НазадОглавлениеДалее

СЛОВО 2

Об уме по естеству

1. Не хочу оставить вас в неведении, братие, что Бог, сотворив в начале человека, поместил его в раю, с чувствами непорочными, с природою сообразными. Но после того, как он послушал своего обольстителя, все его чувства обратились к навыкам (образу действий) противным природе, и сам он лишился славы своей. Но Господь наш, движимый великою любовию, явил милость Свою роду человеческому. Ибо Слово плоть бысть (Ин. 1,14), то есть, соделалось совершенным человеком, во всем нам подобным, кроме греха (см. Евр. 4,15), чтоб посредством святого воплощения Своего возвести нас опять в первоначальное состояние наше. Так, являя милость Свою человеку, открыл Он ему снова вход в рай. Хотящих следовать стопам Его и повиноваться заповедям, какие Он дал, Он воодушевляет и укрепляет так, что они сильны бывают побуждать тех, кои лишили нас славы нашей. Предал Он также нам святой образ богоугождения и закон чистый, чтоб человек, живя по нему, возвращался в то естественное состояние, в которое был поставлен Богом в начале. Вследствие сего, кто желает возвратиться туда, тот должен отсекать все пожелания плоти своей, чтоб возвести ум свой в первобытное состояние.

2. Есть в нас желание, сообразное с природою (желание Бога и божественного), без которого и любовь к Богу не может состояться. Ради его Даниил назван мужемъ желаний (Дан. 9, 23). Желание сие враг пременил в срамную похоть, да похотствуем всяких нечистот.

3. Есть в душе ревность (о славе Божией), сообразная с природою, без которой нельзя преуспевать в жизни по Богу. Почему апостол говорит: ревнуйте же дарований большихъ (1 Кор. 12,31). Сия божественная ревность уклонилась от естественного своего направления, и мы друг против друга восстаем взаимными завиствованиями, неприязнями, лжами.

4. Есть в уме не чуждый естества гнев, без которого у человека и чистота состояться не может; именно: если не будет он гневаться на семена (зла), всеваемые в нас врагом, подобно тому, как Финеес, сын Елеазаров, подвигнутый такого рода гневом, пронзил человека вместе с женою (см. Чис. 25,7-8) и тем отвратил гнев Божий от народа своего. Этот гнев у нас обращен на то, чтоб гневаться на ближних наших из-за каких-нибудь глупостей и пустяков.

5. Есть в душе раздражение, сообразное с естеством, по которому, например, Илия побил всех, каких нашел, мерзких пророков (см. 3 Цар. 18,40), которым и Самуил воспламенялся на Агага, царя Амаликского (см. 1 Цар. 15, 33). Без сего против врага раздражения слава души не просиявает. Но это раздражение (естественное) превращено у нас в противоестественное и мы им ненавидим и презираем ближнего своего, и все добродетели (даже) преследуем.

6. Есть в душе возношение над врагами, не противное природе, которое, когда нашло, например, на Иова, то он вот как поносил врагов своих: безчестнии, говорил он, и похуленнии, скудни всякаго блага ихъ же не вменяхъ достойными быти псовъ моихъ стадъ (Иов. 30,4,1). Этого возвышения духа над врагами недостает теперь у нас. Смиренно покорны мы врагам своим, с ближними же гордо вступаем в состязание и считаем себя более праведными, чем они. Но за такую гордость Бог делается врагом нам.

7. Такого рода (добрые) расположения духа даны человеку вместе с сотворением; но он, вкусив от запрещенного древа, изменил их в порочные и пагубные страсти. Эти (последние) мы должны, братие дражайшие, искоренять из сердец своих, а возвращать те расположения, кои показал нам в святом воплощении Своем Господь наш Иисус Христос. Свят Он есть и во святых обитает. Будем внимать самим себе и постараемся угодить Богу по силам, прилежа добрым делам. Взвесим желания наши и стремления и приведем их в правильный естественный чин и порядок, чтоб обрести милость в день искушения грядущего на всю вселенную (см. Лк. 21, 26). Мы всегда имеем нужду в благости Бога, да подает помощь немощи нашей и избавляет нас от врагов наших. Тому слава и держава, и царство во веки веков. Аминь.

 

НазадОглавлениеДалее