НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 30

Возможность примирения с Богом и возвращения Его благословений посредством искреннего раскаяния и соблюдения закона.

 1–10. Обращение евреев к Богу и возвращение их на родину ближайшим образом осуществилось при окончании вавилонского плена. Более полное и существенное обращение в грядущем таинственно предуказано Ап. Павлом (Рим. XI).

11–14. Заповедь действительной любви к Богу, ближнему, самому себе начертана на скрижалях человеческого сердца самой природой (Рим. II:14, 15; ср. X:6–8).

 

ГЛАВА 31

Последние действия Моисея: внушение мужества народу пред занятием им земли хананеев; распоряжение священникам о хранении и чтении народу записанного им закона; принятие с Иисусом Навином божественного откровения относительно будущих судеб израиля; составление обличительно-назидательной песни для народа.

2. Выражение «я не могу уже выходить и входить» означает не упадок сил Моисея, так как последний сохранил бодрость до конца жизни (Втор. XXXIV:7), а то, что он уже перестает быть вождем (Чис. XXVII:17) народа, так как Господь сказал ему: ты не перейдешь Иордана (Чис. XX:7–13).

3. «Как говорил Господь». Ср. Чис. XXVII:15–23; Втор. I:38; III:28.

4. См. Чис. XXI; Втор. II:31; III:1–17.

5. См. Чис. XX:10–20.

10. «В год отпущения», т. е. в субботний год. См. пр. к 1–11 ст. XV гл. кн. Втор. О празднике кущей см. Исх. ХХIII:16; XXIII:33–36, 39–43; Чис. XXIX:12–38.

23. Господь первый раз обращается непосредственно к И. Навину, так как время фактического вступления его в должность народного вождя уже приблизилось.

30. См. XXX гл. кн. Втор.

 

НазадОглавлениеВперед