123◦4◦567891011121314151617
1819202122232425262728293031

Назад  4 января/17 января  Далее

I◦IIIIIIVVVIVIIVIIIIXXXIXII


 

Жития святых

Поиск


По свт. Димитрию Ростовскому:


Собор 70-ти апостолов;


Свт. Евстафия I, архиеп. Сербского;


Прмч. Зосимы и мч. Афанасия.


Новомученики и исповедники российские:


Сщмч. Николая пресвитера.

 

Собор святых семидесяти Апостолов

Кроме двенадцати апостолов Господь Иисус Христос избрал еще семьдесят других. Святой евангелист Лука об этом говорит так: "После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицом Своим" (Лк.10:1). Двенадцать находились при Нем, как свидетели его жизни, а семьдесят подготовляли людей к принятию Христа Спасителя, проповедуя раньше в тех городах какие намеревался посетить Христос Господь. Впоследствии многие из учеников Господних и, конечно, в том числе многие из семидесяти отпали от Христа и перестали служить ему. Святой евангелист Иоанн пишет: "Многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?" (Иоан.6:66-67) Когда же наступили дни страданий Христовых, число учеников Христа умалилось еще более, и едва ли кто из числа семидесяти остался при Нем, когда и один из двенадцати отпал от Него. По воскресении Христовом, лик святых двенадцати апостолов был восполнен Матфеем, лик же семидесяти наполнился не сразу, а мало по малу - из числа тех, кто был обращаем ко Христу двенадцатью апостолами и проповедью святого апостола Павла, свыше призванного в тот же первенствующий лик и ставшего, вместе с Петром первоверховным в том лике.

На основании божественного писания, предания святых отцов, древних историков и достоверных церковных повествователей, можно представить лик святых семидесяти апостолов в следующем виде.

Первым из семидесяти апостолов был святой Иаков брат Господень, о котором упоминает святой апостол Павел в послании к Галатам говоря: "ходил я в Иерусалим видеться с Петром; другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня" (Гал.1:18-19). Он был поставлен первым епископом иерусалимским по свидетельству предания, избранный к этому и посвященный Самим Христом во время его земной жизни. Проповедуя Христа в Иерусалиме, апостол Иаков был сброшен иудеями с крыши храма на землю, потом был побит камнями и скончался от удара палицею по голове1.

Святой евангелист Марк, написавший святое евангелие, под руководством святого апостола Петра, который упоминает о нем в первом своем соборном послании, в таких словах: "Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой" (1Пет.5:13). Тот же святой апостол Петр поставил Марка епископом в город Александрию2, где за проповедь о Христе, идолопоклонники, связавши его, влачили по камням и били. В это время ему явился Господь Иисус Христос, призывая его к небесной славе, и апостол предал ему свой дух3.

Святой евангелист Лука, написавший святое евангелие под руководством святого апостола Павла, который и упоминает о нем в посланий к Колоссянам: "Приветствует вас Лука, врач возлюбленный" (Кол.4:14). Он же написал и книгу Деяний Апостольских и много проповедовал о Христе4, преимущественно в Беотии5. Скончался мученически в Ахаии6.

Святой Клеопа, младший брат святого Иосифа Обрученника. Он на дороге в Еммаус вместе со святым Лукою видел Господа по воскресении Его, и потом узнал воскресшего Христа, когда Он явился собравшимся ученикам в одном доме, где совершил преломление хлеба (Лк.24:13-35). За проповедь о Христе святой Клеопа был умерщвлен иудеями7.

Святой Симеон, сродник Господень по плоти, был вторым епископом после апостола Иакова, в Иерусалиме, где и окончил свою жизнь, будучи распят за распятого Христа.8

Святой Варнава, названный так Апостолами, а прежде называвшийся Иосия (Деян.4:36). О нем упоминается в книге Деяний Апостольских (Деян.11:24) и в послании святого апостола Павла к Галатам: "ходил я, - говорит апостол Павел, - в Иерусалим с Варнавою" (Гал.2:1). Сей апостол Варнава вместе со святым апостолом Павлом послужил благовестию и сначала проповедовал о Христе в Риме, а потом был поставлен епископом в Медиолан9. Скончался он на своей родине, на острове Кипре, где был побит камнями гонителями веры Христовой. Христиане с честью погребли его и положили с ним в гроб, согласно его завещанию, святое евангелие от Матфея, которое Варнава некогда сам переписал и с которым никогда не разлучался10.

Святой Иосия или Иосиф, называвшийся также Варсава и Иуст. О нем упоминается в Деяниях Апостольских, где повествуется, что он был вместе с Матфеем избран на место отпавшего апостола Иуды Искариотского (Деян.1:23), и в послании святого апостола Павла к Колоссянам, в котором Апостол, перечисляя приветствия верных Колосской церкви, говорить: "также Иисус, прозываемый Иустом" (Кол.4:11). Учители Церкви говорят, что сей Иосия был сын Иосифа Обрученника, как и Иаков и Симон и Иуда не Искариот, и занимал епископскую кафедру в Елевферополе11, где и скончался мученическою смертью.12

Святой Фаддей был сначала учеником святого Иоанна Предтечи, а потом учеником Христовым. Его нужно отличать от святого апостола Иуды Фаддея или Левия, одного из двенадцати. Он крестил Едесского князя Авгаря и исцелил его от проказы. После долговременных трудов в деле благовестия о Христе он почил о Господе13 в Финикийском город Берите14.

Святой Анания, крестивший апостола Павла (Деян.9:10-18), был сначала епископом в городе Дамаске15. Окончил же свою жизнь святой Анания в Елевферополе, где был побит камнями по приказанию игемона Лукиана16.

Святой первомученик Стефан архидиакон, первый принял мученический венец за Христа, будучи побит камнями, почему и назван "Первомучеником"17. Незадолго до смерти он удостоился видеть отверстые небеса и Господа Иисуса, в образе Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян.7:55).

