1–2. Чис. XVIII:20.
3–5. Ср. Исх. XXIX:26–28; Лев. — II:2, 10; VI:24–29; VII:6–14, 28–36; IX:31–38; X:12–18; XIV:13; XXIII:20; Чис. XVIII.
С вступлением в землю Ханаанскую отменялось данное в пустыне повеление, чтобы всякое чистое животное закалалось пред скинией, как жертвенное (Втор. XII), через что содержание священников сокращалось в значительной степени. Поэтому, сверх «груди потрясения» и «плеча возношения», включены также «челюсти и желудок». К числу приношений первых плодов прибавлены начатки шерсти от овец (Властов, Свящ. Лет.).
5–8. Левит, навсегда покинувший пределы своего левитского города и перешедший на постоянную службу при скинии, получал содержание из средств последней, удерживая при себе и то, что «получал от продажи отцовского достояния» (ст. 8).
9–14. Ср. Лев. ХIX:31; Втор. XIII. «Проводящий сына своего или дочь свою через огонь», в честь богов язычества.
15–19. Согласно указаниям новозаветного Писания (Ин. V:46; Деян. III:22, 23; VII:37) и толкованиям христианских писателей, в комментируемых стихах следует видеть предсказание Мессии, так как из обыкновенных пророков, выступавших в израиле после Моисея, никто не может быть сравнен с последним (Втор. XXXIV:10–12).
«Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, как ты». Моисей был вождь, пророк, законодатель Ветхого Завета, посредник между Богом и людьми, отличавшийся особенной близостью к Иегове (Чис. XII:6–8); Мессия Иисус Христос есть Вождь, Пророк, Законодатель Нового Завета, Ходатай между Богом и людьми, по Своему божественному естеству — Единородный Сын Божий. Моисей освободил евреев от рабства Египту и довел до земли обетования; Христос Иисус Своей жизнью, учением, смертью освободил человечество от ига духовного Египта и открыл доступ в обители обетованного блаженства.
20–22. Ср. Втор. XIII:1–5. В 1–5 ст. XIII гл. кн. Втор. отмечается один признак «непризванности» пророка: не согласное духу божественного закона учение; здесь указывается другой: неисполнение предсказаний.