НазадОглавлениеДалее

СЛОВО 12

О вине

Таинство вина и природы человеческой так разумеется. Должны мы сердце свое хранить непорочным со всякою святостью, если хотим, чтоб Бог благоволительно обитал в нем. Бочка, если не будет отовсюду обмазана смолою, так чтоб никакой не имела дырочки, вина содержать не может; и сердце наше, если не ограждено смирением, и чистотою, так чтоб не имело никаких дырок порока, жилищем Бога быть не может. Ибо быть не может, чтоб кто служил Богу, — вместе и похотям. Будем блюстись тщательно, чтоб в сердце нашем не было гнева и враждования, ибо они отторгают человека от истинного покаяния, и не допускают угодить Богу. Вино вначале разгорячается и бродит; потом мало-помалу брожение его умаляется и, наконец, оно совсем устанавливается и готово бывает: так и жар юности со временем укрощается и, наконец, совсем устанавливается, если обучается под дисциплиною отцов и повинуется их заповедям. Вино не вносится в подвалы (на хранение вместе с готовыми уже винами), если прежде не состоится; не допускается в собрание других и тот, чье постоянство и твердость не были испытаны разными способами. Если оставить вино с виноградинами, то оно окисает: так и юный инок, если позволить ему обращаться с кровными родными, или с теми, кои далеки от порядков его (иноческой) жизни, оставляет преданную отцами дисциплину и повреждается в добрых нравах. Если вино не скрыть в глубоких подземных подвалах, оно пропадет: так и труды инока все бывают тщетны, если не покрываются и не охраняются смирением. Вино, которое часто открывают и отведывают, становится все хуже и хуже: так и человек, который часто из тщеславия показывает другим дела свои и труды, теряет свое совершенство. Если бочку оставить открытою, туда нападают насекомые и попортят вино; то же бывает и с теми, кои предаются многословию, шуткам и пусторечью. Вино, на ветре поставленное, теряет свою приятность (букет); так и гордость губит всю богоугодность трудов человека. Покойно берегут вино в совершенно сокровенных местах, и оно делается наилучшим: так и тот, кто разумно возделывает добродетель, упокоивается в безмолвии и там притрудно ведет подвиги свои.

Все это соблюдают в отношении к вину, чтоб оно понравилось господину своему; должен соблюдать все подобное и тот, кто хочет угодить Богу. Далее, как вину не верят, каково оно, пока не почерпнут и не отведают: так и человек не должен верить самому себе, но пребывать в страхе, пока не предстанет пред Бога, и Им не одобрятся дела его. И как, если в бочке откроется дырочка, вино вытекает, прежде чем узнает о том хозяин, если он нерадив: так что-нибудь худое, хотя и малое, губит весь плод человека нерадивого. Итак, братие, тщательно да блюдемся от всех преткновений и грехов, чтоб Бог ущедрил нас Своею благодатию и милостию в день суда: что и соделает Он конечно, если мы, по силам немощи нашей, будем соблюдать Его заповеди. Впрочем, Твоя есть, Господи, сила, и милосердие, и помощь, и заступление, и помилование, и долготерпение. И кто есмь аз пред множеством зол, от которых Ты меня избавил? Я ничего не имею, что дать Тебе. Грешен я и недостоин никаких даров Твоих. Ты Господь мой и Бог мой. Твоя есть слава, и милосердие, и заступление, и ограждение, и держава во веки веков. Аминь.

 

НазадОглавлениеДалее