НазадОглавлениеДалее

СЛОВО 5

Что должно наблюдать тем, кои хотят мирно жить вместе

1. Если вместе совершаете путешествие, посмотрите, кто из вас послабее, и оказывайте ему снисхождение, если он или посидеть захочет немного, или прежде установленного часа вкусит что.

2. Когда выйдете на какое дело, себе всякий пусть внимает, а за братом своим не смотрит.

3. Никто да не дерзает учить другого или что-нибудь ему приказывать.

4. Если в келлии что делаете, оставляйте всякого делать по своему произволу.

5. Если кто скажет: поучите меня, прошу вас, я этого не умею; то искусный между вами пусть не упорствует и не говорит, что не умеет: ибо это не будет смирение по Богу.

6. Когда видишь, что брат твой делает какое-либо дело, не говори ему, что ошибается или что не так делает. Если он попросит тебя поучить его, а ты этого не сделаешь, но промолчишь, то покажешь тем, что в тебе не любовь Божия, а что-то недоброе.

7. Если брат твой не так хорошо сварит кушанье, не говори ему, что худо сварил; потому что это будет смерть для души твоей: но помысли, как было бы тяжело и больно тебе самому, если б кто тебе сказал такие слова, и успокоишься.

8. Если во время пения погрешит кто в каком слове, не поправляй его тотчас и не смущай. Если и слово пропустит, не будь тебе до того дела. Если он попросит, чтоб ты поправлял его, делай то с любовью.

9. Если будет что за трапезою, чего кто-либо из братии не любит, пусть не говорит, что не может принимать этой пищи; но пусть даже до смерти понасилует себя перетерпеть, и Бог утешит его.

10. Если вместе делаете какое дело, и кто-либо из вас, по малодушию, начнет уговаривать отстать от него, не укоряйте его, но и себе охотно согласитесь на то.

11. Если зайдут к вам какие братья, не расспрашивайте их о вещах бесполезных, иначе они оставят у вас рабство (лишат свободы и льготы, свойственных душе, не помышляющей о пустых и срамных вещах).

12. Если кто из них не утерпит и скажет кому из вас неполезное и вредное; кто услышит это, пусть не открывает прочим братиям, чтоб яд смертоносный не убил душ их.

13. Если нужда заставит тебя отправиться на сторону, не разведывай ничего, что не может тебе принести пользы, чтоб без вреда возвратиться тебе в келлию свою. Если против воли услышишь что такое, возвратясь домой, не рассказывай о том братьям своим.

14. Если живешь в чужой стороне странником, то, в каком бы месте ни находился ты, ничего гордо не делай и не говори, чтоб от твоей скромности и молчаливости жители пользу получили. Ибо немощные, по слабости сердца своего, легко соблазняются, потому что своих грехов не видят.

15. Упование на Божию помощь, кротость, добрая совесть и отречение от своей воли во всем суть признаки смирения. Но надменность, спорливость, самомнение, презрение к брату и то, чтоб говорить, когда кто из-за нас скорбен и смущен: а мне что? Мне какое до него дело? — Все сие означает жесткость сердца.

16. Если брат войдет в келлию твою, когда ты делаешь дело свое, смотри, чтоб сердца твоего не заняло помышление, будто ты работаешь более, нежели он.

17. Если делаешь какое дело вместе с братом немощнейшим, не напрягайся слишком сделать более чем он.

18. Если делаете общее какое дело, прилежи к нему всеми силами, но не старайся узнать, что ты и что брат твой сработал в неделю; ибо нелепо узнавать об этом.

19. Когда отправишься на какое дело с братьями, не желай, чтоб знали, что ты более всех сработал: ибо дело, которое тайно делает человек, видит Бог (см. Мф. 6, 4, 6-18).

20. Если брат скажет тебе что несколько грубо, прими то с радостью: ибо если праведным Божиим судом испытаешь помышления свои, найдешь, что ты сам погрешил.

21. Если живешь с братьями, и сердце побуждает тебя постесненнее пожить, скажи сердцу своему: вот сей брат немощный есть господин мой. Если решительно уже определил ты жить повоздержаннее, избери себе келлию особую, брата же твоего немощного не смущай.

22. Если зайдет к вам какой брат-странник, о котором слышали вы, что он недугует какою-нибудь страстию, не пытайте его словами, если страсть его не обнаружится сама собою; бойтесь также сделать что-либо такое, что может причинить скорбь брату, если он то заметит.

23. Если тебе нужна какая вещь, не серчай на брата твоего, что он сам собою не дает тебе ее; но с доверием и простотою попроси его, чтоб он дал тебе нужную вещь. Это и есть святая прямота сердца. Но если ты нужды своей ему не откроешь, в сердце же своем будешь серчать на него с ропотом, то сам себя подвергаешь осуждению.

