НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 1.

Всякая премудрость от Господа. – Корень премудрости – бояться Господа, ветви ее – благоденствие.

1. Необъятная премудрость, усматриваемая в устроении мира и человека имеет своим источником вечно живущего Бога, Творца мира и человека.

2. Вся широта божественной премудрости, вложенной Творцом в Его творения, не доступна ведению ни одного из тварных существ.

4-5. В противоположность творению, получившему свое бытие во времени, - Премудрость Господня, создавшая мир, изначальна и пребывает во веки.

6-9. См. прим. к 2-3 ст.

10. Если все вообще творение свидетельствует о Премудрости своего Творца, то тем более свидетельствует о ней разумный человек, любящий своего Создателя и стремящийся в своей жизни уподобиться Ему.

11-13. Разумный страх пред Господом, внушающий человеку свято чтить и хранить волю Господню, заслуживает человеку благоволение Божие, является для него источником истинного благополучия на всю жизнь.

13-15. Благоговение пред Творцом и стремление исполнить волю Его в делах любви к Богу и ближнему – свыше прирожденный дар человека; и, как всякий другой дар, может быть или заглушаем в себе человеком, или же, при помощи божественной, развиваем и совершенствуем.

16-20. См. прим. к 11-13.

21. Благоговейный страх пред Господом предохраняет человека от нарушения воли Божией. Если же, по немощи человеческой, он и согрешит, то, по благости Божией, может быть помилован, во внимание к своему господствующему душевному настроению. Человек же, чуждый страха Божия, беззащитен пред грехом и наказанием за грех.

22. Осуждается несправедливый гнев человека, - не только выраженный во вне, но и невыраженный. И тот и другой унизительны для гневающегося и оскорбительны для того, на кого простирается несправедливый гнев.

23-24. Бывают обстоятельства, когда благоразумие требует от человека воздержаться, до времени и от справедливого негодования, - если это негодование неуместно, или неполезно. Впоследствии воздержавшийся сам поймет и оценит свое воздержание, да и другие одобрят его за это.

25-27. Истинная премудрость для человека есть то же, что и благочестие, т. е. ведение благой и совершенной воли Божией, выраженной в заповедях Господних, и следование этим заповедям в своей жизни. Человек нечестивый, отметающий от себя веления закона божественного, есть вместе с тем и человек неразумный, устраняющийся не только от Бога, но и от собственного благополучия.

28. Благоговейный страх человека пред Богом в полной мере спасителен только тогда, когда он не ослабляется колебаниями неверия или маловерия. Человек, колеблющийся в выборе между Богом и мамоной, не надежный путник по стезям добродетели.

30. Не будучи действительно человеком богобоязненным и благочестивым, не старайся прослыть таковым у людей, так как сердцеведец Господь знает твою душевную слабость и накажет тебя за превозношение уничижением.

ГЛАВА 2.

Если ты приступаешь служить Господу Богу – приготовь душу твою к испытаниям. – Каково величие Его, такова и милость Его.

1-5. Решившийся идти по пути добродетели не должен смущаться теми препятствиями, какие он встретит на этом пути, зная, что препятствия эти, попущением Божиим, служат к испытанию его веры и укреплению его добродетели.

12-13. См. прим. к 28 ст. 1 гл.

14. См. прим. к 1-5 ст.

15. Пути его, т. е. законы Господни.

16. Насытятся законом, т. е. напитают душу свою исполнением благой и совершенной воли Божией, выраженной в законе Божием.

18. Впасть в руки Божии не то же, то в руки человеческие. Если Господь и посетит человека каким-нибудь испытанием, то Он же и помилует верного Своего, ибо милость Господня так же велика, как необъятно и Его величие.

ГЛАВА 3.

Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них. – Будь кроток, разумно-осторожен в поступках, милостив к нуждающимся в милости.

1. Спастись, т. е. заслужить благоволение в очах Божиих, у людей.

2. Власть родителей над детьми освящена божественным законом.

3-16. Оказывающий непочтение к родителям является нарушителем естественных законов и божественных заповедей, а потому несет сугубое наказание. Почитающий же своих родителей привлекает на себя милость и благословение Господни.