Святой Филипп, один из семи диаконов, крестивший Симона волхва в Самарии18 и евнуха Кандакии царицы (Деян.8:26-39), был епископом в городе Траллии19 и там просветив многих Христовою верою, в глубокой старости отошел ко Господу.20

Святой Прохор, один из семи диаконов (Деян.6:5), спутник святого апостола Иоанна Богослова и участник его трудов. Он был первым епископом в Вифинском городе Никомидии21, а потом проповедовал о Христе, в Антиохии22, где и скончался мученически.

Святой Никанор, один из семи диаконов был умерщвлен вместе с двумя тысячами уверовавших во Христа, в тот же день, в который был побит камнями святой Стефан первомученик; случилось это, как написано в книге Деяний Апостольских во время великого гонения, воздвигнутого на церковь Иерусалимскую (Деян.8:1).

Святой Тимон, один из семи диаконов, был епископом города Востры в Аравии23 и, в то время, как проповедовал имя Христово, много потерпел страданий от евреев и греков. Затем будучи брошен в разожженную печь, он вышел оттуда невредимым и потом отошел ко Господу.

Святой Пармен, один из семи диаконов, совершая порученное ему Апостолами дело благовестия, умер мученически пред очами Апостолов24.

Святой Тимофей, трудившийся в деле благовестия Христова вместе со святым апостолом Павлом, который написал к нему два послания, был епископом в Ефесе25, где и скончался мученическою смертью26.

Святой Тит также трудился вместе со святым апостолом Павлом в деле благовестия. Святой апостол Павел упоминает о нем в своих посланиях (2Кор. 2: 12-13; 12:18; 2 Тим. 4: 10), а также написал и к нему послание. Святой Тит был епископом Гортины, на острове Крит. Скончался в глубокой старости в мире.27

Святой Филимон, к которому святой апостол Павел написал особое послание, был епископом в Газе28. Скончался мученически в царствование Нерона.29

Святой Онисим, о котором пишет святой апостол Павел в своем послании к Филимону (Флм.1:10-19), проповедовал христианство в Испании, Греции и Малой Азии. Скончался мученически вскоре после кончины святого Игнатия Богоносца, будучи побит камнями в Риме.30

Святой Епафрас, о котором также святой апостол Павел упоминает в том же послании к Филимону, говоря: "Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса" (Флм.1:23), был епископом города Колосс и церквей Лаодикии и Иераполя31. Вместе со святым апостолом Павлом он содержался в узах в Риме, откуда Павел писал Колоссянам: "Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе" (Кол.4:12-13).

Святой Архипп упоминаемый в том же послании к Филимону, был после святого Епафраса (заключенного в узы в Риме), епископом в городе Колоссах32; о чем святой апостол Павел пишет Колоссянам: "Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе" (Кол.4:17). Там святой Архип и скончался мучинической смертью.33

Святой Сила был учеником и ближайшим сотрудником святого апостола Павла, вместе с которым проповедовал слово Божие и претерпел многие страдания, раны и тюремное заключение (Деян.16:13-24). О нем упоминается в Деяниях Апостольских: "Павел, избрав себе Силу, утверждал церкви" (Деян.15:40-41). Впоследствии он был епископом в Коринфе34и, немало потрудившись в деле проповедования слова Божия и сотворивши знамения и чудеса, отошел ко Господу.35

Святой Силуан проповедовал слово Божие вместе со святыми апостолами Петром и Павлом. О нем упоминает святой апостол Петр в своем соборном послании в таких словах: "Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата" (1Пет.5:12). Также и святой апостол Павел во втором послании к Коринфянам: "Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном" (2Кор.1:19). Апостол Силуан был епископом в Солуни36, где, претерпев немало бедствий во время своих подвигов для утверждения святой веры Христовой, отошел к Подвигоположнику Христу.37

Святой Крискент38, о котором святой апостол Павел упоминает в своем втором послании к Тимофею (Тим.4:10), был епископом в Галатии39, а потом проповедовал Христа в Галлии. Там в городе Вьенне40, Крискент поставил епископом ученика своего, Захарию, и снова возвратился в Галатию, где и скончался мученически в царствование Траяна41.

Святой Крисп, о котором упоминают Деяния Апостольские в следующих словах: "Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим" (Деян.18:8), и о котором святой апостол Павел в послании к Коринфянам говорит, что он "крестил Криспа" (1Кор.1:19), был епископом на остров Эгин, близ Пелопоннеса42, между Эгейским и Ионическим морями. Скончался в мире.

Святой Епенет43, о котором упоминает святой апостол Павел в послании к Римлянам говоря: "Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа" (Рим.16:5), был епископом в Карфагене44.

Святой Андроник, о котором святой апостол Павел упоминает в том же послании к Римлянам, говоря: "Приветствуйте Андроника", и называет его своим сродником и сопленником, одним из важнейших апостолов ранее его уверовавших во Христа (Рим.16:7), был епископом в Паннонии45. Скончался в мире46.

Святой Стахий47, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: "Приветствуйте и Стахия, возлюбленного мне" (Рим.16:9), был святым апостолом Андреем Первозванным поставлен первым епископом Византийским. Вместе с ним святой Стахий воздвиг в Аргирополе48церковь, куда собиралось много верующих и он поучал их заповедям Христовым.

Святой Амплий, о котором святой апостол Павел упоминает в том же послании, говоря: "Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе" (Рим.16:8), был епископом в городе Диосполе49, где проповедовал Христа. Скончался в городе Одиссе50, будучи умерщвлен еллинами за свою проповедь о Христе51.

Святой Урван, о котором святой апостол Павел вспоминает в том же послании, говоря: "Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе" (Рим.16:9), был епископом в Македонии52и скончался мученически53.

Святой Наркисс54, о котором святой апостол Павел упоминает в том же послании, говоря: "Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе" (Рим.16:11), был епископом в Афинах55.

Святой Апеллий56, о котором упоминает в том же послании святой апостол Павел говоря: "Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе" (Рим.16:10), был епископом города Смирны57.

Святой Аристовул, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: "Приветствуйте верных из дома Аристовулова" (Рим.16:10), был епископом в Британии58и там после долгих трудов и страданий скончался59.

