НазадОглавлениеДалее

БЛАЖЕННЫЙ АВВА ИСАИЯ

Краткое сведение о блаженном авве Исаии и его писаниях1

Блаженный авва Исаия отшельничествовал в ските, когда еще жив был святой Афанасий Великий, как видно из письма епископа Амона к Феофилу Александрийскому. Об обстоятельствах жизни его мы знаем только то, что помещено о нем в "Достопамятных сказаниях".

Он проводил очень строгое житие, не позволяя себе никаких утешений, - до того, что вареное кушание составляло по нему уже некоторую поблажку. Так, когда для кого-то из пришедших варил он кашицу и, не доварив, предложил ее, а тот, не утерпевши, заметил о том, - он сказал: достаточно и того, что она постояла на огне.

Видно, что он был аввою монастыря и братию свою назидал не словом только, но и делом. Так, чтоб сильнее внушить им, что без труда нельзя наследовать Царствия Божия, он, когда братия жали у одного землевладельца, пришел к хозяину и стал просить себе заработной части. А работал ли ты, авва, спросил хозяин? Нет, отвечал он. Тогда хозяин заметил ему: если не работал, то за что же тебе давать? Авва спросил его: а разве те, которые не работают, ничего не получают? Нет, сказал хозяин. И разошлись. Это, сказал он потом ученикам, я сделал нарочно, чтоб вам памятнее было, что кто не трудится, тот не жди себе награды от Бога.

Сколько силен был у него дух молитвенный, видно из следующего сказания: где-то на вечери любви был и авва Исаия. Некоторые вели себя там не так сдержанно. Священник церкви сказал им: потише, други! Вот вы как?! Между тем, тут же есть некто, который ест и пьет, как и все, но молитва его как пламень восходит к Богу. Слова эти относят к авве Исаии.

Но сколько он был высок по жизни, яснее всего свидетельствуют его писания, которые суть плод не учености, а его опытности в духовной жизни.

В Добротолюбии, пред его главами о блюдении ума, помещено о нем такое сведение: преподобный отец наш Исаия отшельник жил в 370 лето по Рождестве Христовом и был современником авве Макарию Великому. День и ночь поучался он в Божественных Писаниях и почерпал из сих источников спасения обильные струи духовной мудрости. Он написал много прекрасных слов о разных душеспасительных предметах, которые составляют целую книгу.

Об этой книге упоминает Иоанн, епископ Антиохийский2, перечисляя душеспасительные писания, исшедшие из скита. В дошедшем до нас сборнике слов содержится их 29; но очень вероятно, что здесь помещены не все слова аввы Исаиии. Ибо в извлечениях из его слов есть такие наставления, которых нет в сих словах.

Эти 29 слов, с весьма древней рукописи греческой, перевел на латинский язык Петр Франциск Веронский и издал их в 1574 году в Венеции. С того времени слова сии помещаются в этом переводе во всех библиотеках святых отцов на одном латинском языке. Почему опущен в первом издании, и потом всегда опускался и опускается греческий текст, и где бы его можно видеть, неизвестно. Не потрудился найти его и аббат Migne в своем издании святых отцов, откуда берется предлагаемый перевод сих слов.

Кроме этих слов, есть еще от сего аввы правила для новоначальных монахов, сохраненные аввою Венедиктом Анианским (нач. 9-го века), в его сборнике монашеских уставов3. Об этих правилах в означенном сборнике замечается, что они извлечены из слов аввы. Но в словах не все их можно найти. Потому надо допустить, что многие и из них или взяты из несохранившихся слов аввы, или были преподаны им отдельно от слов разным лицам, в разное время, – и потом переходили из уст в уста и кем-нибудь собраны воедино, не в порядке течения мыслей, а как были слышаны, так и прилагались в общее собрание их. Они одного духа и содержания с правилами св. Антония Великого. Некоторые слово в слово одинаковы с ними. Надо полагать, что авва Исаия был ближайшим преемником учительного дара аввы Антония Великого, вместе с аввою Макарием Великим.

В Добротолюбии помещена статья аввы Исаии о блюдении ума, в 27-ми главах. О ней говорится там в предисловии, что она есть извлечение из слов сего аввы, и содержит краткое наставление о том, как отражать прилоги помыслов, сохранять совесть незазорной, держать сокровенное поучение в сердце, и разумно блюсти во всяком безмятежии троечастность души.

В означенном томе Patrol. graec. после слов, напечатана подобная же статья под заглавием "О подвижничестве и безмолвии, в 19-ти главах" с греческим текстом. И эти главы суть тоже извлечения из слов, что и указывается в самом издании цитатами, откуда взята какая глава. Некоторые из них слово в слово одинаковы с теми, кои находятся в статье Добротолюбия.

Но как в числе этих 19-ти, так и в числе 27-ми Добротолюбия, есть наставления, которых нет в словах. Это, между прочим, и служило побуждением к тому, чтобы в настоящем издании писаний аввы Исаии поместить обе эти статьи.

Чтобы ничего не пропустить, что исходило от сего аввы, помещаем здесь и изречения его, кроме приводимых в "Достопамятных Сказаниях", те, кои содержатся в нашем "Алфавитном Патерике", в переводе впрочем только со славянского, ибо подобного патерика на греческом нет. Это есть труд наших ревнителей подвижничества. Всякий и сам увидит, что и между сими изречениями есть немало таких, каких нет в словах.

Таким образом, здесь предлагаются:

1. Слова аввы Исаии.

2. Его правила для новоначальных монахов.

3. Изречения его.

4. Статья из Добротолюбия, о хранении ума, в 27-ми главах.

5. Главы о подвижничестве и безмолвии, в числе 19-ти.

Примеч. При переводе слов аввы Исаии сочтено нужным разметить иначе пункты каждого слова. Число их значительно увеличено; ибо каждое слово представляет разнообразное содержание. Для каждой особой мысли ставится особый пункт.


1. См. предисловие к его творениям в т. 40 Patrol. graec., стр. 110.

2. См. в Patrol. graec., т. 40, стр. 110.

3. Patrol. Lat., t. CIII.

 

НазадОглавлениеДалее