НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 35

1–3. Повторение закона о субботе. 4–29. Народные приношения необходимых для постройки скинии материалов. 30–35. Назначение строителей скинии.

2-3. Повторение закона о субботнем покое пред началом работ по устройству скинии имело целью предупредить народ, чтобы он из излишнего усердия при постройке святилища не забывал и не нарушал одного из важнейших постановлений, являющихся залогом его завета с Иеговою (ср. 31:13 и д.). Новое разъяснение закона о субботе запрещает «зажигать огонь в день субботний», т. е. приготавливать пищу.

4-9. См. толков. 2–7 ст. 25 гл.

10-12. См. толков. 9–12 ст. 25 гл.; 31–33 ст. 26 гл.; 23–25 ст. 30 гл.

13-14. См. толков. 23–39 ст. 25 гл.

15. См. толков. 1–10 ст. 30 гл.

16. См. толков. 1–8 ст. 27 гл.

17-18. См. толков. 9–19 ст. 27 гл. Лишним в данном случае является указание, что столбы внешнего двора укреплялись при помощи веревок.

19. См. толков. 28 гл.

21-29. Об усердии народа можно судить по тому, что принесенных материалов оказалось более, чем следует, и Моисей должен был остановить приток пожертвований (36:5–6). Золотые вещи могли быть теми самыми, которые взяли евреи у египтян (см. 19–20 ст. 3 гл.).

30-34. См. толков. 2–6 ст. 31 гл.

35. Работа резчика — резная работа по металлу, дереву и камням (ст. 33). Работа искусного ткача — работа с вытканными изображениями. Этой работой были сделаны завеса святого святых, ефод, первые покрывала скинии. Работа ткачей — работа одноцветной ткани.

 

НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 36

1–2. Начало работ по устройству скинии. 3-7. Избыток приношений. 8–19. Приготовление покрывал скинии. 26–34. Устройство столбов (брусьев) и шестов. 35–38. Приготовление завесы внутренней и завесы входа в скинию.

1-2. См. толкование 30, 34 ст. гл. 35.

3. См. толкование 21–24 ст. гл. 35.

5. Ревность и усердие народа объясняется склонностью к обрядовой стороне религии и, может быть, стремлением загладить грех тельцеслужения при Синае.

8-19. См. толкование 1–14 ст. гл. 36. В настоящем случае пропущено лишь предписание ст. 12–13.

20-34. См. толк. 15–30 ст. гл. 26.

35-36. Приготовление завесы, отделяющей святое святых от святилища. См. толк. 31–33 ст. гл. 26.

37-38. Приготовление завесы, закрывающей вход в скинию. См. толк. 36–37 ст. 26 гл.

 

НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 37

1–9. Устройство ковчега завета. 10–16. Стол для хлебов предложения. 17–24. Золотой светильник. 25–28. Устройство жертвенника курения. 29. Приготовление мира и курения.

1-9. Устройство ковчега завета. См. толк. 10–22 ст. гл. 25. В настоящем случае внесено лишнее по сравнению с гл. 25 замечание, что устройство ковчега зав. было делом главного строителя скинии Веселиила, и опущены предписания ст. 15–16 и 21–22, так как выполнение их не относилось к обязанностям Веселиила.

10-16. Устройство стола для хлебов предложения. См. толк. 23–30 ст. 25 гл. Опущение предписания ст. 30 объясняется тем же, что и замалчивание предписаний ст. 15–16.

17-24 Устройство золотого светильника См. толк. 31–39 ст. 25 гл.

25-28. Устройство жертвенника курений. См. толк. 1–5 ст. 30 гл.

29. Приготовление мира и курения. См. толк. 23–25 ст. 30 гл.

 

НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 38

1–7. Устройство жертвенника всесожжения. 8. Устройство умывальника. 9–20. Двор скинии. 21–31. Сумма народных приношений.

1-7. Устройство жертвенника всесожжении. См. толк. 1–8 ст. гл. 27.

8. Устройство умывальника. К рассказу 18 ст. 30 гл. об устройстве умывальника настоящий стих делает одно важное добавление, замечая, что он был сделан из «зеркал женских сборищ» (bemarot гаццобот). Согласно переводу LXX («из зеркал постниц»). Филон, Иосиф Флавий и все иудейское предание разумеют под «bemarot» именно женские зеркала, предполагая, что они вошли в состав умывальника, не теряя своего внешнего вида, были к нему припаяны. По словам Филона, священники, умывая руки в умывальнике, смотрелись в бывшее тут зеркало. Что касается русского чтения, то оно возникло благодаря тому, что слово «bemarot» понято в общем значении — «образ, изображение», а выражение «гаццобот» произведено от корня, означающего «красота, изящество». Но какого рода были эти изображения, текст не разъясняет и дальнейшими словами: «украшающими вход скинии собрания». Может быть, это были изображения херувимов.