Святой Иродион или Родион, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: "Приветствуйте Иродиона, сродника моего" (Рим.16:11), был епископом в Патрах60. Скончался мученически в Риме61.

Святой Агав имел дар пророчества. О нем упоминается в Деяниях Апостольских в таких словах: "пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, и взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников" (Деян. 21: 10-11; ср. 11:28). Апостол Агав проповедовал во многих странах и многих обратил ко Христу.62

Святой Руфь63, о котором упоминает святой апостол Павел в Послании к Римлянам, говоря: "Приветствуйте Руфа, избранного в Господе" (Рим.16:13), был епископом в Фивах, городе Греции64.

Святой Асинкрит, который упоминается в том же послании (Рим.16:14), был епископом в Гиркании, малоазийской области, где много пострадал за имя Христово65.

Святой Флегонт66, упоминаемый в том же послании (Рим.16:14), был епископом в Марафоне, городе Фракии67.

Святой Эрм, который упоминается в том же послании (Рим.16:14), был епископом в Филиппополе68, где и скончался мученически69.

Святой Патров, упоминаемый в том же послании (Рим.16:14), был епископом в Неаполе70и Путеолахе71, где многих обратил к Христу72.

Святой Ермий73, о котором упоминается в том же послании, был епископом в Далмации74.

О сих пяти апостолах упоминает святой апостол Павел в послании к Римлянам в таких словах: "Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия" (Рим.16:14).

Святой Лин о котором упоминает святой апостол Павел во втором послании к Тимофею (2Тим.4:21), был епископом в Риме, после святого апостола Петра75.

Святой Гаий76, о котором упоминает святой апостол Павел в послании к Римлянам говоря: "Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви" (Рим.16:23), был епископом в Ефесе, после святого Тимофея.

Святой Филолог, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: "Приветствуйте Филолога" (Рим.16:15), святым апостолом Андреем был поставлен в епископа в Синопе77, где и скончался в мире.78

Святой Лукий или Лука79, о котором святой апостол Павел упоминает в том же послании (Рим.16:21), был епископом в Лаодикии Сирской80.

Святой Ясон, который упоминается в том же послании (Рим.16:21), был епископом в Тарсе81, где много пострадал за имя Христово. Скончался в глубокой старости в мире82.

Святой Сосипатр также упоминаемый в послании к Римлянам (Рим.16:21), был епископом в Иконии83. Скончался Сосипатр в мире84.

О последних трех апостолах святой апостол Павел в послании к Римлянам пишет так: "Приветствуют вас и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои" (Рим.16:21).

Святой Олимпан или Олимп, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании (Рим.16:15), присутствовал при страдальческой кончине святого апостола Петра в Риме, и потом сам вместе со святым апостолом Иродионом был обезглавлен по повелению Нерона, как пишет Метафраст в сказании на день святых апостолов Петра и Павла85.

Святой Тертий писал послание святого апостола Павла к Римлянам, о чем он сам говорит в этом послании: "Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание" (Рим.16:22). Он был вторым епископом в Иконии, после святого Сосипатра и там стяжал себе мученический венец86.

Святой Ераст87, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании (Рим.16:23), был диаконом и казнохранителем иерусалимской церкви, а потом епископом в Панеаде88.

Святой Куарт или Кварт89, о котором упоминается в том же послании, был епископом в Берите.

Об этих двух апостолах святой апостол Павел пишет так: "Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт" (Рим.16:23).

Святой Евод был епископом Антиохийским после святого Петра. О нем упоминает святой Игнатий Богоносец в своем послании к Антиохийцам, говоря: "Поминайте блаженного Евода, отца вашего, он же первый ваш пастырь". Скончался мученически90.

Святой Онисифор, о котором упоминает святой апостол Павел во втором послании к Тимофею, говоря: "Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих" (2Тим.1:16), был епископом в Колофоне91и Кирине92. Скончался мученически93.

Святой Климент94, о котором упоминает святой апостол Павел в послании к Филиппийцам, говоря: "подвизавшийся вместе со мною и с Климентом" (Флп.4:3), был епископом в Сардике95.

Святой Сосфен, который после святого Криспа был начальником иудейской синагоги в Коринфе, обращен был в христианство святым апостолом Павлом. О нем в Деяниях Апостольских говорится: "А все Еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его перед судилищем" (Деян.18:17). Его имя упоминает и сам святой апостол Павел наряду со своим в послании к Коринфянам, которое начинается так: "Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат" (1Кор.1:1). Впоследствии святой апостол Сосфен был епископом в Колофоне96.

Святой Аполлос упоминается в Деяниях Апостольских: "Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно" (Деян.18:24-25). Упоминает о нем и святой апостол Павел в первом послании к Коринфянам говоря: "Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог" (1Кор.3:6). Впоследствии Аполлос был в Крите97и еще поздние был епископом Кесарии98.

Святой Тихик упоминается в Деяниях Апостольских (20:4) и в посланиях святого апостола Павла к Колоссянам (4:7) и к Ефесянам, где говорится: "дабы и вы знали о моих делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель, которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши" (Еф.6:21-22). И снова, во втором послании к Тимофею, апостол Павел говорит: "Тихика я послал в Ефес" (2Тим.4:12; ср. Тит.3:12.). Тихик был епископом Колофонским после святого Сосфена99.

Святой Епафродит100упоминается в послании святого апостола Павла к Филиппийцам, где апостол Павел говорит: "Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей" (Флп.2:25). Епафродит был епископом в Адриаке101.

Святой Карп, о котором святой апостол Павел упоминает во втором послании к Тимофею в таких словах: "Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги" (2Тим.4:13), был епископом в Берии Фракийской102. Окончил жизнь в мире103.

Святой Кодрат был епископом в Афинах и Магнезии104, где, проповедуя слово Господне, принял от руки афинян мученическую кончину105при царе Адриане106.

Святой Марк, он же и Иоанн, о котором как спутнике Павла и Варнавы, много раз упоминают Деяния Апостольские, как например, в следующем месте: "А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком" (Деян.12:25 и др.), был епископом в городе Библосе, в Финикии107. Святой Марк творил многие чудеса и имел такую благодатную силу, что от одной его тени исцелялись болящие108.