19. Истинное ведение о Боге и уразумение благой и совершенной воли Его в наибольшей степени доступны людям кротким и смиренным, сознание и чувство которых не заслонены от Бога их гордостью и самопревозношением (Мф. 5:3,8).

20. Ср. Мф. 5:16.

22. Ср. 21 ст.

29. Разумный человек внимателен к полезным наставлениям.

30-31. Ср. Тов. 12:8-9; Мф. 5:7.

ГЛАВА 4.

Не утомляй ожиданием очей нуждающихся. – В обществе старайся быть приятным, пред высшими – почтительным. – Во всем будь послушен велениям мудрости, и Господь благословит тебя. – Люби истину и подвизайся за нее до смерти.

10. Вместо мужа, т. е. защитником и питальцем.

11. Ср. Мф. 5:42-48.

13. Мудрость – верный наставник богоугодной, счастливой и долголетней жизни.

16. Мудрый человек может с успехом служить ближним своим как их судья, советчик и руководитель.

18-21. Путь приобретения мудрости и утверждения в ней труден, требует от человека больших усилий ума, воли и сердца. Зато, в еще большей мере, благодетельны для него бывают последствия усвоения мудрости.

22. Мудрость сторонится и наказывает несчастиями того, кто сам упорно сторонится советов мудрости.

25. Стыд, ведущий ко греху, - ложный стыд, препятствующий малодушному человеку быть открыто благочестивым и заставляющий его вместо дел благочестия творить иногда дела нечестия. Такой стыд опасен и предосудителен. Благотворен для человека другой стыд – стыд не пред грешным человеком, а пред праведным Богом; стыд, препятствующий человеку совершить какое бы то ни было уклонение от уразумеваемой человеком воли Божественной. Такой стыд – слава человека и заслуживает ему благодать от Господа-Бога.

30. Сознание и исповедание грехов своих так же естественно и благотворно для человека, как естественно и благотворно течение вод речных.

Ст. 31 относится к 32 стиху.

35. Ср. 1-11 ст.; Деян. 20:35.

ГЛАВА 5.

Не полагайся излишне на свои имущества. – Не следуй порочным влечениям души. – Не обольщайся своей временной безнаказанностью. – Будь тверд в своих правых убеждениях.

1. Земные благоприобретения человека изменчивы и, сами по себе, не обеспечивают благополучия их обладания. Сегодняшний богач может превратиться завтра в бедняка.

10. Имущества неправедные, - богатства, приобретенные с нарушением правды, - не спасут грешника в день посещения его Господом.

11. относится к 12 стиху.

15. Умная и благочестивая речь – слава говорящему; глупая и нечестивая речь – бесчестие и пагуба ему.

ГЛАВА 6.

Будь верен в дружбе. – Не превозносись. Отдаляйся от врагов твоих и будь осмотрителен с друзьями твоими. – От юности твоей предавайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость.

2-4. Человек, возгордившийся своими действительными или мнимыми достоинствами, подвергает себя постоянной опасности быть изобличенным и униженным.

5. Ласковое обращение и добрая речь помогают жить в мире.

6. Не всякий расположенный к тебе человек захочет или сумеет быть для тебя верным и мудрым руководителем и советником.

16. Ср. 17 ст. Верный друг посоветует и настоит во благо.

18-27. Не ослабевай в приобретении мудрости. Истинная мудрость и ее блага даются лишь тому, кто желает их и упорно стремится к ним, не обращаю внимания на труды, лишения и препятствия, лежащие на пути к их достижению.

ГЛАВА 7.

Не делай зла, и тебя не постигнет зло. – Не напрашивайся на возвышение. – Не умножай грехов своих. – Будь милосерд. – Не лжесвидетельствуй, не пустословь. – Трудись. – Будь верен дружбе. – Уважай и цени умную и добрую жену; не обижай трудящегося раба; береги скот; заботься о воспитании детей; чти отца и матерь. – Всею силою люби Творца твоего и не оставляй служителей Его. – Всегда помни о конце твоем, и во век не согрешишь.