24. Если зайдет между вами речь о каком-либо месте Писания, — тот, кому известно сие место, пусть скромно и любовно объяснит его брату своему. То и будет означать, что ведаешь Писание, если оказываешь себя смиренным пред братом своим.

25. Помни суд, на котором должно тебе стать, и позаботься о том, чтоб не оказаться тебе на нем безответным и никакого в тот страшный час не находящим оправдания.

26. Что миру принадлежит, о том не разведывайте любопытно, чтоб не стать подобными отхожим местам, в которые люди ходят слагать лишние тяжести чрева и которые от того полны зловония. Но будьте паче храмами и жертвенниками Богу святыми, на которых утром и вечером воскуряется фимиам. И да не будет никогда жертвенник сей без фимиама (то есть молитвы).

27. Будьте всегда пред лицом Бога, умоляя Его и благодарение Ему принося с простотою и искренностью, да видит в вас Бог все такое, что противно хитрости и мудрости бесовской, пытливости, самолюбию и злобе сердца. Ибо те, кои связаны сими (страстями), тщетно трудятся и конец их — погибель. Кто, впрочем, Бога боится и совести слушается, тот будет отвращаться от всего этого.

28. Похож бывает на дом, в котором нет хозяина, бедный человек, когда дом сердца его устроен у него по своей воле; тогда и говорит он, чего не хотел бы сам по себе, потому что сердца своего не имеет он в своей власти; но оно у него в руках врага.

29. Когда нужно идти на какое дело, один другого пусть не презирает и не оставляет брата своего в келлии, чтоб он мучился там совестью. Но с любовью пусть говорит ему так: как тебе угодно, идти ли нам? И если заметит, что брат в то время немного непокоен или немоществует телом, пусть не настаивает на том, что необходимо идти теперь же, но отложит немного и с любовью останется в келлии.

30. Смотрите, ни в каком деле не идите наперекор братиям своим, чтоб не возмутить их.

31. Если кто живет с отцом или братом духовным, то никаких сделок со сторонними пусть не имеет (без их ведома): этого требует мир и подчинение.

32. Если живешь с отцом или братом твоим, не входи тайно в дружбу с кем-либо и не пиши скрытно писем к кому-либо, так чтоб этого не знали те, с которыми живешь; иначе и тебя самого, и тех погубишь.

33. Если живешь с таким, который больше тебя, — тайно, без его ведома, и бедному не благотвори.

34. Не ищи совета после события или дела, но наперед советуйся о том, что занимает и беспокоит тебя; помышляешь ли о переселении в другое место или делу какому хочешь учиться, или оставить какое дело, или отправиться с кем в путь, с дерзновением ищи совета, прежде чем приступить к самому делу.

35. Открывай скорби души твоей и болезни тела, и причины их, и так открывай, чтоб видно было, что ты уранен (а не другой кто), если желаешь получить уврачевание раны своей.

36. Когда открываешь помыслы, не притворяйся и не говори одного вместо другого, и не принимай вида, будто совета просишь не для себя, а для другого, но прямо открой истину и так наперед приготовься и расположись, чтоб непременно исполнить, что тебе будет сказано; иначе себя самого будешь обманывать, а не старцев, с которыми советуешься.

37. Если просишь совета у старцев против нападения искушений, то не слушай тех, которые внутри говорят тебе больше, чем старцы. Но Бога моли, чтоб Он сотворил с тобою милость Свою и старцам внушил посоветовать тебе то, что Ему угодно. Потом делай, что скажут тебе старцы, и Бог утешит тебя.

38. Если, живя с братиями, не находишь покоя и по причине ли трудов или по причине уз (что совсем связан, свободы не имеешь), или потому, что не можешь нести бремени (сего сожительства), или что страдаешь от уныния, или что не силен подъять ига (подчинения), или что не имеешь возможности добрых начинаний своих здесь исполнить, или что тут все нужное в изобилии, или что желаешь подчинить себя более точной и строгой дисциплине, и более сильным мерам исправления и очищения, — или по другой какой причине сердце твое подвигнет тебя отойти (от сих братий); смотри, не сделай этого безрассудно, как бы сбивая с себя ярмо, не выходи с печалью, тем паче, забыв долг братства, не убегай тайно, с огорчением, когда есть на сердце оскорбление и ты покрыт покрывалом неприязни, но дожди времени мира и спокойствия, чтоб сердце твое было покойно, где бы ты ни был. Потом вину сего всегда приписывай себе самому, а не братиям, с которыми ты жил. Не слушай врага, когда он станет внушать тебе представлять из себя обиженного братиями, когда ты получал от них благодеяния, чтоб тем избежать бесславия и опозорением их прикрыть свой позор: ибо через это ты сделаешься рабом врага, где бы ни стал потом жить.