Святой Зина, по прозванию Законник т. е. учитель закона Моисеева, о котором святой апостол Павел упоминает в послании к Титу, говоря: "Зину законника позаботься отправить ко мне" (Тит.3:13), был епископом в Диосполе.

Святой Аристарх о котором упоминается в Деяниях Апостольских (19:29) и в посланиях святого апостола Павла к Колоссянам (4:10) и к Филимону (1:23), был епископом в городе Апамеи109.

Святой Пуд, о котором упоминает святой апостол Павел во втором послании к Тимофею, говоря: "Приветствует тебя и Пуд" (2Тим.4:21), был членом римского сената. Он был человек благочестивый, принимал в своем доме святых апостолов Петра и Павла и многих верующих. Впоследствии дом его был обращен в церковь, которая называлась "Пастырскою" и в которой, по преданию, священнодействовал святой апостол Петр.

Святой Трофим, о котором дважды упоминают Деяния Апостольские (Деян. 20:4; 21:29) и святой апостол Павел в том же послании к Тимофею, говоря: "Трофима же я оставил больного в Милите" (2Тим.4:20), вместе с апостолами Пудом и Аристархом сопутствовал во всех гонениях апостолу Павлу и, наконец, когда святой апостол Павел в Риме при Нероне был усечен мечем вместе с своими двумя сотоварищами также был обезглавлен110.

Святой Марк111, племянник апостола Варнавы, был епископом в Аполлониаде Вифинской112. О нем упоминает святой апостол Павел в послании к Колоссянам вместе с выше упомянутым апостолом Аристархом: "Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы" (Кол.4:10).

Святой Артема113, о котором говорит святой апостол Павел в послании к Титу: "Когда пришлю к тебе Артему" (Тит.3:12), был епископом в Листрахе114.

Святой Акила, о котором упоминается в Деяниях Апостольских (Деян.18:1-3) и в посланиях апостола Павла (Рим.16:3-4 и др.), был епископом в Гераклее, слово же Божие проповедовал в Азии и Ахаии и за проповедь свою приял мученический венец115.

Святой Фортунат, о котором упоминает святой апостол Павел в первом послании к Коринфянам (16:17-18), неустанно трудился, проповедуя имя Христово; и после многих трудов воспринял блаженную кончину.

Святой Ахаик, о котором вместе с Фортунатом упоминает в том же послании к Коринфянам святой апостол Павел, говоря: "Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, ибо они мой и ваш дух успокоили" (16:17-18).

Святой Дионисий Ареопагит, о котором упоминают Деяния Апостольские (17:34), сначала был епископом в Афинах, а потом проповедовал Христа в Галлии116и здесь был обезглавлен. О том, что и он принадлежал к апостольскому лику, свидетельствует Евсевий, епископ Кесарии Палестинской117, который, перечисляя 70 апостолов говорит: "прибавь к ним того Ареопагита, по имени Дионисия, о котором Лука в Деяниях Апостольских пишет, что он был обращен к вере проповедью Павла в Афинах".

Святой Симеон по прозванию Нигер; о нем упоминает в Деяниях святой апостол Лука, говоря: "В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер" (Деян.13:1). О том же, что и он принадлежал к лику апостольскому, свидетельствует святой Епифаний, поставляя его между апостолами, ибо он так перечисляет их имена: "Марка, Луку, Иуста, Варнаву, Апеллия, Руфа, Нигра (т. е. Симеона Нигра) и прочих семьдесят два118. Таким образом, святой Епифаний удостоверяет нас, что лик сих меньших апостолов состоит из семидесяти двух лиц, и что святой Симеон Нигер - был один из этого числа апостолов. Кроме того, святой Иоанн Дамаскин119, в Октоихе пятого гласа в среду на вечерне, после двенадцати апостолов упоминает и собор семидесяти двух апостолов.

Благодатными молитвами всех сих апостолов да сподобимся и мы быть причастниками небесного блаженства и лицезреть Высшего Апостола и Архиерея исповедания нашего Иисуса Христа, восхваляя его с Богом Отцом и Святым Духом, во веки веков, аминь.

Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, в первой книге своей истории, в двенадцатой главе пишет следующее: "им каждого (из двенадцати) апостола Христова довольно известно всякому из свидетельства евангельских, а перечня семидесяти апостолов вполне точного, нет нигде. Если же внимательнее всмотреться в дело, то можно найти их более семидесяти, придерживаясь только одного свидетельства святого апостола Павла, который в первом послании к Коринфянам говорит: "Что явился (Христос по воскресении Своем) Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили" (1Кор.15:5-6). Из таковых многих трудившихся в деле благовествования о Христе, в первенствующей Церкви, просветивших верою разные страны подобно святым апостолам, и достойных поэтому имени апостольского, о некоторых упомянем здесь особливо.

Святой Лазарь, бывший мертвым в течение четырех дней и воскрешенный Господом. Во время гонения на церковь Иерусалимскую, после убиения святого первомученика Стефана, он был изгнан из пределов Иудеи (Деян.8:1) и пущен в море на лодке, без весел вместе со святым учеником Господним Максимином и со святым Келидонием, который родился слепым, но был исцелен Господом. По Божественному произволению, лодка приплыла к острову Кипру и святой Лазарь начал проповедовать в городе Кидонии о Христе. Впоследствии он был в этом городе рукоположен апостолом Варнавой в сан епископа, и там же на острове Кипре он почил в мире. Святое тело его спустя много лет было обретено на том острове в мраморном ковчеге, на котором была надпись: "четверодневный Лазарь, друг Христов"120.

Святой Иосиф, происходивший из Аримафеи121и бывший тайным учеником Иисуса Христа, а потом испросивший пречистое его тело у Пилата (Лк.23:50-52; Мф. 27:67; Мрк. 15:42; Иоан. 19:38), также был изгнан завистливыми иудеями из пределов иудейских и проповедовал Христа в Англии, где и преставился. Жителями Англии он почитается как апостол их страны122.