9-20. Устройство двора скинии. См. толк. 9–19 ст. 27 гл.

21-26. Сумма народных приношений. По общему признанию, талант равнялся 3000 сиклей; следовательно, 29 талантов 730 сиклей золота (ст. 24) составят 87 730 сиклей золота. Признавая, что сикль весит 3 золотника с небольшим, получим около 3 000 фунтов золота. Серебра было собрано 100 талантов и 1 775 сиклей (ст. 25), т. е. 301 775 сиклей. И так как серебряный сикль равнялся на наши деньги 80 к., то стоимость серебра достигала 241 420 р.

27-29. Ценность меди определена быть не может.

 

НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 39

1–7. Изготовление: ефода. 8–21. наперсника судного. 22–26. верхней ризы. 27–28. хитонов и кидара. 29. пояса. 30–31. золотой дощечки. 32–43. Одобрение и благословение Моисеем работ.

1-7. Изготовление ефода. См. толк. 5–12 ст. 28 гл.

8-21. Изготовление наперсника судного. См. толк. 15–28 ст. 28 гл.

22-26. Изготовление верхней ризы. См. толк. 31–34 ст. 28 гл.

27-29. См. толк. 39–40 и 42 ст. 28 гл.

30-31. См. толк. 36–37 ст. 28 гл.

32-43 Работы осматриваются и проверяются Моисеем во исполнение данного ему Господом повеления: «смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе» (25:40; 27:8).

Порядок производства работ в Библии русской существенно отличается от порядка по Библии греческой и славянской. Так, 8 ст. 36 гл. греческой Библии равняется 1 ст. 39 гл. Библии русской, а все остальное ее содержание воспроизводит 2–31 ст. 39 гл.; 1-й ст. 37 гл. = 8 ст. 36 гл.; дальнейшее описание устройства завесы для святого святых = 35–38 ст. 36 гл.; описание двора = 9–20 ст. 38 гл.; следующее за ним замечание «и сие сочинение скинии свидения» = 21–23 ст. 38 гл.; описание устройства ковчега завета, стола для хлебов предложения и светильника = 1–23 ст. 37 гл. Конец главы не имеет для себя ничего соответствующего в русском тексте. Гл. 38 в описании устройства жертвенника всесожжении равняется 1–7 ст. 38 гл.; в описании приготовления мира = 29 ст. 37 гл., умывальника = 8 ст. 38 гл. Гл. 39 до слов: «и сотвориша сынове израилевы» = 24–31 ст. 38 гл.; слова: «и сотвориша… яко заповеда Господь» воспроизводят 32 ст. 39 гл.; конец главы = 33–43 ст. 39 гл.

 

НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 40

1–11. Повеление Божие поставить скинию и совершить помазание. 12–15. Посвящение Аарона и cынов его. 16–33. Исполнение Моисеем повеления Божия. 34–38. Облако, осеняющее скинию.

2. Как видно из 17 ст. настоящей главы, поставление скинии пало на первый день первого месяца второго года по выходе евреев из Египта.

9-15. Повторяется ранее данное повеление (30:25–30).

20. В ковчег было положено откровение, т. е. скрижали, и кроме них, в нем ничего не было. Расцветший жезл Ааронов был положен пред ковчегом откровения (Чис. 17:10); сосуд с манной был поставлен пред ковчегом (Исх. 16:34) и книга закона была положена «одесную ковчега» (Втор. 31:26). Сообразно с этим и автор 3 кн. Царств замечает: «в ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей» (8:9, ср. 2 Пар. 5:10). Известное свидетельство Ап. Павла (Евр. 9:3–4) основывается, может быть, на еврейском предании.

34. Облако было символом присутствия Господа (14:19–20; 24:15–17; 33:9). Осенявшее прежде палатку, вынесенную Моисеем после тельцеслужения за пределы стана (33:9), оно покрыло теперь скинию собрания, что служило указанием на благоволение Божие.

35. Слава Господня имела вид страшного для простого смертного «огня поядающего» (24:17), что и служило для Моисея препятствием пойти в скинию. Кроме того, для этого требовалось специальное повеление со стороны Господа (24: 16, 18).

36-38. Облако, осенившее скинию, заменило евреям столб облачный и огненный (13:21–22).

 

НазадОглавлениеВперед