НазадОглавлениеДалее

СЛОВО 16

Того же содержания

1. Трудно бывает сначала оставить родину и удалиться в пустыню, неся с собою одну совершенную веру с упованием, и твердую решимость стоять против всех своих пожеланий. Ибо тотчас (как задумаешь вступить в пустынь, или вступишь только) окружат тебя такого рода помышления страшливые: как перенесешь ты искушения, крайнюю бедность и болезни, если впадешь в них и некому будет полечить тебя, и даже походить за тобою? Но воодушевись: попуская такие смущения, благость Божия испытывает тебя, чтоб обнаружилась ревность твоя (о спасении) и любовь к Богу. Потом, когда сидишь уже в келлии один, нападут на тебя помыслы более тяжкие, чем страх. Человека спасает, скажут, не пустыня, но исполнение заповедей; и приведут тебе на память каких-нибудь кровных родных и скажут: не рабы ли они Божии? Сверх того, представят неблагорастворенность воздуха, чтоб упал ты духом и отчаялся в жизни. Но если любовь и упование будут сильны в тебе, то злоба врагов ничего не успеет; напротив, через это обнаружится твоя любовь к Богу, — что ты любишь Его более, чем покой плоти. Прискорбность уединенничества ведет человека к упованию; упование защищает от врагов, через плоть воюющих. Ибо не безрассудно удалился ты в пустыню, но чтоб испытать самого себя, навыкнуть борьбе с врагами и научиться каждого из них побеждать в свое время, чтоб, победив их, достигнуть вечного упокоения.

2. Велико и преславно, думаю, победить тщеславие и преуспеть в боговедении. Ибо кого держит эта неразумная страсть тщеславия, тот далек от мира и дух его отчужден от святых; приходит он на край зол, впадая в пороки гордости, или в тревожную заботу поддержать себя фальшивым лицемерием. Ты же, христианин, скрывай труды и добродетели свои, и берегись, чтоб язык твой не похитил у тебя их и не передал врагам твоим.

3. Кто право действует и плотские грехи свои и немощи исправляет покаянием, тот душу свою делает драгоценною пред лицом Бога и становится благоугодным Ему храмом. Кто же любит славу людскую, тот не может быть свободен от грехов, но в нем обитают зависть и ненависть; многим искушениям подвергает он душу свою и сердце его язвят демоны, когда не встречает он где удовлетворения своей страсти; конец же его погибель.

4. Смиренным же Бог открывает грехи их, чтоб сознались в них и покаялись, и изгнавши семь бесов, питали душу свою святыми добродетелями для истинной славы. Таковые не заботятся о поношении от людей. Воспоминанием своих грехов как щитом ограждают они себя от гнева и мщения, и терпеливо переносят что ни случится с ними. Какое бесчестие может уязвить тех, кои всегда взирают на свои грехи пред лицом Бога?

5. Если ты не сможешь снести слов ближнего своего, то в сердце твоем возгорится война, которая много принесет тебе огорчения и по поводу того, что услышишь, и по поводу того, что сам скажешь. Тогда блаженными назовешь ты тех, кои живут в уединении, и сердце твое будет раздражаться против ближних твоих, за то, что будто нет в них любви. Итак, восприими терпение и любовь; ибо терпение побеждает гнев, а любовь отревает огорчение. Посему моли Бога, да подаст Он тебе сии добродетели, которыми отражаются нападения гнева. Если встретится что подвигающее на гнев против ближнего, — разгневайся на врага, с ближним же смиренно сохрани мир. Кто для сохранения мира терпеливо переносит оскорбительные слова человека грубого и неразумного, тот наречется сыном мира, и будет обладать миром души, тела и духа. Коль же скоро эти три будут в тебе согласны между собою, то падут те, кои воюют против закона ума, и рабство плоти разрешится; ты назовешься сыном мира; и Дух Святой станет обитать в тебе, и не отыдет.

6. Блаженны те, которые ведут труды свои умно и с рассуждением. Ибо таким образом они легче их переносят и избегают сетей и козней демонов, тех особенно, которые страхом некоторым отдаляют людей от всякого доброго дела, к которому они намерены приступить, и на дух, Богу себя посвящающий, нагоняют разленение (делают, что он руки опускает от страшливости или безнадежия), чтоб отклонить его от такого рода благопопечения. Но если в нас будут любовь, терпение и твердость воли, то они не возмогут отклонить нас ни от какого доброго дела, особенно если будем помышлять, что разленение обычно губит всякое добро.

7. Если ты отрекся от мира, поберегись от демона, всевающего печаль, чтоб он своею крайнею жестокостью и обременением тебя не помешал тебе достигнуть великих добродетелей, которые состоят в том, чтоб не угождать себе, благодушно переносить поношения и радоваться, что тебя считают негожим ни на какое дело мира сего. Если дашь себе труд достигнуть сих добрых расположений, то стяжешь венец красоты душе своей.

8. Не те собственно нищи духом, кои отреклись от мира и видимо восприяли нищету, но те, кои отреклись от всякого греха и алчут, и жаждут памятования о Боге.

9. Не те достигают покоя душевного, которые налегают на ослабление тела; но те, кои внимают внутреннему человеку и отсекают свои хотения: эти получат венец добродетелей.

10. Стой на страже сердца твоего и внимай чувствам своим, чтоб память у тебя почила от всех помышлений мирских и разбойники не скрадывали ее.

11. Те, которые тщательно смотрят за своими помышлениями, верно распознают, которые помыслы ищут входа в душу, чтоб осквернить ее.

