НазадОглавлениеДалее

79. НА ЛУКАВЫХ ЖЕН

Нет зверя, подобного жене лукавой и нескромной на язык. Что страшнее льва между четвероногими, или лютее змея между пресмыкающимися? Однако же ничего не значат они в сравнении с лукавой женой. А что лев и змей уступают ей в злобе, свидетельствует о том и Премудрый, говоря: Лучше жити со львом и змием, неже жити с женою лукавою (Сир.25:18). Львы не осмелились коснуться Даниила во рве, а Иезавель предала смерти Навуфея. Кит сохранил Иону в чреве, а Далида, остригши волосы у Самсона, предала его иноплеменникам. Драконы, аспиды и змеи трепетали Иоанна в пустыне, а Иродиада обезглавила его во время вечери. Враны питали Илию на горе, а Иезавель за низведение дождя гнала его, да найдет он себе смерть; убоявшись, Илия бежал в пустыню, простиравшуюся на сорок дней пути, изнемогая духом, просил себе смерти, говоря: Господи Боже, довлеет ныне, возми убо от мене душу мою, Господи, яко несмь аз лучший отец моих (3Цар.19: 4). Увы, пророк убоялся жены! Кто устами своими держал дождь в целой вселенной, кто словом низводил огонь с неба и молитвой воскресил мертвого, - тот убоялся жены.

Никакое зло не сравнится с лукавой женой. Слово мое подтверждает и Премудрый, говоря: Несть главы паче главы змиины, и несть ярость паче ярости женской (Сир.25:17), О, какое это зло, самое острое оружие диавольское! Через жену вначале развратил диавол Адама в раю, через жену заключил Иосифа в темницу, через жену побудил Давида к коварному убийству Урии, через жену премудрейшего Соломона довел до преступления, через жену гнал Илию, через жену ослепил Самсона и усекнул Предтечу Христова. Через жену всех он доводит до падения, всех бесчестит, всех убивает, всех позорит, всем досаждает. Жена бесстыдная никого не щадит: ни иерея не стыдится, ни пророка не уважает, ни седины не чтит. О, какое всякого зла злейшее зло - лукавая жена! Если только лукава она, то богата уже злобой; а если есть у нее и богатство в содействие ее лукавству, то она - сугубое зло, нестерпимое животное, неисцельная болезнь, неукротимый зверь. Знаю, что аспиды, если их приласкают, делаются кроткими; львы и барсы, привыкнув к человеку, бывают смирны; но лукавая и бесстыдная жена, если оскорбляют ее, - бесится, если ласкают, - превозносится. Если муж у нее начальник, ночь и день, подстрекая своими словами, поощряет его к беззаконному убийству - как Иродиада Ирода. Если муж у нее бедный, побуждает его к гневу и ссорам. А если она вдова, то сама, без помощи других, бесчестит и чернит всякого, потому что не обуздывает языка Божиим страхом, не смотрит на будущий Суд, не возводит взоров к Богу, не умеет хранить законов дружбы.

Жене лукавой ничего не стоит собственного мужа своего отдать на смерть. И праведного Иова собственная его жена отдавала на смерть, говоря: рцы глагол некий ко Господу, и умри (Иов.2:9). Какое лукавое произволение! Какая нечестивая мысль! У мужа внутренность, как на углях, горит от множества гнойных прыщей, и вся плоть кишит червями, но она не преклонилась к жалости, видя, что муж ежеминутно стенает и мучится, что раны его открыты; не смягчилась, не пришла в сострадание, смотря на то, что одевавшийся прежде в царскую багряницу, теперь на гноище сидит нагой и гнойный; не вспомнила о дружбе и близости с ним князей, о том, сколь сама через него была возвеличена и прославна, но говорит: рцы глагол некий ко Господу, и умри! Какова женская милость! Каково болезнетворное "мягчительное средство"! Какова супружеская дружба! Недостаточно было для него временной болезни, - она готовила ему и вечное мучение за хулу!

Хочешь ли видеть подобную ей в таком лукавстве жену? Посмотри на Далиду, как она, остригши и связав своего мужа, предала иноплеменникам часть самой себя, своего сожителя, которого лелеяла, лобызала, пред которым лицемерила, что любит его больше самой себя, которого, действительно, вчера любила, а сегодня обманула, вчера лелеяла любовью, а сегодня своим обманом предала погребению. И верно, не был ли он красив? Но кто прекраснее того, кто на голове носил семь кудрей - во образ семилучной благодати? И верно, не был ли он мужествен? Но кто мужественнее того, кто один на пути поразил страшного льва и одной ослиной челюстью низложил тысячу иноплеменников? Но при том он был и столь свят, что однажды при недостатке воды, томясь жаждой, помолился, и из мертвой челюсти, которая была у него в руке, истекла вода, и он утолил жажду. И такого святого, такого прекрасного, такого мужественного низложила собственная жена его и, связав, как врага, предала иноплеменникам, а они, ослепив, сделали из него посмешище. Кому ни львы, ни иноплеменники не в силах были противостоять, того низложила собственная жена его. Как же могла она это сделать? - Воспользовавшись добротой мужа, ночью, лестью похитив у него тайну его силы и обнажив, предала на смерть. Потому-то пророк повелевает нам: от сожительницы твоея хранися, еже сказати ей что (Мих.7:5). Скажи же мне, какой зверь поступал когда так с подобным себе другого пола? Какая змея захочет погубить своего сожителя? Какая львица предаст на смерть мужа своего? Истинно, что нет злобы выше злобы женской.

Итак, кто имеет лукавую жену, тот пусть знает, что в ней получил он воздаяние за свои беззакония. Премудрый говорит, что лукавая жена дана будет мужу грешному.

Сказано: всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова ...в сердце своем (Мф.5:28). Подлинно, страшное предостережение, и много нужно трезвенности.

Если хочешь избежать такой страсти и этого зверя, послушай, что говорит Приточник: Очи твои право да зрят, и вежди твои да помавают праведная (Притч.4:25); да не победит тя доброты похоть, ниже уловлен буди твоима очима: ниже да совосхитишися веждами ея... жена же мужей честныя душы уловляет (Притч.6:25-26). Ныне убо сыне послушай мене... Да не уклонится в пути ея сердце твое: и да не прелстишися в стезях ея. Многих бо уязвивши низверже, и безчисленни суть, ихже убила есть (Притч.7:24-26). Да не устремляется на жену око твое, но беги прочь и не медли. Потому, когда (даже) увидишь женщину благоразумную, которая блистает красотой, имеет светлый взор, сияющие ланиты и какую-то искусственную выразительность в лице, и она распаляет твой помысел и усиливает в тебе вожделение, размысли, что приводящее тебя в удивление - (всего лишь) земля, что воспламеняющее тебя - (всего лишь) пепел; и душа твоя перестанет неистовствовать. Приникни помыслом на кожу лица ее, и тогда увидишь всю малоценность благообразия, потому что ничего не найдешь, кроме костей, жил и зловония. Представь также, что она стареет, изменяется, умирает, и весь этот цвет опал. Рассуди, чему дивишься, и устыдись, а, устыдившись, принеси покаяние.

 

НазадОглавлениеДалее