1◦234567891011121314151617
18192021222324252627282930

Назад  1 июня/14 июня  Далее

IIIIIIIVV◦VI◦VIIVIIIIXXXIXII


 

Жития святых

Поиск


По свт. Димитрию Ростовскому:


Мч. Иустина Философа;


Мч. Иустина и с ними Харитона, Хариты, Евелписта, Иеракса, Пеона и Валериана;


Прп. Дионисия, игумена Глушицкого;


Прп. Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах.

 

Страдание святого мученика Иустина и дружины его

В то время, когда идолопоклонники по всем странам и городам против благочестивых и соблюдающих благий закон христиан издали нечестивое повеление, чтобы всякий, верующий во Христа, принуждался приносить жертву идолам, были взяты святые мученики Иустин, Харитон и Харита (женщина), Евелпист, Иеракс, Пеон и Валериан, приведены в Рим и представлены на суд градоначальника Рустика. Тот сказал Иустину:

- Окажи повиновение богам и царским повелениям, чтобы не подпасть осуждению.

Святый Иустин отвечал ему:

- Никто и никогда не может быть осужден, если повинуется заповедям Спасителя нашего Иисуса Христа.

Какого учение ты держишься? - спросил градоначальник.

Иустин отвечал:

- Я прилежно изучал всякие внешние учение и достиг искусства во всяком знании, но потом присоединился к истинному христианскому учению, - хотя бы оно и не одобрялось теми, кто заблуждается в неправом мудровании.

Тогда сказал Рустик:

- Так ты, окаянный, любишь учения, противные нашему мудрованию?

Да, люблю, - отвечал святый Иустин - ибо следую справедливому учению христиан.

Что это за учение?

Правое учение, которое мы, христиане, нерушимо соблюдаем, таково: знать единого Бога, Творца и Создателя всего видимого и невидимого, и исповедывать Господа Иисуса Христа Сына Божия, некогда предвозвещенного пророками, Который приидет судить человеческий род. Он есть Проповедник спасения и Учитель желающих утвердиться в добродетели. О бесконечном Божестве Его я, человек немощный, меньший из всех, не могу говорить с достаточной силою, но исповедую, что это предсказано пророками: они за много веков предвозвестили сошествие на землю Того, Кого наименовал я Сыном Божиим.

Градоначальник спросил:

Куда сходятся христиане?

Иустин отвечал:

- Всякий приходит туда, куда хочет и может. Разве ты думаешь, что мы все собираемся в одно место? Это дело несбыточное: ибо Бог христианский не пребывает в каком либо месте, но, будучи невидимым, наполняет небо и землю; везде поклоняются Ему верные, и слава Его провозглашается повсюду.

Сказал градоначальник:

- Всё-таки ответь нам, куда вы сходитесь, и где собираешь ты своих учеников. Иустин отвечал:

- Я доселе находился близ дома некоего Мартина, при бане, называемой Тимиотини, пришел же в город Рим во второй раз, и другого места, кроме названного, не знаю; всякого, пожелавшего прийти ко мне, я присоединял к истинному учению.

- Итак ты христианин? - спросил Рустик.

- Да, я христианин, отвечал Иустин. Тогда градоначальник обратился к Харитону:

И ты не христианин ли?

Отвечал святый Харитон:

- С помощью Божией, и я христианин.

Потом спросил Рустик блаженную жену Хариту, следует ли и она Христовой вере; Харита также объявила себя христианкой, по благодати Божией. Потом Рустик спросил Евелписта:

А ты кто?

Я царский раб, - отвечал тот - но, как христианину, Сам Христос даровал мне свободу; Его милосердием и благодатью стал я участником той же надежды, как и те, которых ты видишь.

Затем градоначальник спросил Иеракса, не христианин ли и он. Иеракс ему отвечал:

- Поистине, и я христианин, ибо почитаю Того же Бога и поклоняюсь Ему.

Вас сделал христианами Иустин? - спросил градоначальник.

Иеракс отвечал:

- Я и был, и буду христианином.

Бывший тут же святый Пеон сказал:

- И я христианин.

- Тебя кто научил христианству?

От родителей принял я это доброе исповедание, - отвечал Пеон.

Потом сказал Евелпист:

- И я от родителей моих получил наставление в христианстве, внимая же словам Иустина, еще сильнее укрепился в христианской вере.

- Где же твои родители? - спросил градоначальник:

- В Каппадокии.

Потом градоначальник спросил Иеракса:

В какой стране живут твои родители?

Иеракс ему отвечал:

- Истинный Отец наш - Христос, а матерь - вера в Него; земные родители мои преставились, я же пришел сюда из Иконии Фригийской.

Обратился градоначальник к Валериану, побуждая и его к ответу:

Ты также христианин и к богам не усердствуешь?

Валериан отвечал:

- И я христианин, почитаю единого истинного Бога и Ему поклоняюсь, ваших же богов презираю.

Снова градоначальник обратился к Иустину:

- Слушай ты, называющийся красноречивым и считающийся последователем истинного учения: если начиная с головы по всему телу покроешься язвами, то думаешь ли чрез это войти на небо?

Иустин отвечал:

- Если я претерплю названное тобою мучение, то надеюсь получить такое же воздаяние от Господа моего, какое уготовано сохранившим Христово учение; ибо я знаю, что всех, благочестиво поживших и как либо пострадавших за Бога, ожидает до скончании всего мира сокровенная Божия благодать.

На это градоначальник Рустик сказал:

- Итак ты полагаешь взойти на небо и получить некоторую награду от Бога твоего?

- Не полагаю, - возразил Иустин, - но знаю достоверно и надеюсь на это без сомнения.

Сказал Рустик:

Однако приступим к предстоящему нам делу: соберитесь вместе, и все вместе принесите жертву богам.

На это Иустин возразил:

- Никто, рассуждающий здраво, не захочет лишиться благочестия и впасть в заблуждение и беззаконие.

Градоначальник Рустик сказал:

- Если вы не будете повиноваться нашим повелениям, то понесёте муки без всякого помилования.

Иустин отвечал:

- Воистину желаем претерпеть муки за Господа нашего Иисуса Христа и спастись, ибо эти муки исходатайствуют нам спасение и дерзновение на Страшном Суде Его, на который по повелению Божию предстанет весь мир.

Так же говорили и все прочие святые мученики, присовокупляя:

- Исполняй скорее намерение свое; мы христиане, - идолам приносить жертву не будем.

Выслушав это, градоначальник объявил приговор:

- Не желающие принести жертву богам и покориться царскому повелению да будут наказаны жезлами и отведены на смертную казнь через обезглавление, как повелевают римские законы.

Так святые мученики, славящие Бога, были выведены на обычное место казней, приняли раны и, усеченные секирою, окончили страдание в спасительном исповедании. Потом некоторые из верных тайно взяли их честные тела и погребли на достойном месте, при содействии благодати Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков, аминь.

Назад / Далее...