7. О борьбе с тщеславием (ч. и, 150-600)
260. Разумей, монах, что говорю: да не будет у нас с тобою вне благоговение, а в келлии беспечная распущенность; чтоб не быть подобными гробамъ повапленнымъ (Мф. 23, 27). Ибо на всяком месте один и тот же Бог, Коему слава вовеки! Аминь [1, 150].
261. Монах, который хвалится своею крепостью, первый безумец; стыд и укоризна монаху хвалиться собственной своею силою: хваляйся о Господе да хвалится (1 Кор. 1, 31) [1, 157].
262. Хочешь ли приобрести доброе имя? Въ кротости дела твоя препровождай (Сир. 3, 17) [1, 174].
263. Это еще не добродетель быть обезчещену и не чувствовать сего; но вот добродетель чувствовать сие и переносить ради благочестия. Ибо сказано: поносимъ ленивый не усрамляется (Притч. 20, 4) [1, 177].
264. Славолюбие душевный недуг, лукавая страсть [1, 186].
265. Написано: да хвалитъ тя искренний, а не твоя уста, чуждий, а не твои устне (Притч. 27, 2), И еще: искушение сребру и злату раздежение: и человек искушается усты хвалящихъ его ( 21).
266. Всем воздавай честь ради Господа, не требуя чести себе, и обретешь благодать у Господа.
267. Никогда да не приводит тебя в удивление человекоугодник, старающийся угодить многим, но не для Господа [1, 194].
268. Втайне, возлюбленный, исполняй заповеди Господни, и Господь воздаст тебе явно.
269. Если видишь, что человек на земле достиг великого достоинства, не дивись сему; но дивись тому, кто возненавидел земную славу [1, 197].
270. Смотри, чтоб желая себе излишней чести, не навлечь тебе на себя бесчестия, в подлинном смысле честь человеку делать все по Богу: великое же бесчестие преступать заповеди [1, 201].
271. Не старайся показывать себя искусным во всяком деле, чтоб не впасть тебе в тщеславие, которое приводит к славолюбию, гневу и печали. Более всего старайся сделать себя простым и во всем ровным [1, 397].
272. Не хвались, величаясь краснословием, но возвещай лучше учение из опыта людей простых и не книжных, чтобы стать тебе учеником Христовых Апостолов; а хвалиться внешнею мудростью запрещено, особенно христианам. Хваляйся же о Господе да хвалится (2 Кор. 10, 17) [1, 524].
273. Которые из человекоугодия упражняются в добродетели, у тех основание спасения положено не на камне, а на песке; почему, как скоро пойдет дождь, потекут реки и подуют ветры (искушения), падают они от помыслов. Они, если ни падают, а живут, как должно, надмеваются великой гордостью; а когда падают, предаются бесполезному отчаянию [1, 583].
274. Не хваляй себе сей искусенъ (2 Кор. 10, 18). А ты прежде испытай дела свои, действительно ли проводил жизнь достодолжно, как величаешь себя, победил ли вожделение, возлюбил ли нищету, возненавидел ли пересуды, отложил ли любовь к тщеславию, возненавидел ли похоть, возгнушался ли сластолюбием, точно ли никому не делал зла, одолел ли страсти, точно ли оскорбляемый не гневался, и слыша себе похвалы, не превозносился, возлюбил ли Господа всею силою и ближнего, как самого себя? Если же не соблюли мы сего, то для чего велеречим о себе? Об этом надобно плакать пред благостью Господа, чтобы исцелил нас от окаменения сердца, и сделал сильными проводить достодолжное житие [1, 585].
275. Ничего но должно делать на показ людям, но во всем надобно поступать от чистого сердца; потому что Бог знает сокровенное и тайное, и от Него одного надеемся получить воздаяние [1, 600].
276. Человек тщеславный, будучи скуден достоянием, если и примет на себя имя Царя, не будет еще Царем: так не подвижник еще монах, который тайно ест, а за братской трапезой лицемерно выдает себя постником и воздержным. Он готовит паутинную ткань, и идет не правым путем Святых, но путем человекоугодников [2, 106].