Приветственное слово митрополита Владимира к участникам VI Кирилло-Мефодиевских чтений

image_print
20170517 013 Кирилло-Мефодиевские чтения Духовная Семинария Омск митр. Владимир (Иким) IMG_7769

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО

митрополита Омского и Таврического Владимира

к участникам Шестых Омских областных Кирилло-Мефодиевских чтений

17 мая 2017 г., Омск

Ваши Преосвященства!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Уважаемые дамы и господа!

Среди сонма святых, почитаемых Русской Православной Церковью, особым светом просияли двое великих подвижников и учителей – равноапостольные Кирилл и Мефодий. Выдающиеся философы и Богословы своего времени, они, пройдя искус учености, посвятили всю свою жизнь распространению Слова Божия, исполняя заповедь Господа нашего Иисуса Христа, данную Им Своим апостолам: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие (Мк. 16, 15) и научите все народы (Мф. 28, 19).

И такими народами, которые были просвещены и наставлены в вере святыми Кириллом и Мефодием, как мы знаем, стали славяне – или как их называли византийцы, склавины: молодые и полные сил народы, энергично создававшие в ту эпоху свою культуру и государственность. И на многие века непростой истории славянских народов «священная двоица» (как называли святых братьев) станет символом их единения.

Как писал в 1862 году выдающийся русский историк и публицист Михаил Петрович Погодин о деятельности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, «При начале славянской истории, по какому-то таинственному предопределению, одним и тем же рукам досталось рассыпать одни и те же семена по всем странам славянским <…> О, если бы теперь за литургиею святых Кирилла и Мефодия, услыша их вещие слухи, встрепенулось одинаково сердце у всех разномыслящих, враждующих между собою братьев!».

Под «враждующими между собой братьями» автор этих проникновенных слов имел в виду различные славянские народы, разделенные к середине девятнадцатого века между собой государственными, религиозными, культурными и прочими границами. Михаил Погодин, будучи одним из теоретиков и пропагандистов идеи славянского братства, надеялся, что эти народы вспомнят о том духовном единстве, которое было заложено в них изначально святыми Кириллом и Мефодием. Он верил, что Православные народы, многие из которых находились тогда под иноземным – австрийским и османским – владычеством, освободятся от гнета и обретут независимость. И что союз славянских народов, возглавляемый Православной Россией, сможет противостоять политической и культурной экспансии Запада, последствия которой уже начали ощущаться в росте безверия, материализма, нигилизма и оккультизма.

Как мы знаем, этим надеждам не суждено было сбыться. Более того: хотя сегодня почти все славянские народы имеют государственную независимость, они духовно стали друг от друга еще дальше, еще отчужденнее, чем полтора столетия назад. Врагам славянского единства удалось еще больше ослабить и подчинить своему влиянию славянские народы, разрушить вековые нити, связывающие их друг с другом. Именно это происходит на наших глазах последние четверть века. Распад Чехословакии, распад Югославии, не говоря уже о распаде Советского Союза, после которого три славянских народа – русские, украинцы и белорусы – оказались разделенными, как по живому, государственными границами. Теперь уже и на Украине, особенно последний год, окрепли силы, стремящиеся предельно ограничить роль русского языка; раздаются даже голоса, предлагающие заменить кириллицу – латиницей…

В славянском мире, основы которого заложили святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, не будет единства, пока будет духовно разобщено его ядро – русский мир, пока Россия не определится с тем, какие ценности, какие ориентиры для нее важнее. Только переосмыслив и применив ко дню сегодняшнему великое наследие святых солунских братьев, Россия сможет снова стать не только могущественной державой, но и притягательным духовным центром для остальных славянских народов.

И первыми примеру просветителей славян должны последовать те, кто по роду своей деятельности призваны к учительству, к воспитательной деятельности – то есть, мы с вами. Неважно, осуществляем ли мы эту деятельность как священнослужители или же как светские преподаватели. Главное, чтобы наша работа вела к сохранению и преумножению духовных богатств и всех славянских культур, и, прежде всего, той великой русской культуры, у истоков которой стояли святые учители Словенские Кирилл и Мефодий, равноапостольный князь Владимир, преподобный Нестор Летописец и другие великие и почитаемые нами угодники Божии.

Пусть работа наших Чтений будет живой и плодотворной, и да помогут нам в этом своими молитвами святые равноавноапостолы: Яко апостолам единонравнии и словенских стран учителие, Кирилле и Мефодие Богомудрии, Владыку всех молите, вся языки словенския утвердити в Православии и единомыслии, умирити мир и спасти душы наша.

Благодарю за внимание.