9. Внешнее богопочтение, не соединяемое с внутренним, не имеет полного значения в очах Господних. С внешними жертвами, приносимыми на  внешних жертвенниках, должны соединяться внутренние жертвы любви к Богу и ближним, приносимые человеком на алтаре его сердца. Ср. Пс. 50:19; Ис. гл. 1.

14. Не будь надоедлив и болтлив.

25. Ср. 30:12.

26. Имей попечение о теле их, т. е. о их телесном здоровье и сохранности. И не показывай им веселого лица твоего, т. е. веди себя с ними так, чтобы не потерять в их глазах своего родительского авторитета.

34. Перечисляются жертвенные приношения евреев в пользу священников и левитов, согласно требованиям закона Моисеева (см. примечания к кн. Левит).

39. Памятование о смерти и грядущем мздовоздаянии должно служить для человека постоянным предостережением от греховных увлечений.

ГЛАВА 8.

Остерегайся ссор с сильнейшим тебя. – Не вступай в спор с дерзким. – Не шути с невеждою. – Не пренебрегай слабым и старым. – Не злорадствуй. – Поучайся у мудрого. – Будь осторожен во всех делах твоих.

6. Ср. 2Пар. 6:36; Иов. 8:7; 2Кор. 2:7; Галл. 6:1. Памятуя собственную греховную слабость и ответственность пред правосудием Божиим, - следует не уничижать согрешившего, а помогать ему, сколько возможно, в отношении нравственного исправления.

ГЛАВА 9.

Не будь ревнив без основания. – Остерегайся блуда и прелюбодеяния. – Будь верен в дружбе. – Не завидуй мнимому благополучию грешников. – Будь осторожен в отношении сильных. – не уклоняйся от советов мудрости.

4. Чтобы не плениться тебе искусством ее и не попасть в ее женские сети.

6. Не сближайся с блудницами, чтобы не растратить с ними того, что дано тебе в наследие (τήν κληρονομίαν σου̃).

7. Избегай праздных прогулок и праздного любопытства, чтобы не подвергаться искушениям.

15. Зная неисправимость нечестивых, будь осторожен в одобрении того, что нравится нечестивым.

18. Близость к сильному, «имеющему власть умерщвлять», может быть для человека столь же опасной, как опасно для него хождение среди сетей и по зубцам городских стен.

ГЛАВА 10.

Каков правитель народа, - таковы и служащие при нем; каков начальствующий над городом, - таковы и живущие в нем. – Не будь гордым, но будь кротким, богобоязненным, внимательным к внушениям мудрости.

4-5. Господь подает силу для мудрой и полезной деятельности человека.

6-21. Человек – создание Божие, выведенное Им, по плоти, из праха земного и имеющее возвратиться, по плоти, в тот же прах земной. Своими духовными дарованиями, своим внешним положением человек обязан Богу же, а потому не имеет ровно никаких оснований для того, чтобы не смиряться пред Господом Богом и горделиво относиться к ближним своим. Такое высокомерие в человеке преступно и влечет за собою кару божественного правосудия. – И при жизни извергаются внутренности его, т. е. бывают болезни, при которых еще во время земной жизни человека обнаруживается вся бренность его телесной оболочки. – Продолжительною болезнью врач пренебрегает: и вот – ныне царь, а завтра умирает. Неисцелимость некоторых болезней человека и его преждевременная смерть служат лучшим свидетельством собственной слабости  человека и скоропреходящности славы его, при отсутствии божественной помощи, поддерживающей человека.

ГЛАВА 11.

Благоденствие и испытания, жизнь и смерть, бедность и богатство – от Господа.- Будь кроток и разумен. – Не суди о человеке по наружности. – Прежде нежели исследуешь – не отвечай. – Не берись сразу за множество дел. Выбрав дело – твердо держись его. Не всякого человека вводи в дом твой. – Прежде смерти никого не называй блаженным: при кончине человека открываются дела его и участия его.

4. раскрывается в стихах 5 и 6.

19-22. Не будь завистлив к мнимому благополучию грешника. Твердо держись избранного тобою честного занятии и благочестивого образа мыслей, и Господь благословит тебя.

