НазадОглавлениеДалее

ТОЛКОВАНИЕ
НА КНИГУ ПРОРОКА МАЛАХИИ

Пророк Малахия происходил из колена Завулонова и своим благочестием приводил в удивление народ, который, видя, что он по жизни своей подобен Ангелу Божию, назвал его Ангелом. Малахия пророчествовал по возвращении Иудеев из Вавилона, возвещая, сколь Бог возлюбил сынов Иаковлевых и возненавидел сынов Исавовых.

Глава 1

Пророчество словесе Господня на Израиля рукою Малахии... Возлюбих вы, глаголет Господь. И ресте: о чем возлюбил еси ны? (Мал.1:1-2). Малахия пророчествует по возвращении Иудеев из плена и возвещает, что Бог возлюбил сынов Иакова и возненавидел сынов Исава.

Хотя и все пророки предсказывали гибель Идумеи, но один Малахия пророчествует о гибели ее в самое время гибели. Не брат ли бе Исав Иакову? глаголет Господь: и возлюбих Иакова, Исава же возненавидех (Мал.1:2). И потом присовокупляет: Идумеи... созиждут, и Аз разорю, и нарекутся... людие, на няже ополчися Господь до века. И очеса ваша увидят (Мал.1:4-5). Идумея во дни Малахии подверглась тому конечному истреблению, о котором другие пророки предвозвещали за много родов. Возвеличится Господь превыше предел Израилевых, Господь будет прославляем во всех пределах Израилевых. Но пророк провидит, что пределы владений Иудейских будут расширены, и то совершится трудами Иуды Маккавея и бывших после него правителей народных, которые овладели многими странами, покорили также и землю Идумейскую, самих же Идумеев принудили оставить свои законы и соблюдать обычаи и законы Израильские. Зане от восток солнца и до запад имя Мое прославися во языцех... вы же скверните е (Мал.1:11-12). Бог обличает Иудеев, презрителей Его имени и святыни, говоря, что имя Его прославляется народами, слышавшими и видевшими знамения и чудеса, совершенные Им для избавления их в Египте и у народов, земли которых они наследовали; все трепещут Его и прославляют Его имя, а они сквернят Его, в делах и в словах показывая пренебрежение, глаголюще: трапеза Господня осквернена есть, и возлагаемая брашна Его презренны (Мал.1:12). Не оскверняйте более жертвенников Моих приношением в жертву слепых и хромых животных, ибо вы Мне, действительно, приносите такие жертвы.

Не прииму жертв от рук ваших, потому что они не ценой куплены, а приобретены хищением. Если князь твой не примет от тебя таких приношений, даже не из его собственности взятых, то приму ли Я от тебя такие жертвы, приносимые тобой из Моей собственности? Потому отвергну такие жертвы, как непотребные, и отдуну (Мал.1:13) их в лицо вам, как нечистоту.

Аще приведете слепо на жертву, не зло ли? и аще приведете хромо или недужно, то не зло ли? (Мал.1:8). В смысле иносказательном приносящий слепое есть тот, кто хотя и подает милостыню, но держится ереси; приносящий хромое есть тот, кто приносит Богу дары и приношения от чистого сердца, но волнуется помыслами, то желая принести дар Богу, то придумывая причину, по которой бы не делать сего приношения, или, если дал что в дар, раскаивается в том, что дал; приносящим недужное уподобляются люди, душа которых болезнует славолюбием, и которые, делая добро, заботятся постоянно о том, чтобы за дела свои получить похвалу и славу от людей. Такие жертвы отвергает Господь наш и в Евангелии, называя приносящих лицемерами (Мф.23).

Проклят, емуже бе... в стаде его мужеск пол... и жрет растленное Господеви (Мал.1:14). Приносящему такую жертву уподобляются люди, которые по крепости сил своих должны искать небесной славы для души, но они обращают душевные силы свои на мирские попечения, к духовному же деланию чувствуют бессилие и отвращение, небрегут о благочестии и добродетели. Таковые уподобляются Каину, который сам поядал (вкушал) лучшее, а Богу приносил крохи, остававшиеся у него излишними.

Глава 2

От лица имене Моего устрашался он (Мал.2:5). Так сказано о Левии, родоначальнике колена левитов. В чем вы, левиты, подобны отцу вашему Левию, который боялся Меня и устрашался от лица имене Моего? Закон истины бе во устех его, и неправда не обретеся во устнах его (Мал.2:6). Он брал свою часть, а к Моей не прикасался. И в мире исправляяй иде со Мною, потому вопрошали его, как Ангела, чтобы из его уст научиться закону.

