123456789◦10◦11121314151617
1819202122232425262728293031

Назад  10 октября/23 октября  Далее IIIIIIIVVVIVIIVIIIIX◦X◦XIXII


 

Жития святых

Поиск


По свт. Димитрию Ростовскому:


Мчч. Евлампия и Евлампии;


Мч. Феотекна;


Прп. Вассиана;


Прп. Феофила исп.


По свт. Феодосию Черниговскому:


Блж. Андрея, Христа ради юродивого, Тотемского.


Жития русских святых:


Прп. Амвросия Оптинското;


Свт. Амфилохия, еп. Владимиро-Волынского;


Собор Волынских святых.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ († 1891)

 

Память его празднуется 10 окт. в день преставления, 3 окт. в день обретения мощей, 11 окт. вместе с Собором Оптинских прпп. отцев и старцев

Великий оптинский старец иеросхимонах Амвросий родился, как принято считать, в день памяти своего святого - Александра Невского, 23 ноября 1812 г., в Тамбовской губернии, в семье пономаря. При крещении ему было дано имя Александр.

По обычаю того времени, мальчик учился читать по славянскому букварю, Часослову и Псалтири. Каждый праздник он вместе с отцом пел и читал на клиросе. Он никогда не видел и не слышал ничего худого, так как воспитывался в строгоцерковной и религиозной среде.

Когда Александру исполнилось 12 лет, родители определили его в первый класс Тамбовского Духовного училища, по окончании которого в 1830 г. он поступил в Тамбовскую Духовную семинарию. Благодаря своим способностям учился он хорошо, любимым занятием его было изучение Священного Писания, богословских, исторических и словесных наук. За год до окончания семинарии Александр заболел, надежды на выздоровление почти не было, и он дал обет в случае выздоровления пойти в монастырь. По завершении обучения в семинарии будущий подвижник не сразу решился поступить в монастырь, а некоторое время был учителем и занимал должность духовного наставника в городе Липецке.

Летом 1839 г., по дороге на богомолье в Троице-Сергиеву лавру, Александр посетил известного затворника о. Илариона, св. подвижник дал ему определенное указание: "Иди в Оптину, ты там нужен". У гробницы прп. Сергия, в горячей молитве испрашивая благословения на новую жизнь, он в своем решении оставить мир ощутил предчувствие какого-то громадного, захватывающего счастья. Осенью того же года он ушел в Оптину, там Александр застал при жизни таких столпов монашества, как игумен Моисей, старец Лев и старец Макарий. Вся иноческая братия под руководством старцев носила на себе отпечаток духовных добродетелей: простоты, кротости и смирения.

Духовным руководителем Александра был схиархимандрит Лев, и, когда из Калужской духовной консистории пришло определение о его зачислении в братство, он стал келейником и чтецом своего духовного наставника.

Новопослушник прошел в пустыни послушание с достоинством и смирением, посвящая свободное время молитве и работе над собой. Надо, чтобы не искушение побеждало человека, а чтобы человек побеждал искушение, - такова была цель этой работы.

В 1842 г. Александр был пострижен в мантию с наречением ему имени Амвросий, во имя св. Амвросия, епископа Медиоланского. В 1843 г. последовало иеродиаконство, в 1845 г. о. Амвросий представлен был к посвящению в иеромонаха. Но вскоре болезнь снова настигла его, и в 1846 г. он был выведен за штат и находился на иждивении обители. О. Амвросий выполнял только посильный ему труд. - так, на него была возложена переводческая работа и им была переведена "Лествица" Иоанна Синайского. Иноческая жизнь св. подвижника, несмотря на телесные недуги, была направляема ко все большему и большему совершенствованию духовному. Под руководством старцев у него вырабатывались та высота духа, та сила любви, которые потребовались ему, когда он принял на себя высокий и многотрудный подвиг старчества.

В это время духовному окормлению о. Амвросия были поручены относившиеся к оптинским старцам монахини Борисовской пустыни Курской губернии. Когда они приезжали в Оптину, он по обязанности немедленно отправлялся к ним в гостиницу. Ходил он, по благословению старца Макария, и к мирским людям. Когда же старец Макарий преставился, о. Амвросий стал на его место, ибо двенадцатилетнее старчествование под руководством своего духовного наставника подготовили его к этому.

Старец Амвросий по любви к Богу покинул мир и стал на путь нравственного совершенствования. Но как любовь к Богу в христианстве неразрывна с подвигом любви к ближнему, так и подвиг усовершенствования и личного спасения у старца никогда не отделялся от его подвига служения людям. Св. Амвросий, опытом познавший цену милосердия и сострадания к ближним, поощрял и детей своих духовных к этой добродетели, обнадеживая их в получении милости от Господа за милость, оказываемую ими ближним.

Кроме словесных, лично передаваемых старцем советов, множество рассылалось им письменно тем, которые не имели возможности приехать в Оптину. В письмах к мирским людям старец разрешал некоторые недоумения касательно веры, обличал еретиков и сектантов, подсказывал, как поступать на пути духовном и житейском.

Старец благословлял людей на богоугодные дела, его попечением была устроена женская община в Кромах (Орловская губ.), благоустроена Гусевская женская обитель в Саратовской губернии, Козелыцанская община в Полтавской губернии, Пятницкая - в Воронежской. Последняя женская община, над устроением которой старец много потрудился, была Шамординская Казанская община.

Уже в начале 1891 г. старец знал, что ему предстоит скоро умереть, блаженное его преставление произошло 10 октября.

Смерть старца была всероссийским горем, ко дню погребения в Шамордине скопилось до 8 тысяч народу. 14 октября гроб с телом почившего старца был внесен в Оптинский монастырь, 15 октября после литургии и панихиды старец был погребен рядом со своими предшественниками по старчеству - о. Леонидом и о. Макарием. К лику св. угодников Божиих старец Амвросий был причислен на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 г.

Назад / Далее...