26-28. Прежде смерти не называй никого блаженным: благополучие его ежеминутно может смениться неблагополучием. Только смерть человека служит тем пределом, после которого выясняется действительное достоинство его в прошлом и его судьбы в будущем: при кончине человека открываются дела его, и легко для Господа в день смерти воздать человеку по делам его. И если эта смерть будет смертью грешного человека, имеющего предстать пред грозным судом правды Божией, то сравнительно недолгие, минутные страдания смерти затмят собою в сознании умирающего все былые утехи жизни.

32. Как от искры огня может получиться новое воспламенение и увеличить собою таким образом количество углей, так и от греховных стремлений в душе нечестивого человека могут получаться все новые и новые жертвы его нечестия.

ГЛАВА 12.

Оказывай помощь тем, кому эта помощь нужна и полезна. – Будь осторожен в отношении врагов твоих.

Ст. 4-5 поясняются в 6 стихе.

14. Не устоит пред тем, чтобы повредить тебе.

18. Причиняя тебе вред и радуясь твоему несчастью, враг твой будет делать вид, что глубоко сочувствует тебе.

ГЛАВА 13.

Не поднимай тяжести свыше силы твоей. – Не входи в общение с тем, кто сильнее и богаче тебя. – Не будь навязчив, чтобы не оттолкнули тебя; и не слишком удаляйся, чтобы не забыли о тебе. Во всю жизнь люби Господа и взывай к Нему о спасении твоем. – Люби ближнего твоего. – Избегай общения с порочными, которые могут дурно повлиять на тебя. – Не будь несправедлив в отношении богатого потому, что он богат; и в отношении бедного потому, что он беден.

16. Ходишь с падением, т. е. подвергаешься постоянной опасности.

30. Нечестивец в богатстве и бедности – равно нечестив.

31. Душевное состояние человека отображается на его лице.

ГЛАВА 14.

Счастлив человек, совесть которого не имеет повода упрекать его за дурные поступки. Не будь неразумно скуп, завистлив, любостяжателен. – Пользуйся благами жизни для удовлетворения разумных потребностей твоей души. – Будь милосерд к ближнему, усерден в приношениях Господу, - Стремись к приобретению мудрости, и мудрость обрящет тебя.

3-10. Скупой человек враг самому себе: сбережения, делаемые скупым, лишают его часто возможности удовлетворять свои насущнейшие потребности, и при этом не только не заглушают в нем алчности стяжаний, но, наоборот, все более и более питают ее.

12. Завет ада, т. е. день твоей смерти и заключения в недрах шеола.

14-20. Пока жив, пользуйся благами жизни, но лишь для удовлетворения разумных и благочестивых потребностей твоей души.

21-27. Достигает мудрости и пользуется ее плодами только тот, кто всеми силами своей души стремится к уразумению и усвоению ее советов.

ГЛАВА 15.

Ищи мудрости, и она почиет на тебе. – Нечестивые далеки от мудрости. – Господь заповедует балгочестие, но не стесняет свободной воли человека: пред человеком добро и зло, жизнь и смерть, и чего он сам пожелает избрать, то и дастся ему.

Ст. 1-6 заканчивают собою мысль, изложенную в 21-27 стихах предыдущей главы.

9-10. На языке Св. Писания понятия: мудрость и благочестие тождественны между собою; как тождественны противоположные им: неразумие и нечестие. Истинная мудрость человека состоит в уразумении благой и совершенной воли Божией и следовании ей в своей жизни. Такая мудрость приносит человеку истинное благополучие. Отсутствие же этой мудрости гибельно для человека и свидетельствует об его неразумии.

Похвала в устах грешника  не должна быть приятна, потому что может свидетельствовать об единомыслии с грешником; таковая похвала не от Господа послана, а грехом внушена. Радостна и приятна похвала в устах праведника, потому что она свидетельствует о торжестве добродетели и Божием благопоспешении.

