Рубрика “Частное мнение” “Заметки со школьного фронта”

image_print
shkola-1

Средняя общеобразовательная школа – это рабочее и творческое пространство, почти не ограниченное рамками стен и даже определённым временем учебного процесса. Школа – это нечто большее, что может быть вложено и расширено в человеке, когда он сидит за партой, отвечает, выходит к доске или открывает учебник, один или с родителями. Каждый учитель в этом бюджетном образовательном учреждении часть огромного целого, что составляет процесс развития полноценной личности. Знания, закладываемые (преподаваемые) в школе – непрекращающийся период познания как самой жизни, так отдельных её постулатов и концепций. Всё что мы читаем и смотрим, считаем и думаем – это ведь и есть школа и те развитые в нас способности и данные возможности, если не сказать сильней: школа – наш интеллектуально-творческий фундамент и морально-физический стержень. Это своего рода мощная эфемера и яркая характерная особенность – через них мы станем смотреть на жизнь и на окружающих нас людей. Каждый человек в школе: ребёнок или взрослый, от технического работника до представителя администрации – отдельный и объёмный исторический потенциал-труд, история, схожая с художественным произведением длинною в роман-эпопею.

О школе я написал немало хорошего, общаясь с людьми или просто наблюдая за ними, их педагогической деятельностью. А сколько интересного и правильного материала было написано до меня и пишется наравне со мной? Я читал отличные работы у А. Макаренко и до сих пор читаю в «Учительской газете», в журнале-газете «После уроков», в журнале «Директор школы». Прекрасные педагогические исследования, рассказы и повести, очерки и эссе на тему школы выходят на многочисленных интернет-сайтах, причём авторы этих работ не какие-нибудь доктора наук, профессора да академики, а обыкновенные школьные учителя, зарегистрированные в сети под каким-нибудь прозвищем-«никнеймом». Мало-мальски творческий учитель – и тот способен литературно описать свою работу, и разместить данные искания в рамках специализированного портала во «Всемирной Паутине».

Всегда приятно читать-изучать литературно-творческие искания учителей, способных к эпистолярному жанру воспроизводства собственного опыта – можно запросто перенять их методику преподавания, общения с детьми или оригинальную манеру ведения урока. Технологии, с помощью которых преподаётся урок, могут быть разными, в зависимости от технического оснащения кабинетов и т.д., зато преподающий предмет человек, несёт в себе единственное, что не может быть заменено никогда – он обладает великой душой, которой и делится с подрастающим поколением. И, лишь благодаря этим человеческим качествам, учителя запомнят дети и пронесут эту память о нём на протяжении всей жизни.

Многие учителя прошлых и настоящих лет сравнивают педагогическую деятельность с тем, что происходит на военном фронте – вы можете попасть в любую ситуацию, из которой поможет выбраться терпение, учительская смекалка и умение разговаривать, снова-таки преподносить себя. Педагогический фронт – это не рамки, где вы враждуете с противником, сидящим за партой или бегающим по коридорам на перемене, но это пространство некой микро-революции, где вы реализовываете умственный и творческий потенциал ребёнка, помогаете ему стать полноценной личностью.

Да, убелённые сединами учителя сравнивают деятельность на педагогическом фронте с известными стратегами прошлых лет, которые любую войну образно называли театром военных действий. Война – это всегда страшное явление, как описывал её Эрих Мария Ремарк в своих объёмных литературных заметках, война – это не статистика, числа в которой поддаются обыкновенному анализу бухгалтера. Но педагогический фронт – это своего рода интеллектуальная революция, способная воспитать и обучить, кажется, необучаемого человека. Главный тактик и стратег в этой интеллектуальной революции, проходящей в детских умах-сознаниях – учитель, со всем великодушием и знанием, подходящий к подготовке уроков и обучению даже отдельных и не совсем благополучных детей.

Учитель – человек. Учитель обязан понимать и чувствовать ребёнка. Как это сделать? Один путь – всегда сохранить в себе этого самого ребёнка, иначе педагог прекратит понимать детей. Другой путь – познать до глубины своей педагогическую науку, стать профессионалом своего дела. А может, есть еще какой-нибудь путь? Наверное, есть.

Учитель… Современный молодой педагог не чурается увлекательных вещей, таких как кинематограф сегодняшнего дня, имеет представление о блогах и участниках платформы «Тик-ток», состоящих в топ-рейтинге, все являются пользователями «Ютюба». Я их понимаю. Достаточно часто выкладываю видео, связанные с моими творческими исканиями-мыслями. Поверьте, дорогие читатели, трудно быть блогером-учителем. Учителем-писателем. На просторах сети у тебя появляются комментаторы-фейки, которых ты, разумеется, не знаешь.

Здорово, что в школе существует неделя иностранного языка. Да, иногда она выпадает на время, которое неожиданно отводится ученикам на дистанционное обучение. Но заместитель директора у нас человек понимающий – производит некоторые изменения в своей работе, в графике мероприятий. Замещает одну предметную неделю другой. А дети радуются возможности реализоваться творчески. Методист предлагает творческий проект в виде стенгазеты, а я, в свою очередь, спешу дать задание детям.

– Ребята, будем делать газету по разным темам! Сейчас рассаживаемся по группам и проектируем в тетрадях. Где у вас будут картинки, а где текст. Можно поместить викторину, прогноз погоды, кроссворд, рекламу!

