НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА III.

Послание Апостолом Тимофея в Фессалонику (1-5) и принесенные им добрые вести (6), вызывающие у благовестника радость и благодарение к Господу (7-9) и еще больше побуждающие его к свиданию с читателями (10-11), которым испрашивается у Бога совершенное преуспеяние (12-13).

1-4. Не будучи более в состоянии выносить разлуки, Ап. Павел послал в Фес. Тимофея, которого он называет здесь «братом» (смотри 2Кор. I:1; Кол. I:1; Флм. I:1), «служителем Божиим» (1Тим. IV:6; διάκονος του̃ Θεου̃ - по контрасту с δου̃λος - означает слугу в отношении к его делу) и «сотрудником» в благовествовании. Все эти эпитеты даны ему не для того, чтобы показать на величие утраты, которую понес Ап. П. в лице Тимофея послав его в Ф., сколько для того, чтобы указать Ф. на важность его миссии (2Кор. VIII:18; Флп. II:20). Суть последней заключалась в том, чтобы утвердить Ф. и поощрить их веру, чтобы никто среди них не был совращен с пути истины посреди тех скорбей, которые пали на них. Об этих скорбях Ап. уже говорил им раньше. Не разумеет ли здесь Ап. и те скорби, которые должны были придти пред наступлением «дня Господня»?

5-8. Для Ап. П. было особенно важно знать, как дело обстояло касательно веры Ф-ев, которая, как показывает глагол: «επείρασεν», уже подверглась искушению со стороны ο πειράζων - сатаны (1Кор. VII:5) и Ап. опасался, что могут получиться неблагоприятные от этого результаты (γένηται) - его труд может быть сведен на нет. «В виду только что указанных опасений, вообразите теперь наше облегчение», как бы так писал Ап. «когда Тимофей принес назад - именно в данный момент - добрую весть о вашей вере и любви, и о том любезном воспоминании о нас, которое вы продолжаете хранить, а также и о вашем взаимном с нами горячем желании снова встретиться. Для нас такая весть была поистине «благовестием», и чрез вашу веру мы утешились среди тех тяжелых испытаний и забот, которые мы теперь встречаем в нашей работе. Никакая весть не могла бы помочь нам больше, и нам кажется, что мы точно снова оживаем, именно когда мы слышим, что вы твердо стоите в Господе. У нас нет слов, чтобы выразить нашу благодарность Богу за ту радость, которою вы наполняете наши сердца пред лицом Его - за радость, которая находит непрестанное выражение в наших горячих молитвах о том, чтобы не только мы могли слышать о вас, но и еще раз видеть вас лицом к лицу и дополнить недостатки вашей веры» (Milligan. G. op. cit. 39-40). Скорбь - θλίψις - скорбь, страдание, причиняемое людьми; нужда - ανάγκη - внешнее принуждение, или обстоятельств или долга (1Кор. VII:26; IX:16 и др.).

11-13. Ап. заканчивает главу молитвой о Ф., замечательную черту которой представляет тот факт, что в ней Бог Отец и Господь И. Христос призываются вместе. «Достоин замечания тот факт, пишет по этому поводу еп. Lightfoot, что это приписывание божественной власти нашему Господу касательно управления делами человеческими встречается в самых ранних посланиях Ап. Павла которые, вероятно, являются и самыми первыми писаниями Н. 3. Это показывает, что не было вовсе момента, даже в самую раннюю пору, насколько это нам известно, когда на Личность Христа смотрели бы иначе» (Notes, 48). Это место дает поразительное доказательство веры первых христиан в божество Христа (смотри 2 Фес. II:16). Ап. молится, чтобы Сам Бог устранил препятствие, поставленное Сатаною против благовестника, и опять открыл ему путь в Ф. Молитва 12 ст. обращена к одному Господу Иисусу. Ап. молит Господа «преисполнить» Ф. любовью, не только друг к другу, но и ко всем вообще. «Для жестоко гонимых Ф. эта более широкая любовь была особенно трудна - и необходима; она означала любовь ко врагам, согласно заповеди Христа» (Мф. V:44). В 13 ст. указана конечная цель молитвы. Любовь, умножаясь и преизбыточествуя, станет в Ф. основою оправдания пред грядущим на суд Господом, создав в них «состояние святости» (αγιωσύνη). «Это состояние святости есть именно та цель, в направлении которой должна расти и двигаться любовь, столь сильно теперь действующая в Ф., так чтобы их святость могла дать им, в пришествие Христа, похвалу от Бога, предчувствие которой даст им непоколебимое спокойствие сердца в ожидании этого великого и страшного события. Мысль Ап. здесь вновь принимает тот эсхатологический поворот, который то и дело встречается в нашем послании. Слова «со всеми святыми», нужно понимать как одинаково приложимые и к почившим святым, и к ангелам. Правда, в Н. 3. ангелы никогда не называются просто οι άγιοι. Но тоже название встречается в кн. Деян. VIII:13; влияние этой книги на наше послание, несомненно, огромно. С другой стороны, в Евангелии (Мф. XIII:41 и д.; XXV:31; Мк. VIII:20, Лк. IX:28 и 2 Фес. II:7) ангелы сопровождают Господа в пришествии Его; кроме того в двух Евангелиях - Мк. VIII:38 и Лк. IX:20 эпитет άγιος приложен к ним именно в связи с пришествием Христа.

 

НазадОглавлениеВперед