Назад 3 февраля/16 февраля Далее I◦II◦III◦IV◦V◦VI◦VII◦VIII◦IX◦X◦XI◦XII
По свт. Димитрию Ростовскому: Мчч. Папия, Диодора, Клавдиана; Жития русских святых: Равноап. Николая, архиеп. Японского; Свт. Симеона, еп. Полоцкого, еп. Тверского. Новомученики и исповедники российские: Сщмч. Тимофея пресвитера.
|
Начало 1938 года по силе преследований священно-церковнослужителей оказалось таким же жестоким, как и осень 1937 года. Зима и весна 1938 года стали очередным наступлением властей на Православную Церковь. Тогда были арестованы священник храма великомученика Феодора Стратилата в городе Алуште Крымской области Тимофей Изотов и председатель церковной общины Гавриил Пасевич.
Священномученик Тимофей родился в городе Симферополе Таврической губернии в 1875 году в семье садовника Спиридона Изотова. Окончил церковноприходскую школу. Трудно теперь установить, почему Тимофей избрал путь служения Богу, но в 1909 году, когда ему было уже тридцать четыре года, он поступил псаломщиком в кафедральный собор в Симферополе. В 1912 году за беспорочную жизнь и усердие по службе Тимофей Спиридонович был рукоположен в сан диакона и служил в кафедральном соборе до 1916 года, а затем был переведен в Аутскую церковь города Ялты. В 1921 году диакон Тимофей был переведен ко храму Всех святых в городе Симферополе. В 1922 году он был арестован по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей.
В обвинительном документе власти писали: «Духовенство всячески старалось противодействовать изъятию, затягивало работу, отказываясь помочь снять ризы с икон и ссылаясь на принадлежность последних прихожанам, но оправдательных документов не представило».
Диакон Тимофей был обвинен «в соучастии в сокрытии церковных ценностей и ведении пассивной обороны против изъятия». Однако «за недостатком улик» дело было прекращено, и он был освобожден.
В 1928 году диакон Тимофей был рукоположен в сан священника ко храму села Ново-Павловка. В сентябре 1936 года назначен священником в храм города Алушты, где сподобил его Господь принять крест исповедничества.
Председатель церковной общины Гавриил Алексеевич Пасевич родился в 1874 году в селе Воля Либитовской волости Минской губернии в крестьянской семье. В 1915 году их волость заняли германские войска, и Гавриил Алексеевич, спасаясь от немцев, переехал с семьей в город Симферополь, оставив все свое имущество и хозяйство. Затем началась революция, гражданская война. Гавриил Алексеевич переехал в Алушту и устроился работать дворником. В 1936 году он был избран председателем церковной общины.
Дело против верующих в Алуште развивалось стремительно. Советские власти сделали попытку расколоть церковную общину, уговорив некоторых людей уйти из нее, но община не распалась, и храм закрыть не удалось. Тогда 8 февраля 1938 года помощник оперуполномоченного районного отделения НКВД выписал постановление об аресте священника и председателя общины, и в тот же день они были арестованы. Все следственное дело было проведено за три дня. В течение двух дней, 9 и 10 февраля, были допрошены обвиняемые и свидетели — прихожане, ушедшие из церковной двадцатки, соседи обвиняемых по дому и случайные знакомые. Следователь спросил отца Тимофея:
— Вы арестованы за проводимую вами контрреволюционную деятельность и контрреволюционную агитацию, направленную против советской власти. Вы признаете это?
— Нет, я этого не признаю, так как я контрреволюционной работы не проводил.
— Квартира церковной старосты служила для вас подпольной церковью, где вы совершали религиозные обряды — крещение детей, отправляли молебны и так далее. Вы подтверждаете это?
— Подтверждаю, квартира церковной старосты действительно являлась церковью на дому, где я совершал крещение детей, но других треб я не совершал...
— 19 января 1938 года по окончании обедни вы вышли в церкви на амвон... Вы говорили: «Граждане прихожане, из нашей религиозной двадцатки ушли некоторые члены... они продались антихристу и хотят подорвать нашу общину, но это им не удастся. Я думаю, что верующие прихожане не допустят развалить нашу общину». Вы подтверждаете это?