39. Когда придешь куда на жительство, не тотчас устрояй себе келлию, но прежде рассмотри свойства того места, не откроешь ли какого неудобства, или по причине шумности и беспокойности его, или потому, что будешь на виду у кого, или будешь видеть кого, или другое что не на пользу себе, или по причине славы и знатности места, или по множеству трудов на нем, или по причине докучания от друзей; если мудр будешь, в несколько дней узнаешь все, откуда тебе может истекать смерть, и откуда живот.

40. Когда на несколько дней уступишь брату своему келлию для жительства, не вздумай почитать его подчиненным себе. Когда сам получишь на несколько дней келлию другого для жительства, смотри, ничего в ней не разоряй и не строй без позволения того, кто ее тебе уступил.

41. Если, живя с кем или совершая путешествие, получишь от него какую-либо заповедь; смотри, ради Бога, не понебреги, и явно или тайно не отступи от сей заповеди.

42. Если ты сам себе в келлии своей поставил правилом, чтоб или пищу принимать в определенный какой час, или воздерживаться от какой пищи, — смотри, когда будешь на стороне, не скажи кому за столом: извини меня, — я этой пищи не употребляю: ибо так суетность твоя (тщеславие) передаст труды твои в руки врагов твоих. Господь повелевает, чтоб мы все делали тайно, уверяя, что Отец наш воздаст нам за то явно (см. Мф. 6,4,6-18). Кто любит дела свои, тот хранит их, чтоб не пропали даром.

43. Если в одной живете келлии, и когда ты делаешь какое дело внутри или вне, позовет тебя брат твой, — смотри, не скажи: подожди немного, дай кончу дело; но тотчас послушай его.

44. Если делаете какое дело вместе, и ты заметишь ошибку за кем, не разглашай этого другим, и на уста твои да не вспадает, чтоб сказать о том братиям: ибо тут смерть души твоей.

45. Если живущие с тобой братия утомятся от работы, разреши им принять пищу прежде установленного часа и пусть отдохнут.

46. Суди о всем судом Божиим, а не своим.

47. Что ни делаешь, представляй Бога пред очами своими.

48. Если придешь куда на жительство, чтоб жить одному или с теми, кои были там прежде тебя, и увидишь там мастерства или дела, вред приносящие, или монаху не совсем приличные, — не открывай рта для укора и обличения — но если не надеешься найти здесь покоя, иди в другое место, язык же свой держи от злословия: ибо это для тебя смерть.

49. Если ты слаб и скоро приходишь в страстные движения, не позволяй кому-либо открывать тебе, как верному, своих худых помыслов: ибо это опасно для души твоей.

50. Если зайдет между вами речь, возбуждающая смех, смотрите, не попускайте гласу вашему быть слышиму: ибо несдержанный смех бывает там, где нет дисциплины, ни страха Божия, ни внутреннего хранения.

51. Когда в ваши дни гнев Божий посетит вселенную, то не ужасайтесь, если услышите что страшное; но так рассудите сами с собою: что значит все это в сравнении с тем, чему подвергнемся мы за грехи, если не покаемся?

52. Любите себя взаимно ради Бога. Если соблюдете сие в простоте, то с радостью внидите в покой Сына Божия; а если отступите от сего, то напрасно потрудитесь вы здесь, и когда выйдете из тела, будете ввержены в муку вечную, как свидетельствует Писание. Окаменение сердца нашего ослепляет нас и мы следуем одной своей воле и ее предпочитаем Самому Богу. Но и Его не любим мы, а свои похоти. Любите же себя взаимно и не оставайтесь в своих сердцах необрезанными. Сии немногие дни жизни вашей проводите во смирении, мире и терпении, отсекая свои хотения любовью. Если вы не соблюдаете сего и если, напротив, между вами есть рвение, раздор, споры, гордость, негодование, подозрение, неповиновение; то худо проводите вы время и, без сомнения, подвергнетесь вечным мукам, когда отойдете отселе. Любите же себя, братия, любовью святой и язык свой блюдите, чтоб не произносил безрассудно слов, которыми можно соблазнить, или оскорбить других. Господь же и Бог наш да дарует нам благодать, чтоб делая добрые дела, сподобились мы Его милосердия со всеми святыми, Ему угодившими: ибо Его слава, честь и поклонение, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

 

НазадОглавлениеДалее