Вы же уклонистеся от пути и изнемоществисте многих (Мал.2:8). Слезы покрыли дом Господень (Мал.2:13). Яко Господь засвидетелствова между тобою и между женою юности твоея, юже оставил еси (Мал.2:14). Священники брали себе жен Хананеянок и нарушали супружескую верность своим женам. Оставленные жены приходили во святилище и проливали там слезы. Поэтому священник, обличая такие дела мужей, говорил, что это последнее ваше дело покрыло слезами дом Господень.

Не один ли муж? Не один ли просил семени у Бога? (Мал.2:15). Это - Авраам, от которого произошли и прочие через Исаака, семя которого просил он у Бога, и которое дано ему. Сохраните духом вашим и жены юности твоея да не не оставиши (Мал.2:16). Авраам только по настоянию жены своей вошел к рабыне; и вы, сыны Авраамовы, подражая Аврааму, не оставляйте жен юности своей.

Глава 3

Се, Аз посылаю Ангела Моего... пред лицем Моим (Мал.3:1). Так говорит Христос об Иоанне Крестителе, посланном уготовать и уравнять путь. Какой же путь? Тот, который сыны Левиины сделали негладким.

И кто стерпит день пришествия Его? (Мал.3:2). Здесь очевидно указывается на тот великий день Суда, в который подвергнутся Суду соделавшие негладкими правые пути Господни. О них ранее сказано: Вы... уклонистеся от пути и изнемоществисте многих... растлисте завет Левиин (Мал.2:8). Яко огнь горнила (Мал.3:2) он идет и, подобно огню, расплавит народ.

И яко мыло исперет (отмоет) сыны Левиины (Мал.3:2-3), чтобы очистить и возвратить им ту светлость, какую имели прежде.

И буду свидетель скор на чародеи, на татей и на прелюбодейцы (Мал.3:5). Законом повелено было народу не оказывать снисхождения к соделавшему грех, убийцу убивать, татя и прелюбодея побивать камнями. В другом смысле слова: буду свидетель скор, - относятся к Иоанну, который свидетельствовал о непотребстве Иродиады и обличал ее.

Отверзу вам хляби небесныя (Мал.3:10), чем означаются многоразличные благодеяния Божии, какие Бог будет ниспосылать Иудеям, боящимся имени Его. В другом, возвышенном, смысле хляби небесныя изображают уста пророков и апостолов: на них низошло небесное святое питие, им Бог даровал многочисленные благословения, на них излил величайшие дары Сам Бог, нисшедший с Небес, явившийся на земле и поживший среди людей.

И обратитеся и увидите между праведным и между беззаконным, и между служащим Богови и не служащим Ему (Мал.3:18). Это открылось, когда были истреблены воинства племени Гогова, и сыны Сионовы избавились от их нападений и ужаса.

Глава 4

И возсияет вам боящымся имене Моего солнце правды (Мал.4:2). Сынам Иудиным, которых осаждали воинства племени Гогова, окружавшие всю землю их, пророк говорит, что от Господа воссияет им свет спасения. В смысле же таинственном солнцем правды именует пророк Христа и Евангельское учение. Изцеление на языке его (Мал.4:2). И здесь пророк также говорит о спасительном Евангелии и о животворных словесах Господа нашего, заключенных в Евангелии.

И будут пепел под ногами вашими (Мал.4:3) трупы сынов племени Гогова.

И изыдете и взыграете, якоже телцы (Мал.4:2), когда победите жестоких врагов ваших.

Помяните закон Моисеа раба Моего (Мал.4:4). Малахия, последний из пророков, указывает народу Иудейскому на закон и на Иоанна - конец закона, и его называет Илией.

И се, Аз послю вам Илию пророка, прежде пришествия дне Господня великаго... иже устроит сердце отца к сыну и сердце сына к отцу (Мал.4: 5-6). Пророчественно говорит так Малахия об Иоанне Крестителе, что и исполнилось на Иоанне, как подтверждает слышанное Захарией от Ангела: И той предыдет пред Ним духом и силою Илииною, обратити сердца отцем на чада (Лк.1:17). О нем и Господь наш говорил Иудеям: И аще хощете прияти, той есть Илиа хотяй приити (Мф.11:14).

 

НазадОглавлениеДалее