Святой Никодим, приходивший к Иисусу ночью послушать его учения (Иоан.3:1-2) и давший благой совет иудеям не осуждать его, прежде чем услышать его Самого и рассмотрят Его дело (Иоан.7:50-51), а потом предавший вместе с Иосифом тело Иисусово погребению и намастивший его ароматами (Иоан.19:39), - также пострадал от иудеев за веру во Христа и Апостольскую проповедь, и был изгнан из Иудеи123.

Святой Гамалиил был учителем святого апостола Павла. Он подал благоразумный совет синедриону относительно проповеди святых апостолов, сказав: "если это дело от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками" (Деян.6:34-40). После мученической кончины архидиакона Стефана, он взял его тело и похоронил у себя в селе недалеко от Иерусалима. Также он скрывал изгнанного за проповедь Христову святого Никодима, которого и похоронил после кончины его, близ гроба святого первомученика Стефана, где потом был погребен и сам124.

Евнух царицы Эфиопии Кандакии, крещенный святым апостолом Филиппом на дороге (Деян.8:26-39) и обративший эту царицу ко Христу, был первым проповедником о Христе в Эфиопии125, где и скончался мученическою смертью.

Святой Закхей, который принял с радостью в доме своем Господа и услышал от Него: "ныне пришло спасение дому сему" (Лк.19:1-10). По вознесении Господнем Закхей последовал за святым апостолом Петром, им был поставлен епископом Кесарии Палестинской126, где и проповедовал о Христе127.

Святой Корнилий сотник, крещенный святым апостолом Петром (Деян. 10 гл.), которым был потом поставлен епископом, проповедовал Христа в городе Скепсии128, где и скончался с миром129.

Святой Логгин сотник, который стоял на страже при кресте Господнем и исповедал, что Иисус есть воистину Божий Сын (Мф.27:54). После погребения Господа Логгин опять стоял на страже у гроба Господня и был очевидцем Воскресения Христова, о чем и свидетельствовал пред всеми. Впоследствии он проповедовал о Христе в Каппадокии, где и пострадал мученически130.

Святой Игнатий Богоносец по преданию, то самое дитя, которое Господь взял на руки к Себе, и на которое указал Апостолам, сказав: "если не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф. 18:2-5; Мрк. 9:37). Святым апостолом Петром он был рукоположен в епископа Антиохийского, где проповедовал о Христе. Окончил жизнь мученическою смертью в Риме, будучи отдан на растерзание львам131.

Святой Поликарп был епископом города Смирны132. Он, подобно Апостолам, неустанно проповедовал слово Божие, писал послание ко вновь обращенным христианам и неусыпно заботился о благе и душевной пользе своей паствы. Блаженный Симеон Метафраст133в житии святого Игнатия Богоносца прямо называет Поликарпа божественным апостолом говоря: "прибыли они в Смирну и там святой Игнатий целовал святого Поликарпа, божественного апостола, своего соученика". Скончался мученическою смертью в Риме134.

Святой Ерофей, один из членов Афинского ареопага135; святой вере христианской был научен святым апостолом Павлом, которым и был поставлен епископом в Афинах. Вместе с другими святыми Апостолами и святой Ерофей был перенесен по воздуху ко гробу Богородицы, по Успении Пречистой Богоматери в Иерусалим. Скончался мученически136.

Святой Антипа, епископ Пергамский137, также пострадал за апостольскую проповедь о Христе138. О нем Сам Господь Иисус Христос в Откровении святого Иоанна Богослова, сказал так: "Антипа, свидетель мой верный, был убит" (Откр.2:13).

Святой Димитрий, о котором упоминает святой апостол Иоанн Богослов в своем третьем послании (1:12). Святой Димитрий был епископом в Асийском городе Филадельфии139.

 

Кондак, глас 2:

Христовых учеников лик седмьдесят, божественно вернии, в песнех восхвалим: теми бо вси навыкохом Троицу почитати нераздельную, и пребывают светильницы божественныя веры.

________________________________________________________________________

1 Память его совершается Церковью 23 октября.

2 Александрия - знаменитый город основанный Александром Македонским в 331 г. до Р. X., на берегу Средиземного моря, в Нижнем (Северном) Египте, при устье Нила. В древности был богатейший торговый и промышленный город. В настоящее время Александрия принадлежит к числу укрепленнейших портовых городов и важнейших торговых пунктов при Средиземном море, с населением до 230, 000 человек.

3 Память его совершается 25 апреля, в день его мученической кончины.

4 Память святого апостола и евангелиста Луки празднуется православною Церковью 18 октября, а день перенесения святых мощей его 22 апреля.

5 Беотия - область средней Греции.

6 Как свидетельствует о сем святой Григорий Богослове в первом слове на императора Юлиана.

7 По преданию в том самом доме, в котором он со святым Лукою узнал воскресшего Христа чрез преломление Им хлеба.

8 Празднование памяти его установлено Церковью 27 апреля и 18 сентября.

9 Медиолан - ныне Милан - значительнейший городе Северной Италии, в области Ломбардии; основан в глубочайшей древности и всегда имел большое значение.

10 Память святого апостола Варнавы празднуется особо 11 июня.

11 Елевферополь - город в южной Палестине, на дороге между Иерусалимом и Газой. В настоящее время здесь расположено селение, лежащее при выходе из равнины Сефельской в нагорную землю Иудину. Недалеко от него лежать развалины древнего Елевферополя.

12 Празднование памяти его 30 октября.

13 Память святого апостола Фаддея совершается Церковью 21 августа.

14 Берит - нынешней Бейрут - древний город Финикии, на берегу Средиземного моря; в V веке процветал и славился своей высшей школой риторики, поэзии и права; ныне - главный административный город Азиатско-Турецкой Сирии и важнейший торговый пункт Сирийского побережья, с населением до 180, 000 жителей.

15 Дамаск - главный, богатейший торговый город Сирии, один из древнейших городов во всем мире; лежит к северо-востоку от Палестины, при реке Бараде протекающей чрез него, в прекрасной и плодоносной равнине, при восточной подошве Анти-Ливана. И в настоящее время г. Дамаск входящей в состав Турецкой империи, - один из богатейших городов Азии и имеет до 150 тысяч жителей.