11-20. Никому не заповедал Господь поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить. Люди делают добро и грешат по движению собственной свободной воли: Господь от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его, как бы сказав тем самым: если хочешь – соблюдешь заповеди, сохранишь благоугодную верность  и получишь спасение; если не хочешь – преступишь заповеди и лишишься спасения. Пред человеком жизнь и смерть; чего он пожелает, - то и дастся ему: пожелает спасения, жизни духовной, - и, при помощи Божией, получит эту жизнь; устремится к смерти духовной, богоотторжению, - и смерть эта постигнет его.

ГЛАВА 16.

Не желай множества негодных людей. – Лучше один праведник, нежели тысяча грешников. – Грешник не скроется от кары божественного правосудия. – Каждый получит по делам своим. – Законы Господни святы и нерушимы.

Ст. 5 относится к 3 стиху.

7. В сборище грешников  всегда может возгореться греховный огонь богопротивных страстей, Как возгорался этот огонь богопротивления и в прежние времена в непокорном народе еврейском.

8. Ср. Быт. 6:4, 7; 7. Имеется в виду всемирный потоп, омывший лицо земли от греховных дел безнадежно-погрязшего в пороках допотопного человечества.

9. Ср. Быт. 19:11, 24-25. Имеется в виду гибель жителей Содома и Гоморры, вместе с их жилищами и имуществами.

11. При исходе из Египта, евреев – мужчин, способных к войне, насчитывалось «до шестисот тысяч».

19. Ср. Исх. 19:16-19. Смысл предыдущих и последующих (16-23) стихов тот, что только скудный умом может надеяться укрыться от взоров божественной правды, когда божественное ведение, слава и могущество наполняют собою весь мир.

26-31. Мир, созданный Господом Богом по вечным идеям Его совершеннейшего разума, свидетельствует о мудрости, благости, могуществе своего Создателя. Установленные Им законы бытия физического и духовного святы и непреложны. И если исполнение этих законов ведет к благоденствию, то уклонение от них сопровождается страданием.

ГЛАВА 17.

Совершенство первозданного человека. – Прирожденность нравственного закона. – Восполнение естественного закона откровенным. – Долготерпение и милосердие Божие к кающимся грешникам.

1-8. Говорится о создании Богом первых людей, их внутреннем достоинстве, власти над окружающей природой; отмечается прирожденность каждому человеку естественного нравственного закона, побуждающего человека стремиться к исполнению святой и совершенной воли своего Творца. (Господь положил око Свое на сердца их, т. е. людей, чтобы показать им величие дел Своих); указывается направление святой, богоугодной жизни человека (да прославляют они святое имя Его и возвещают величие дел Его).

9-12. Говорится о даровании человечеству, - в восполнение ослабевшего после грехопадения естественного нравственного закона, - закона откровенного, начертанного ясными, определенными писменами, точно указывающими человеку непреложный путь истинного боговедения и богоугодной жизни. Восприемником откровенного закона Божия был Его избранный народ, которому Господь предложил вступить с Ним в вечный завет (ст. 10; ср. Исх. 19:3-6), при условии исполнения евреями тех заповедей и законов, которые они приняли от Бога (и показал им суды Свои), во время грозного и славного Синайского законодательства (величие славы видели глаза их, и славу голоса Его слышало ухо их).

24-31. Не бессмертен сын человеческий; все люди (по плоти) земля и пепел. Пока человек жив, он должен пользоваться дарованною ему жизнью для прославления своего Творца (ср. 7-8 ст.). С телесной смертью для человека прекращается время земных подвигов и прославления в них своего Создателя:  от мертвого, как от несуществующего на земле, нет здесь прославления Творцу. Душа умершего нисходит в шеол, но там для нее уже не место богоугодных подвигов, а место мздовоздания за жизнь на земле.

Правда, во время земной жизни, в единении с телом, душа человека испытывает со стороны тела не мало препятствий к богопрославлению (о злом будет помышлять плоть и кровь), но за то она имеет здесь не мало времени и возможности принести Богу искреннее раскаяние в своих грехах, которое угодно и приятно пред очами Господними. (Как велико милосердие Господа и примирение с обращающимися к Нему!).

ГЛАВА 18.

