НазадОглавлениеДалее

СВЯТОЙ МАРК ПОДВИЖНИК

Сведения о жизни и писаниях святого Марка

Святой Марк подвижник принадлежит к числу знаменитейших отцов Египетских. Но об обстоятельствах жизни его мало что известно. Палладий1, видевший его лично, говорит, что он был нрава крайне тихого и кроткого, так что в этом никто сравниться с ним не мог, и что с юных лет любил он изучать святое Писание и так хорошо освоился с ним, что знал наизусть Ветхий и Новый Завет2.

Строгость жизни и чистота сердца поставили его на высокую степень духовного совершенства. Святой Макарий Александрийский свидетельствует об особенной милости Божией к нему во время причащения Святых Тайн, которая указывает и на великую силу веры св. Марка, и на пламень любви его к Господу, и на смирение его крайнее.

Святой Марк жил более ста лет, и почил, надо полагать, в начале пятого века. Но он жил и обращался с первыми преемниками жизни и учения святого Антония, а может быть, и с самим Антонием.

Благодать Божия, опыты жизни и изучение Слова Божия сделали его глубоковедущим тайны духовной жизни. Не скрывая сего таланта, он учил и писал много, но до нас дошли только некоторые его писания. В русском переводе издано десять его слов. Патриарх Фотий читал их только восемь, а Никифор Каллист, кроме этих восьми, приписывает ему еще тридцать два слова3.

В настоящий Сборник берем то, что находится в Добротолюбии, прибавляя к тому наставления, извлеченные из всех других слов, и располагаем все в таком порядке:

1. Послание к монаху Николаю. Оно ставится на первом месте ради того, что в нем содержится очерк подвижнической жизни с начала ее и до конца.

За ним будут следовать:

2. Наставления, извлеченные из прочих слов св. Марка, - как продолжение уроков, данных в послании, и приготовление к пониманию кратких изречений, содержащихся в главах, которые и последуют тотчас.

3. 200 глав о духовном законе.

4. 226 глав к тем, которые думают оправдаться делами.

При переводе служили: Греческое Добротолюбие, Творения св. Марка в издании св. Отцов Migne, Patrologиae graecae. t. 65 и рукопись монастыря св. Саввы, что в Палестине, которая полнее и точнее других.

 


Лавс. гл. 20.

2 Это же повторяет Созомен. История Церкви, кн. 6, гл. 29.

3 Церк. Ист. кн. 13, гл. 53; 544.

 

НазадОглавлениеДалее