16 Память ап. Анании совершается 1-го октября.

17 Память святого первомученика Стефана совершается Церковью три раза в год 27-го декабря, в день мученической кончины святого, 15-го сентября, когда празднуется обретение мощей его, и 2-го августа, в день перенесения мощей святого Стефана из Иерусалима в Константинополь.

18 Самария, как страна или область Палестины, занимала средину Палестины, на запад от Иордана. Границы ее к северу - Галилея, к югу - Иудея, к востоку - Иордан, к западу - Средиземное море. Самария, главный город страны Самарийской и некогда столица царства Израильского, находилась в расстоянии почти трех верст на север от Иерусалима. В настоящее время от древнего славного города не осталось камня на камне, - на месте его стоить одна бедная деревенька Сабустье (прежде город Севастия).

19 Траллия - Лидейский город на северо-западе Малой Азии.

20 Память апостола Филиппа совершается Церковью 11-го октября.

21 Никомидия - богатый и цветущий город в области Вифинии, в северо-западной части Малой Азии. От древней цветущей Никомидии и доселе, сохраняется много развалин, свидетельствующих о ее славном прошлом.

22 Антиохия - столица Сирии, древнейший и богатейший город; Антиохия лежит при реке Оронте, верстах в 10 от впадения ее в Средиземное море, между горными хребтами Ливана и Тавра. В настоящее время Антиохия находится под Турецким владычеством и представляет собою небольшой и бедный городок, в котором насчитывается до 10 тысяч жителей.

23 Бостра - город в Аравии. В древности был богатый торговый город. Теперь в развалинах. Сохранившиеся длинные ряды каменных магазинов свидетельствуют о его былом могуществе и богатстве.

24 Память святых апостолов: Прохора, Никанора, Тимона и Пармена празднуется всех вместе 28-ю июля; кроме того, память св. Никанора празднуется 28-го декабря и память св. Тимона 30-го декабря.

25 Ефес главный город малоазиатской провинции Асии; расположен на реке Каистре. В настоящее время на месте древнего города Эфеса находится бедная турецкая деревушка, называемая Айся - Солюк.

26 Память святого апостола Тимофея совершается Церковью 22-го января.

27 Память св. апостола Тита совершается 25-го августа.

28 Газа - один из самых древнейших Филистимских городов служивший пределом Хананеев на юге Палестины. Впоследствии этот цветущий город потерял все свое значение, и теперь только песчаные холмы и жалкие развалины служат свидетельством, что здесь существовал некогда великий город. Недалеко отсюда расположен новый город позднейшего происхождения, того же имени.

29 Память святого апостола Филимона православная Церковь празднует 19-го февраля и 22-го ноября.

30 В царствование римского императора Траяна около 109 года. Память св. апостола Онисима празднуется 15-го февраля.

31 Города в Малой Азии.

32 Колоссы - город в юго-западной части Фригии, при реке Ликусе, близ Лаодикии и Иераполя. В древности был большой, населенный, богатый город. В настоящее время это небольшая деревенька на одном из скатов горы Хокас, при которой сохранились еще развалины древнего города Колоссы.

33 Память святого апостола Архиппа совершается Церковью 19 февраля и 22 ноября.

34 Коринф - древнейший, знаменитый и богатый торговый город Ахаии; лежал в прекрасной и плодоносной равнине на юго-восточном углу Коринфского залива, между Ионическим и Эгейским морями. В настоящее время развалины древнего Коринфа находятся близ нынешнего Коринфа, называемого Куронто, который имеет около 5000 жителей.

35 Память его празднуется 30-го июля.

36 Солунь или Фесалоника - весьма значительный, древний город Македонии, лежал в глубине большого Солянского или Фермейского залива при Эгейском море (Архипелаг). В настоящее время город этот под именем Салоники, после Константинополя, первый торговый и мануфактурный город в европейской Турции, с весьма многочисленным населением.

37 Память его совершается 30-го июня.

38 Память св. ап. Крискента совершается 30-го июля.

39 Галатия - небольшая гористая, но плодородная провинция Малой Азии, лежащая между Фригией, Вифинией, Понтом и Каппадокией. Название получила от Галатов - воинственных племен Галльского или Кельтического происхождения.

40 Виенна - ныне Виеннь - древняя римская колония и потом столица различных государств основанных германскими племенами, расположена на левом берегу р. Роны. В настоящее время город богат остатками римских древностей.

41 Траян - римский император- царствовал с 98-117 г.

42 Пелопоннес - южная часть Греции.

43 Память его Церковь празднует 30-го июля.

44 Карфаген - древнейшая, знаменитая колония Финикиян на севере Африки, достигшая в древней истории высшей степени могущества и разрушенная в 146 г. До Р. X. На развалинах древнего Карфагена при первых Римских императорах возник новый Карфаген, который существовал, с большим блеском в продолжение весьма долгого времени.

45 Паннония - одна из значительных придунайских областей Римской империи; ныне Паннония составляет часть Венгрии.

46 Память святого апостола Андроника св. Церковь празднует три раза в году: 17-го мая, 30-го толя и 22-го февраля.

47 Память его 31-го октября.

48 Аргирополь, ныне Фундукли, предместье Константинополя, близ Перы и Галаты.

49 Диосполь находился в Палестине, к северу-западу от Иерусалима.

50 Одисса - город в Мизии, в северо-западной части Малой Азии, ныне Варна- пристань у северо-восточной покатности Балкан на берегу Черного моря, имеет более 25,000 жителей.

51 Память его празднуется Церковью 31-го октября.

52 Македония находилась к северу от Греции, между Иллирией, Фракией, Эгейским морем и Гетом или Балканом. Некоторое время она составляла независимое государство, которое особенно возвысилось и прославилось при царе Александре Великом. Во времена Апостолов Македония входила в состав Римской империи. Теперь она во власти Турок.

53 Память св. апостола Урвана 31 октября.

54 Память его 31 октября.

