1. Торжественное возобновление завета, заключенного Иеговой с предшествующим поколением при Синае.
5. Ср. Втор. VIII:4.
6. Ср. Лев. X:8–10. Хлеб и вино обыкновенного происхождения были заменены хлебом и водой, ниспосылаемыми чудесным образом.
7–8. Ср. Чис. XXI:21–35; XXXII; Втор. II:24–37; III:1–20.
18. «Яд и полынь» — образное выражение нравственного вреда и горечи идолослужения.
19. «И пропадет таким образом сытый с голодным» по греко-славянскому тексту: «Да не погубит грешник безгрешного с собою», что более гармонирует с началом стиха.
20. «И изгладит Господь имя его из поднебесной», как изглажено имя многих языческих народов древности и как уже прекращена историческая известность большей половины еврейского народа — израильтян, отведенных в плен Ассирией.
22–23. Теперешнее состояние Палестины отнюдь не напоминает собой земли, текущей медом и молоком.
27. Втор. XXVII, XXVIII.
28. Имеется в виду период преемственных иностранных владычеств в Палестине и неизбежно связанных с ними пленений, а также теперешний период всеобщего рассеяния евреев.
29. «Это сказано для того, чтобы евреи не трудились над изысканием и исследованием сокровенного, потому что оно непостижимо, но вникали бы, действительно ли они внимают и последуют тому, что им открыто и заповедано» (св. Ефр. Сир., Толк. на кн. Втор., гл. XXIX).