12. Если ты с пламенною ревностию прилежишь заповедям Божиим, то уразумеешь, по какому случаю смутители твои наводят на тебя страх (террор). Они устрашают душу, чтоб отложила свой труд и стала бездейственною. Но понимающие их злое намерение пребывают твердыми в том месте (и чине), какое (какой) избрали и благодарят Бога. Так себя держат при противностях те, которые возлюбили (и хранят) терпение, благодушие и любовь.

13. Малодушие же, нерадение и празднолюбие (покоелюбие, сибаритство) внушают искать таких мест, в которых можно бы найти похвалу и славу. От этого у них чувства слабее, часто поднимается мятеж страстей и гордость с самодовольством губят сокровенную (внутреннюю) сдержанность.

14. Если хочешь совершенно уврачевать чувства свои, восприими крест Христов; и в нем найдешь истинное уврачевание всех твоих болезней.

15. Если против воли твоей сердце твое возносится и влечется делать то, чего ты не хочешь, знай, что это находит от ветхого Адама. Если сердце твое ненавидит грех и отвращается от того, что подает повод ко греху, и ты, благовременно обращаясь к молитве, удаляться будешь от того, что влечет тебя ко греху, и от души помолишься к Творцу своему, да подаст Он тебе помощь ни в чем не оскорблять Его, и со многими слезами простершись пред лицом Его, так воззовешь: Твое есть, Господи, еже миловати; избавь меня от врагов моих; ибо я столько немощен, что без Твоей помощи не могу избежать от рук их. Если так будешь молиться, стараясь при том всячески не причинить огорчения тем, которые учат тебя по Богу — то это все будет сообразно со свойствами нового Адама, Иисуса Христа. Если не восприимешь повиновения, смирения и терпения, то, что ни делай, все уклонишься к обычаю, противному свойствам нового Адама.

16. Итак, все сердце свое напряги к тому, чтобы повиноваться Богу, так умоляя Его в истине: к Тебе, Господи, молитвенно приступаю, научи мя mвopumu волю Твою (Пс. 142, 10); ибо я не знаю, что для меня благопотребно. Ты, Господи, веди за меня брань с врагами моими, ибо мне не распознать коварства их и козни. Если, молясь таким образом от души, всячески будешь стараться следовать тому, что свойственно новому человеку во Христе Иисусе, то Он не попустит тебе быть прельщену в какой-либо вещи.

17. Если ты одну только какую заповедь исполнишь, то это не значит, что вполне печешься о душе твоей и вполне предал себя на работание Господу.

18. Как земля не может сама собою сделать, чтоб очиститься от плевел и принять добрые семена, не может также при плевелах приносить добрые плоды, потому что они подавляются плевелами: так и ты, если помощью свыше не будешь очищен от похотей плотских, то не можешь уберечься от греха.

19. Итак, берегись от того, что рождает грех. Своекорыстие есть непотребная мать всех грехов. Разленение благоприятствует своей воле. Своя воля вздымается гордостью и рождает презорство. Себеугодливое сердце рождает желание следовать мирским обычаям: отсюда происходит, что ты вожделеваешь того, что тебе неполезно; открываешь уши пересудчикам, ловишь смешные речи и передаешь их другим, любишь яже суть века сего, учишь тому, чему сам не научился и когда это от тебя не требуется, языком своим поражаешь ближнего, и подобное. Это и другое многое зло последует за сказанным.

20. Кто преуспевает или хочет преуспевать, пусть всячески бережется от причин, рождающих грехи. Этим только способом может он подавить и погасить грехи. Кто ретиво ведет брань, соблюдает все это, равно как принимает и всякое другое доброе внушение; кто же презирает такие уроки, тот открывает уши льстецам (прельстителям).

21. Кто боится немощи тела, тот не достигнет того, что свойственно новому человеку. Кто молитвенно прибегает к Богу, тот обретет в Нем покой. Если б Гедеон не велел сокрушить водоносов, то не видать бы было света свечей (см. Суд. 7, 19-20); так, и если не презрит человек тела своего, то не узрит света Божества. Также, если б Иаиль, жена Хавера Кинеева, не взяла кола кущного, то не поразила бы гордого Сисары (см. Суд. 4, 21). Так, если душа не скрепится и не положит следовать любви (требованиям совести, ничего не жалея), то плотских страстей не преодолеет. Ибо любы долготерпитъ (1 Кор. 13, 4), избегает зависти и превозношения, и не попускает, чтоб ум был утесняем чем-либо, противным природе. Ум же благий (дух), как глава и царь души, не попускает и душе зачинать что-либо противное природе, ясно показывая ей скольким неприятностям она будет за то подвержена.

22. Господь наш Иисус Христос, Свое к роду человеческому милосердие показывая крестом, разделил Собою двух разбойников, находясь посреди их. Находившийся по левую сторону был немирен, как будто жалея, что таким образом разрывалось его злое содружество с находившимся по правую сторону. Но тот со смирением и страхом взирая на Иисуса, сказал: помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Своемъ (Лк. 23,42). И вот они уже более не друзья; и находившийся одесную не может передать другому убеждения отстать расположением от худой жизни. Так и все, которые не пришли еще в такую меру смирения и любви; столько же падают, сколько восстают, пока не будет к ним милосердия Божия, без которого никто не может получить спасения. Если так, будем подражать вере и смирению доброго разбойника. Смирение сделает то, что охотно будем переносить поношение креста. Кто, подъяв крест свой, Христом отделяется от злого разбойника, тот сознает грехи свои, коими оскорблял Бога, исповедует их и оплакивает, прощение в них и милосердие к себе испрашивая у Самого Бога, Коему честь и слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

НазадОглавлениеДалее