55 Афины - столица древнегреческого государства; славилась своими постройками, статуями, развитием торговли и промышленности, и особенно школами. Здесь до позднейших времен (VI в. до Р. X.) находились знаменитые философские училища, в которых получали образование жители древних стран.

56 Память его 31 октября.

57 Смирна - знаменитый торговый город Ионии, на восточном берегу Эгейского моря (или Архипелага), один из древнейших городов Малой Азии. Христианством была Смирна просвещена святым апостолом Иоанном Богословом. В настоящее время Смирна принадлежит Туркам, но и доныне сохраняется там православная вера христианская. Город остается и до сих пор одним из самых цветущих и очень населенных городов Турецкой империи.

58 Британия - древнее название Англии.

59 Память св. апостола Аристовула празднуется Церковью дважды в году: 16 марта и 31 октября.

60 Патры или Патара, приморский торговый город в Малоазийской провинции Ликии (ныне Анатолия). Основан Финикиянами; ныне в развалинах.

61 Память святого апостола Иродиона совершается Церковью 8 апреля и 10 ноября.

62 Память его - 8 апреля.

63 Память его празднуется 8 апреля.

64 Фивы - главный город Беотии, области Греции.

65 Память его - 8 апреля.

66 Память его празднуется 8 апреля.

67 Марафон - древний город во Фракии, лежавшей к северо-востоку от Македонии.

68 Филипполь - древний укрепленный город во Фракии, ныне в Восточной Румелии, на реке Марице; доселе весьма значителен по своей промышленности и численности населения.

69 Память его совершается Церковью 8 марта и 5 ноября.

70 Неаполь - главный город провинции Итальянского королевства с тем же названием, расположен по северному берегу Неаполитанского залива.

71 Путеолы - приморский город Италии на берегу Тирренского моря, близ Неаполя, в области Кампании.

72 Память св. ап. Петрова 9 ноября.

73 Память святого апостола Ермия празднуется православною Церковью дважды в год: 8 апреля и 31 мая.

74 Далмация - южная часть иллирийской провинции, которая граничила на Севере с Паннонией, на западе с Италией и Адриатическим морем.

75 Память его б ноября.

76 Память его празднуется 5 ноября.

77 Синоп - город на южном берегу Черного моря.

78 Память его 5 ноября.

79 Память его празднуется 10 сентября.

80 Лаодикия Сирская - некогда главный город Фригии, на юго-западе ее, в Малой Азии, при реке Ликус; славился широкой торговлей. В настоящее время только одни развалины на одном невысоком холме, при опустошенном селении Эски-Гассара, служат памятником того древнего города.

81 Тарс - большой и населенный город Киликии (юго-восточная провинция Малой Азии), в южной части ее, в плодоносной равнине, при реке Кидне, недалеко от кого впадающей в Средиземное море. И в настоящее время Тарс - еще довольно значительный торговый город.

82 Память апостола Иасона празднуется 28 апреля.

83 Икония - город на высокой плодоносной равнине внутри Малой Азии, при подошве горы Тавра; был некогда главным городом Ликаонии; ныне Кония, главный город Малазийской Турецкой области Карамании.

84 Память его - 28 апреля.

85 Память св. ап. Олимпа празднуется 10 ноября.

86 Память святого апостола Тертия празднуется Церковью 10 октября и 10 ноября.

87 Память его 30 ноября.

88 Панеада - город на севере Палестины; иначе называется - Кесария Филиппова.

89 Память его 10 ноября.

90 Кончина святого Евода последовала в 66 году по Рождестве Христовом, в гонение Римского императора Нерона. Память Евода празднуется 7 сентября.

91 Колофон - древний город Лидий, в северо-западной части Малой Азии. В недавнее время открыты развалины этого города.

92 Киринея - главный город области того же названия - находился в Ливии, на северном берегу Африки, на запад от Египта. Это был великолепнейший и богатейший город в северной Африке. В настоящее время от него остались одни развалины.

93 Память святого апостола Онисифора празднуется Церковью дважды: 7 сентября и 8 декабря.

94 Память его 10 сентября и 22 апреля.

95 Сардика - древний Сардис или Сарды, богатый город Лидий, в Северо-западной части Малой Азии, бывший некогда столицею и резиденцией известного своим богатством царя Креза. Во времена апостольские был еще значительным городом; рано возникла там и христианская Церковь. В настоящее время здесь лишь ничтожная деревенька, и только развалины свидетельствуют о прошлом величии этого города.

96 Празднование памяти святого апостола Сосфена совершается Церковью дважды в год: 30 марта и 8 декабря.

97 Остров Крит, (называемый иначе Кандия - от главного города того же имени), находится в восточной части Средиземного моря, к югу от Эгейского моря. По своей обширности и плодородию назывался прежде "царицею островов" Средиземного моря. Христианство здесь началось еще во времена апостольские; первые начала его положены были очевидцами события Сошествия Св. Духа на Апостолов ибо при сем были и Критяне (Кн. Деяний Апостольских гл. 2, ст. 11). В настоящее время Критом владеют Турки.

98 Память святого апостола Аполлоса празднуется Церковью дважды в год: 30 марта и 8 декабря.

99 Память его празднуется 8 декабря.

100 Память его празднуется 30 марта и 8 декабря.

101 Адрия или Адриака - город во Фракии при Черном море, недалеко от Филиппе, города Македонского, лежавшего на границе с Фракиею.

102 Берия - город в восточной части Македонии В нем проповедовал христианство апостол Павел между 40-65 гг. по Р. X. В настоящее время он называется Веррия или Кара Веррия (Черная Верия); в нем около 10000 жителей.

103 Память апостола Карпа празднуется 26 мая.

104 Магнезия - восточный полуостров и область Фессалии.

105 Память его 21 сентября.

106 Адриан - римский император - царствовал с 117 по 138 г.

107 Библос - древний город в Финикии, недалеко от моря, между Триполисом и Беритом был знаменит как центр культа Адониса, которому здесь был построен великолепный храм. В настоящее время на месте Библоса небольшое местечко, называемое Джебель, в котором всего 600 человек жителей. Оно окружено развалинами римских времен и времени крестовых походов, а также обширными кладбищами, в которых находятся египетские и финикийские древности.