Вся полнота величия Господня непостижима ни для кого из тварных существ. – При сравнительном достоинстве среди земных тварей, человек ничтожен пред величием божественным и всегда нуждается в милосердии к нему Господа. – Милость человека – к ближнему, а милость Господа – на всякую плоть. – Благотвори ближнему делом и словом. – При благотворении не упрекай. – Человек мудрый будет осторожен во всем.

2. Никто не в силах постичь всю полноту божественного величия.

6. Сколько бы человек ни изучал величие дел Господних, он все будет еще начинающим это изучение, без надежды на конечное завершение этого изучения. Прекратив свое занятие, испытующий придет в невольное изумление пред тем немногим, что он изучил, и тем необъятным, что еще остается покрытым священной завесой непостижимости.

Ст. 7 относится к 6 стиху, отмечая некоторый ряд вопросов, неразрешимых для человека во всей их полноте.

Ст. 9 поясняется стихами 10-11.

16. Сказанное во время мудрое слово может подействовать так же успокоительно, как успокоительно бывает действие росы на зной летнего дня.

18. Благодеяние, сопровождаемое укорами, иссушает слезы благодарности.

Ст. 19-33 отмечают ряд правил, показывающих, что человек мудрый должен быть во всем осторожен.

ГЛАВА 19.

Избегай недозволенных удовольствий. – Не будь болтлив. – Не всякому слову верь. – Цени богобоязненность. – Остерегайся коварства.

7. Не будь без нужды многоречив (ср. 20:5-8).

8-10. Не будь болтлив в отношении того, что доверено тебе.

11-12. Как для роженицы трудно родить ребенка, так для глупого трудно скоро и ясно высказать свою мысль. Как беспокоит вонзенная в бедро стрела, так волнует глупого мысль, не находящая для себя соответствующего выражения.

Ст. 13 поясняется в 14-18 стихах. Не всякому слову верь. Прежде чем осудить человека даже в своей душе, - следует тщательно проверить то, в чем обвиняется этот человек; кто не погрешал языком своим от праздности или по легкомыслию, - не от души? – Прежде, нежели грозить ближнему за его, быть может, мнимое преступление, - дай место закону Вышнего: невиновность обвиненного будет обнаружена, и он избегнет незаслуженного им наказания.

Ст. 19 примыкает ко второй половине 18 ст.

22. Как беззаконна изысканная хитрость, уловляющая своей мнимой простотой; так беззаконен и извращающий правосудие, чтобы получить нужный для него приговор.

ГЛАВА 20.

Полезнее открытое обличение, нежели скрытый гнев. – Противоестественен суд с кривдою. – Бывает и молчание мудрым, и говорение глупым. – Не всякий успех к добру, не всякое приобретение на пользу. – Не всякое уничижение бесславно. – Даяние безумного окупится дорогою ценою. – Мудрец удержится от греха и не постыдится быть добродетельным.

4. Стремление кривды побороть на суде правду так же противоестественно, как противоестественно гнусное намерение евнуха в отношении девицы.

9-10. Все зависит от того, как в данном случае воспользуется человек своим успехом и находкой, - ко благу ли для себя и ближних, или ко злу.

11-12. Бывает уничижение, сменяющееся для человека славою; и бывает так, что слава значительно превосходит собою уничижение.

14-17. Благодеяния неразумного не всегда служат в утешение облагодетельствованному, так как неразумный благодетель любит разглашать о сделанном им благодеянии и требовать от облагодетельствованного им человека громкой благодарности и скорого возмещения за оказанную помощь.

Ст. 18 поясняется 19-20 стихами. Все хорошо в свое время. И мудрое слово полезно тогда, когда оно уместно. Неразумный человек не понимает этого, и за свое непонимание подвергается уничижению.

22. Из робости стать открыто на сторону добра; из лицеприятия к безумному, т. е. потворствуя нечестивцу.

23. Иной из-за стыда, по одной ложной деликатности, дает обещания другу, и, почему либо не исполнив их, без надобности наживает в нем себе врага.

29. И, как бы узда в устах, отвращают обличения, т. е. препятствуют произнести требуемое обличение. – Так бывает, но так не должно быть.

