НазадОглавлениеВперед

КНИГА ПРОРОКА ВАРУХА.

1. Пророк Варух и автор книги Варуха.

 

Варух, друг и помощник Иеремии, вероятно, происходил из знатного рода, как видно из того, что предки его исчисляются до пятого рода (1:1). Его брат, Сераия заведовал при царе Седекии сбором податей (Иер. 51:59). Ему пришлось претерпеть, вместе с Иеремией, много гонений, а после взятия Иерусалима и убийства Годолии он принужден был, как и Иеремия, переселиться в Египет. Одни говорят, что он скончался в Вавилоне, куда отправился по смерти Иеремии, другие же утверждают, что он умер, по возвращении из Вавилона, в Египте.

Был ли пророк Варух действительно автором приписываемой ему книги – это вопрос еще не решенный окончательно. Наши богословы почти все утверждают подлинное происхождение этой книги от пророка Варуха, но они не обращают достаточного внимания на те затруднения, какие являются с принятием этого мнения. В самом деле, в книге Варуха находится не мало таких сведений, которые прямо расходятся с показаниями книги пророка Иеремии и 4-й книги Царств (эти затруднения будут указаны при самом изъяснении книги). Как ни стараются примирить эти противоречия книги Варуха с каноническими священными книгами наши толкователи – это им не удается, и у беспристрастного читателя книги остается такое впечатление, что она не могла быть написана Варухом – человеком, которому хорошо были известны все обстоятельства жизни народа иудейского вскоре по разрушении Иерусалима.

 

2. Содержание книги Варуха.

 

Книга пророка Варуха состоит из предисловия (1-14 ст. 1-й главы) и четырех частей, из коих в первой (1:15 – 3:8) содержится молитва, в которой пленные иудеи исповедуют грехи свои и своих предков, как поведшие за собою падение иудейского государства, и умоляют Бога о помиловании; во второй части (3:9 – 4:8) содержится учение о премудрости; в третьей (4:9-29) пророк убеждает пленников от лица Иерусалима, чтобы они покаялись во грехах своих и молились Богу о спасении и в четвертой (4:30 – 5:9) даются утешительные обетования Иерусалиму.

 

3. Время, место и цель написания книги Варуха.

 

Из надписания книги видно, что она написана в пятом году от разрушения Иерусалима т. е. около 583-го г. до Р. Х. Написана она в Вавилоне для иудейских пленников, там обитавших, чтобы утешить их надеждою на освобождение из плена. Но, конечно, эти показания самой книги не могут быть проверены по другим источникам и потому не могут иметь для исследователей решающего значения.

 

4. Первоначальный язык книги.

 

Критики библейского текста расходятся в воззрениях по вопросу о первоначальном языке книги пророка Варуха. Одни считают подлинником нынешний греческий текст книги, другие – можно сказать большинство – утверждают, на основании филологического анализа имеющегося греческого текста книги, что она первоначально была написана на языке еврейском, но что ее подлинник, подобно подлиннику книги Сираха, скоро был утрачен.

Внешних свидетельств о существовании еврейского подлинника нашей книги почти не имеется, если не считать перевода сирского Пешито, во котором сохраняются следы версии, сделанной первоначально, или исправленной по еврейскому оригиналу. Но за то гебраистический строй речи, грецизированные еврейские слова, свободная передача оригинала и многое другое могут служить достаточным основанием предполагать, что первоначально книга пр. Варуха была написана на еврейском языке, и именно на древне-библейском диалекте. Кроме того можно предположить с вероятностью, что у греческого переводчика была под руками рукопись квадратного шрифта, написанная сплошным письмом, без разделения слов и не имевшая ни конечных букв, ни гласных знаков.

 

5. Единство книги.

 

Некоторые критики полагают, что книга Варуха представляет собою соединение двух различных книг, из которых первая кончалась 8-м стихом III-й главы, а вторая 9-м стихом V-й главы. Но основания, какие приводились в пользу такого предположения, весьма недостаточны. Напротив, если бы вторая часть книги была приложена к первой другим писателем, то он, конечно, постарался бы соединить ее с первой и со внешней стороны, а не одним только содержанием.

 

6. Церковное достоинство книги Варуха.

 

В еврейской Библии книги пророка Варуха не имеется, а так как христианская Церковь приняла канон ветхозаветных св. книг от евреев, то естественно, что и у нас, христиан, эта книга должна считаться неканоническою. Если некоторые из русских богословов как будто склоняются приписать ей каноническое значение, то это, несомненно, отражение католического воззрения на книгу Варуха: известно, что католическая Церковь относит книгу Варуха – к так называемым девтеро каноническим книгам. Если, однако, у нас при богослужении берется места из этой книги в качестве паримий, то эти паримии обозначаются как взятые из книги пророчества Иеремии, а не Варуха.

 

7. Литература.

 

Из святоотеческих толкований на книгу прор. Варуха известно только принадлежащее блаж. Феодориту, епископу Киррскому. Но позднейшие толкователи Св. Писания неоднократно брались за изъяснение этой книги, и в католической, равно как и в протестантской литературе имеется немало исследований о книге Варуха. Вся эта литература указана в обширном исследовании Архим. Антонина. Книга пророка Варуха. Репродукция. Петерб. 1902 стр. Х + 422 ц. 10 р. В своем сочинении архим. Антонин дает не только обстоятельное решение всех вопросов, возбуждающихся при изучении этой книги, но и воспроизведение ее еврейского текста, каким он должен был бы быть, по его соображениям. К еврейскому тексту он прилагает и новый перевод с этого текста на русский язык.

 

НазадОглавлениеВперед