108 Память его Церковь празднует 27 сентября.

109 Апамея - один из городов Сирии.

110 Память апостолов Аристарха, Пуда и Трофима празднуется святою Церковью 15 апреля.

111 Память его совершается 30 октября.

112 Аполлониада - город в Вифинии, северной области Малой Азии, впоследствии причисленной к Лидии

113 Память его 30 октября.

114 Листры - один из городов Ликаонии, серединной области Малой Азии, граничащей с Фригией. Здесь апостол Павел исцелил хромого, и язычники, при виде сего чуда, признали его и Варнаву за богов (Кн. Деяний Апостольских гл. 14, ст. 6-18).

115 Память его празднуется 14-го июля.

116 Галлия - нынешняя Франция.

117 Евсевий - долгое время занимавший епископскую кафедру в Кесарии Палестинской и близко стоявший ко многим великим событиям своего времени, известен как отец церковной истории и вообще богослов сочинения коего высоко ценились в христианской Церкви, отличался обширною ученостью; жил с 268 по 340 г. Евсевий собрал во едино все записи и повествования о мучениках в сборнике, носящем название: "Собрание древних мученичеств". Сборник сей содержал в себе сказания о мучениках, епископах, исповедниках, святых женах и девах по всем епархиям. Он состоял по мнению одних из 20-ти, а по свидетельству другие - из 16-ти книг.

118 Св. Эпифаний - современник святого Иоанна Златоуста; был епископом на острове Кипре в течение 36 лет. Известный отец Церкви, оставивший после себя много творений, направленных против ересей его времени. Скончался в 408 году. Память его празднуется 12-го мая.

119 Св. Иоанн Дамаскин - замечательнейший христианский песнописец и богослов скончавшийся в 776 году. За его ревностную защиту св. икон против иконоборцев ему была отсечена рука, но, по изволению Божью, вновь приросла к телу. Память его празднуется Церковью 4-го декабря.

120 Память святого Лазаря четверо дневного празднуется Церковью 17-го октября, когда вспоминается перенесение мощей его с о. Кипра в Царьград.

121 По Евсевию и Иерониму, Аримафея тоже, что Рама или Рамафа - город на горе Ефремовой, на два часа пути к северу от Иерусалима, недалеко от Лиды; иначе называется Рамафаим-Цофим. Он был отечеством Иосифа Аримафейского, одного из учеников Христовых (Иоан. гл. 19, ст. 38), члена верховного совета иудейского, который в своем гробе, высеченном в скале, похоронил Иисуса Христа.

122 Празднества святому Иосифу не положено, но он вспоминается в неделю "жен мироносиц".

123 Память святого Никодима празднуется Церковью 2-го августа и в неделю "Жен Мироносиц".

124 Вместе со св. Гамалиилом скончался и благочестивый сын его Авив, который также веровал во Христа; память святых Гамалиила и Авива празднуется Церковью 2-го августа, в день перенесения мощей их.

125 Эфиопия - в Африке, соответствует нынешней Абиссинии. Она находилась в верховьях реки Нила и граничила с Фивалдискою областью Египта на севере, с Ливией на западе, с южною Эфиопией на юге и с Аравийским заливом и Черным морем на востоке.

126 Кесария Палестинская - город на восточном берегу Средиземного моря, построенный царем иудейским Иродом на месте древнего города Стратон и названный так в честь Кесаря Августа (римского императора Октавия Августа). Город сей подвергался неоднократным разрушениям и в настоящее время на его месте - только развалины, покрытые дикими растениями.

127 Воспоминание о святом Закхее Церковь совершает в 32 неделю, пред началом постной триоди.

128 Скепсия - город в западной малоазийской провинции Мизии.

129 Память святого Корнилия совершается 13-го сентября.

130 Память святого Логгина сотника празднуется Церковью 16-го октября.

131 Память святого Игнатия Богоносца празднуется Церковью два раза в годе: 29-го января, когда вспоминается перенесение мощей его учениками из Рима в Антиохию и 20-го декабря, день кончины святого.

132 Смирна знаменитый торговый город Ионии, на восточном берегу Эгейского моря (или Архипелага), при устье реки Мелес один из древнейших городов Малой Азии. Христианская вера была насаждена в Смирне святым апостолом Иоанном Богословом. Смирна в настоящее время принадлежит Туркам, но и доселе там сохраняется и процветает православная христианская вера. Город остается и теперь одним из самых цветущих и очень населенных городов империи.

133 Симеон Метафраст - известный церковный писатель X в. (940 г.), составитель и собиратель Житий Святых, что он делал по поручению константинопольского императора Константина VII (912-954 г.). Движимый великою ревностью к славе святых подвижников, Симеон не только собрал повествования о них, но многие из них переработал отчасти сократил и, что важнее всего, старинную, тяжелую и во многом неудобопонятную речь заменил современным ему чистым и лучшим слогом. За это Симеон и получил наименование Метафраста, что значит: пересказчик перелагатель. Его труды в этой области послужили впоследствии главным источником для Четиих-Миней св. Димитрия Ростовского.

134 Память св. Поликарпа празднуется 23-го февраля.

135 Ареопаг - верховный Афинский государственный совет и судилище.

136 Память священномученика Ерофея празднуется 4-го октября.

137 Пергам - город в великой Мизии (в северо-западной части Малой Азии), был столицею Пергамского царства. В древности он славился богатством роскошью и обширной библиотекой, также изобретением, или вернее усовершенствованием обработки пергамента, (что заменяло теперешнюю писчую бумагу). Впоследствии этот город был присоединен к Римской империи. О нем упоминается в Апокалипсисе (гл. 2, ст. 12).

138 Память его празднуется св. Церковью 11-го апреля.

139 Филадельфия - город Лидийский в Малой Азии, недалеко от Сард при подошве горы Тмолуса. Название получил от своего основателя Аштала II Филадельфа, царя Пергамского. В древности он был богатым, цветущим городом с большим числом жителей. В настоящее время это небольшой христианский городок под властью Турок.

Назад / Далее...