ГЛАВА 21.

Беги от греха, как от лица змея. Не будь насильником и не милостивым. – Цени мудрое обличение и мудрый совет. – Мудрость не в громком голосе и не в искусстве языка. – Не всякому любезны и не для всякого доступны заветы мудрости.

Ст. 1-5 дополняются 10-11 ст. Упорных грешников ожидают и временные, и вечные наказания.

6. Моление из уст нищего только до ушей его, т. е. не идет дальше ушей самого молящего. Но суд над ним, т. е. действие божественного правосудия в отношении забытого людьми нищего, поспешно приближается: не погрешивший в своих упованиях нищий будет помилован, а злосердие людей будет наказано (Мф. 25:31-46).

9. Безрассудно задолжавший может погибнуть под тяжестью неоплатного долга.

12. Обладает своими мыслями, т. е. благоразумен, «в своем уме».

13. Мудрость – совершение страха Господня, - т. е. истинная мудрость человека заключается в уразумении им благой и совершенной воли Божией и благоговейном следовании ей в своей жизни.

14. Кто неспособен, - т. е. маловосприимчив к урокам мудрости.

15. Есть способность, умножающая горечь, - т. е. усиленная восприимчивость ко всему дурному.

21. Совокупность высоких истин и мудрых правил, проникая в сознание неразумного, представляет из себя такой же хаотический беспорядок ни чем не связанного материала, какой можно наблюдать на месте разрушенного дома. Знание неразумного – слова, действительный смысл которых недоступен ему.

28. Многоречивый, но не мудрый, оратор повторяет чужие мысли, а потому большой самоценности не имеет. Слова же благоразумного – плод его мудрости, и потому ценятся очень высоко.

29. В устах глупых поспешно обнаруживается все сердце их; уста же мудрых не скороречивы, сокрыты в их мудром сердце.

30. Ближайшей причиной зла и страданий человека являются нередко дурные влечения его собственной души.

ГЛАВА 22.

Ленивый отвратителен для всех. – Неблаговоспитанные дети – печаль для родителей. – Не во время речь – тоже, что музыка не кстати. – Плач об умершем семь дней, а о глупом и нечестивом – все дни жизни его. – Злая жизнь глупого хуже смерти. – Будь верен в дружбе. – Избегай ссор. – Стой на страже уст твоих.

15. И какое имя ему, т. е. и с кем можно сравнить его, как не с глупым? Объяснение этому сравнению сделано в 16 ст.

ГЛАВА 23.

Имей бич злым помышлениям твоим и наставника мудрости нечистым пожеланиям твоим. – Не приучай уст твоих к клятве. – Не греши грубой бранью. – Помни о твоих родителях, когда сидишь среди вельмож. – Не надейся укрыть свои грехи от всеведущего Бога. – Нет ничего лучше страха Божия, и нет ничего сладостнее, как внимать заповедям Господним.

Ст. 1 относится к 31 ст. 22 гл.

8-15. Не следует клясться без нужды. Легкомысленное упоминание Святейшего имени Божия есть уже грех само по себе, и кроме того ведет к многим другим грехам: часто и легкомысленно клянущийся не избегнет нарушения своей легкомысленной клятвы. Речь его есть, по истине, речь, облеченная смертью, призывающая на него и на дом его несчастия.

17. Когда бываешь в обществе людей высших тебя, не забывай ни о своем происхождении, ни о мудрых наставлениях отца и матери.

19. Не научится мудрости.

23. Неисправимый блудник грешит до смерти. Ему сладок всякий хлеб, т. е. приятны все случаи его распутства.

ГЛАВА 24.

Гимн Божественной Премудрости: божественное происхождение Премудрости, Ее вездесущие, сугубое пребывание в избранном народе; духовное величие божественной Премудрости, благотворность и спасительность Ее трапезы.

