …… упоминаемые у Иисуса Нав. 15:58,59. – Κάδης ......... срав. Нав. 15:23.

11-12. В предшествующем 7 стихе говорится неопределенно, что Навуходоносор «послал» ко всем, живущим в Персии и других перечисляемых далее странах. Зачем послал? – это определеннее узнаем из 11 стиха. Он посылал звать их с собою на войну против Арфаксада. Но – они все отказались. Любопытное объяснение этого отказа приводит Библия: отказались потому, что не боялись его (Навуходоносора). В древних международных отношениях так еще мало, по видимому, имели значения нравственные принципы и обязательства. Сила являлась главным и единственным вершителем и регулятором судеб и отношений народов: кого боялись и кто умел внушить страх, тому покорялись и пред тем заискивали. Примеров героического положения души одним народом за другого содружественного – видим в древней истории мало. –

«пределы двух морей» (12 ст.) – здесь имеются в виду два главных рукава р. Нила (Astaboras и Astapus), называемые у Арабов – белое и голубое море.

13-16. Приготовления к войне с Арфаксадом, начатые в 12-й или 13-й год царствования Навуходоносора, заняли несколько лет; значительная часть этого времени отнята была посольствами к обитателям запада, давшими столь безуспешные результаты. Это, однако, не охладило намерений Навуходоносора, и он в 17-й год царствования расправился с Арфаксадом собственными силами. Надо полагать, что Навуходоносор даже и не имел вовсе нужды обращаться для борьбы с Арфаксадом к содействию западных обитателей, и посольство его к ним имело в виду не смиренную просьбу о помощи, а то же высокомерное и с сознанием своей силы приглашение – покориться и какими-нибудь демонстрациями не мешать задуманному им делу. Последняя цель посольствами была, как видно, все-таки достигнута по крайней мере настолько, что отказавшихся от союза с Навуходоносором не видим и на стороне Арфаксада, предоставленного в борьбе со врагом также своим собственным силам. Перевес в силах был несомненно на стороне Навуходоносора, около которого все же сгруппировались «очень многие народы» (6 ст.), составившие «весьма многое множество ратных мужей» (16 ст.).

 

НазадОглавлениеВперед