— 19 января 1938 года я действительно вышел после обедни на амвон и, обращаясь к прихожанам, говорил: «Прихожане, из нашей двадцатки (общины) ушли некоторые члены — Шакалова и Ливенцова, они хотят подорвать нашу общину, в них вселился дьявольский дух, дьявол делает свое дело, но это им не удастся, община существовать будет. Надо пополнить двадцатку, у меня есть пять человек желающих записаться в двадцатку, но они скажут сами народу».
— Обвиняемый Тимофей Спиридонович Изотов, признаете ли вы себя виновным в совершенном вами преступлении, что вы, используя свое положение служителя религиозного культа, проводили контрреволюционную агитацию, направленную против советской власти, и контрреволюционную деятельность в Церкви?
— Виновным себя в предъявленном мне обвинении признаю в том, что я совершал на дому у церковной старосты религиозные требы — крещение детей, и призывал народ не слушать продавшихся дьяволу членов двадцатки, желавших развалить нашу религиозную общину. В остальном виновным себя не признаю.
— 12 декабря 1937 года, в день выборов в Верховный Совет СССР, вы, как служитель религиозного культа, с целью сорвать выборы целый день проводили религиозную службу, отвлекая этим избирателей. Вы признаете это?
— Я действительно служил в день выборов 12 декабря 1937 года, но делал это не с целью сорвать выборы в Верховный Совет СССР, а по своим обязанностям...
Председателя церковной общины Гавриила Пасевича следователь спросил:
— Обвиняемый Пасевич, вы арестованы за проводимые вами контрреволюционные действия и контрреволюционную агитацию, направленную против советской власти и ее мероприятий. Вы признаете это?
— Нет, я этого не признаю, так как я контрреволюционной агитации не проводил.
— В августе 1936 года в доме гражданина Щербины в разговоре с последним об условиях жизни вы клеветали по адресу советской власти... Вы признаете это?
— Я это не подтверждаю...
— В первых числах июня 1937 года на квартире, где были вы и поп Тимофей Изотов, в разговоре о религии и власти вы говорили: «Надо иметь терпение. Бог терпел и нам велел. Нам нужно только больше работать над народом, чтобы народ не забывал Церкви и Бога. Если мы только будем работать не покладая рук, не страшны нам никакие коммунисты». Вы подтверждаете это?
— Нет, я этого не подтверждаю, так как я этого не говорил.
— 1 февраля 1938 года на базаре города Алушты вы встретили гражданку Шакалову, которой заявили: «Вам не удастся подорвать нашу религиозную общину. Хотя вы и подали заявление об уходе, но вам надо подать заявление нам, тогда вы сможете уйти из двадцатки. В вас, наверно, вселился нечистый дух». Вы подтверждаете это?
— Я действительно 1 февраля 1938 года встретился на базаре города Алушты с гражданкой Шакаловой, которой сказал, чтобы она подала заявление в церковную двадцатку об уходе, но об антихристе я ей не говорил.
— Обвиняемый Пасевич, признаете ли вы себя виновным в проводимой вами контрреволюционной агитации, направленной против советской власти и коммунистической партии?
— Виновным себя в предъявленном мне обвинении я не признаю.
Арестованные священник и председатель церковной общины содержались в камерах предварительного заключения при Алуштинском отделении милиции. Всего неделя прошла со дня их ареста до заседания Тройки НКВД. Как бывало всегда во время массовых гонений, христиан обвиняли в преступлениях против государства. Священник Тимофей Изотов был обвинен в том, что «создал контрреволюционную группу из членов церковной двадцатки... проводил контрреволюционную религиозную пропаганду с целью вовлечения населения в религиозную общину. В день выборов в Верховный Совет... с шести утра до поздней ночи проводил богослужение в церкви». Гавриил Пасевич обвинялся в том, что являлся «участником контрреволюционной группы, созданной Изотовым... проводил контрреволюционную религиозную агитацию, открыто призывал граждан вести религиозную пропаганду среди населения».
Священник Тимофей Изотов и председатель церковной общины Гавриил Пасевич виновными себя не признали. 15 февраля 1938 года Тройка НКВД приговорила их к расстрелу. Священник Тимофей Изотов и Гавриил Пасевич были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле.
[1] ЦА ФСБ РФ. Арх. № Р-31086.
Архив СНБ Украины по Крымской обл. Арх. № 014342.