Это волшебные слова, ребята. Стенгазета на тему «блогов», «Тик-тока», «аниме» и т.д. В рабочей программе по английскому языку стоит выполнение творческого проекта, однако темы для детей выбираю я – их учитель.

Ребята торопятся преступить к работе – я вижу море радости на их лицах. Ранее они ни разу не делали подобный проект. Им не терпится выбрать самую интересную для них тему. Они обсуждают информацию для газеты, ненароком забывая о том, что находятся на уроке. Ребята шумно обсуждают статьи, которые будут размещены на листе крупного формата: один ребёнок хочет сначала рассказать об известных блогерах, второй пустить кроссворд об актёрах и аниме, а третий – найти факты по теме, интересующей лишь его одного. Ребята используют мобильный интернет – оттуда они возьмут необходимую информацию и картинки. Быстро переводить с русского на английский они сами не могут, зато применят программу «переводчик». Одна часть стенгазеты будет на русском, а вторая на английском языке. Это тоже хороший выход. Это они предлагают мне, как руководителю проекта, и я хвалю их. А почему нет?! Инициатива похвальна, если вы работаете в группе!

Стена около учительской вскоре завешана листами ватмана, на которых размещена увлекательная информация.

На завешанной листами стене можно найти статьи на английском и немецком – про известных актёров Америки и Англии, там расположены кроссворды на тему аниме и спорта. Предоставлены факты об известных блогерах, чьё количество подписчиков составляет несколько миллионов человек. С интересом рассматривая газеты, не отходя от пёстрой стены, ученики разных классов радуются, видя свои проекты. Они рассказали о полезной пище, о животных и даже о модной одежде. Здесь также статьи о музыкальных группах Кореи вперемешку с рейтингом драматических российских фильмов и сериалов по версии учеников пятого класса. Дети, позируя как звёзды эстрады, фотографируются на фоне этих газет. 

Больше бы творческих проектов, предлагаемых детям, но учебная программа не резиновая, нужно идти дальше. Нужно пройти положенные времена английского глагола и лексический минимум по разным темам. Не я утверждал программу, простите, а более значимый и поставленный в образовании человек.

Интерес – интересом. На вкус и цвет, так сказать, товарища нет. На уроке не всегда интересно, поймите. Да и дети иногда не настроены на серьёзную работу. Здесь уж я набираюсь терпения и меняю один вид работы на другой. Сначала работаем устно: вопросы-ответы, а затем письменно – но обязательно на время. Часто находится в классе ребёнок, которому мало что интересно. Он балуется, отвлекая многих. Принимаешь меры – они могут быть разными. А потом может состояться неприятный разговор с его мамой. Она доходчиво объяснит, что папы у ребёнка нет, давно ушёл из семьи, а своим поведением ребёнок попросту привлекает моё внимание. Наверное, я сегодня не нашёл подхода в работе с этим человеком.

– Виктор Витальевич, что нам сделать, чтобы исправить плохие оценки? – спрашивает мама, и это правильно.

Но не все мамочки столь терпеливые и вдумчивые – прибежит, бывает, родительница, кричит и жестикулирует, в любых неуспехах обвиняя меня, как учителя, не способного оценить её милое чадо. Главное: человека выслушать, и согласится с тем, что можно работать и лучше. Ни с кем и никогда в школе ругаться не стоит. Молчание – золото, не так ли!? Мамочка поругалась с вами, порядком напитавшись вашей энергией, а вам вести уроки нужно дальше. Сил нет, а продолжать работать надо.

Учитель – человек предприимчивый. Если я вижу, что родитель не настроен меня слушать, значит, мне нужно сразу обратить диалог в правильное русло.

– Чем ваш ребёнок занимается? – как-то я спросил у мамочки, которая прибежала ко мне ругаться. Слава Богу, что она миновала администрацию, иначе испортила бы настроение и ей.

– Мы ходим на армейский рукопашный бой! – гордо заявила мамаша одного нерадивого пятиклассника, старательно срывающего мне урок.

– Так в чём проблема? – лихо ответил я. – Выпишите слова по теме – пусть поищет крутую лексику! Названия приёмов и ударов, например. Он играет в видеоигры в жанре «файтинг» – английская версия наверняка содержит описание захватов. Здесь огромное поле для деятельности. Пусть оформит работу как заблагорассудится. Поставлю сразу две оценки: одну за содержание, вторую – за оформление.

Учитель – человек способный найти выход из любой щекотливой ситуации. «Контратака» на педагогическом фронте не должна содержать такое же нападение в ответ, иначе конфликт усилится эмоционально.

А между тем учебный процесс иногда походит на фронт с военными действиями – поистине театр одного актёра-командира, которого пытаются сломить. Закидываешь нерадивых школьников грамматическими упражнениями, словно гранатами, даёшь пулемётную очередь фразовыми глаголами, которые нужно помнить в течение всего обучения в школе – вплоть до одиннадцатого класса, представляете? Нет-нет и – появятся несколько заданий, казалось бы, лёгких, но с предлогами, меняющими смысл-перевод всего слова. Фразовый глагол – кто не знает, это глагол с предлогом. Вы можете помнить перевод этого глагола и отдельно этого предлога рядом с ним, но вместе – эти два слова дают новое значение!

Работа учителя неоднозначна – прямо как эти фразовые глаголы. Работа учителя – ежедневное испытание моральных качеств. Выдерживает и продолжает трудиться на поприще педагогики лишь стойкий человек. Учитель – лучшая в мире профессия! Скучно не будет никогда!

Виктор Власов