1. В пределах книг Ветхого Завета наиболее пространное учение о премудрости божественной мы встречаем в книгах: Притчей Соломоновых, Премудрости Соломоновой и Премудрости Иисуса сына Сирахова. В объем понятия премудрости божественной священные писатели включают или понятие о Премудрости Ипостасной; или понятие о Премудрости, как свойстве ума божественного, проявляемого в мировом творении; или понятие о мудрости человеческой, созданной во образ Премудрости божественной. В данной главе идет речь совместно и о творческой премудрости ума божественного (Пр. 3:19), и о Премудрости Ипостасной, действиями которой запечатлено бытие всей сущей благости (Ио. 1:1-5).

3-6. Говорится о божественном достоинстве и вездесущии творческой Премудрости.

7-13. Говорится о вечной Премудрости Божественной (ст. 10) и сугубом обитании Ее в избранном народе Божием. О воздействии божественной Премудрости на избранный народ еврейский (а чрез него и на остальное человечество) свидетельствует вся история избранного народа.

14-20. Путем сравнений, взятых из царства растений, уясняется мысль о чрезвычайном величии, могуществе и благотворности духовных даров божественной Премудрости.

21-24. Насыщающиеся духовными дарами божественной Премудрости сподобятся истинного благополучия и блаженства.

25-29. Книга Завета Бога Всевышнего – закона, который заповедал Моисей, служит совершенным отображением действий божественной Премудрости в отношении избранного народа, а чрез него – и всего человечества. Благотворность действования на верующих богодарованного закона сравнивается с благотворным действованием на жаждущую землю обильных струй райских рек Тигра, Евфрата, Гиона, Фисона.

30-36. Полнота божественной Премудрости необъятна; мысли ее – полнее моря, намерения – глубже великой бездны; средства ее – неистощимы; балготворное и спасительное действование – бесконечно.

Ст. 37 представляет собою послесловие писателя книги.

ГЛАВА 25.

Любовь между людьми – украшение Премудрости; надменность, ложь, распутство – поругание Ее. – Венец старцев – многосторонняя опытность, хвала их – страх Господень. – Нет головы, ядовитее головы змеиной; нет ярости, сильнее ярости врага. – Можно перенесть всякую рану, только не рану сердечную; всякую злость, только не злость женскую. – От жены начало греха, и чрез нее все мы умираем.

21.  Жребий грешника да падет на нее, т. е. судьба грешника да постигнет ее.

22. Для тихого мужа успокоить и убедить свою сварливую жену также же трудно, как трудно восхождение по глубокому песку для ног старика.

26. Жена, которая несчастливит своего мужа, - это душевный и физический паралич, заставляющий мужа опуститься и физически, и морально.

27. Ср. Быт. III.

29. Отсеки ее от плоти твоей, т. е. разведись с ней.

ГЛАВА 26.

Счастлив муж доброй жены. – Болезнь сердца и печаль – дурная жена, распутная дочь. – Трех, страшится сердце: городского злословия, возмущения черни, оболгания на смерть. – От двух скорбит сердце, - а при третьем горит негодованием: если заслуженный воин терпит бедность, разумный человек пренебрегается, и если добродетельный становится на путь греха.

9. Как неудобно и болезненно плохо подогнанное ярмо, - так невыносима для мужа дурная жена. Как неприятно и опасно взять в руки ядовитого, жалящегося скорпиона, - так неприятно и опасно входить в соприкосновение с злою женою.

15. Нечистые пожелания блудной женщины высказываются и требуют своего удовлетворения при каждом удобном для нее случае.

16. Добрая жена содействует внутреннему и внешнему благополучию ее мужа.

Ст. 27. поясняется 1-3 ст. XXVII гл.

ГЛАВА 27.

Где купля и продажа – там нередко и грех. – Прежде беседы не хвали человека. – Стремись к правде, - и ты найдешь ее. – Среди неразумных не трать времени. – Люби друга и будь ему верен. – Избегай двоедушия и коварства. – Кто бросает камень вверх – бросает его на свою голову. – Кто роет яму – сам упадет в нее; кто ставит сеть – сам попадет в нее.

6. Как доброкачественность плода, или его недоброкачественность в значительной мере зависят от ухода за деревом и свидетельствуют о степени этого ухода, - так и продукт человеческих мыслей и чувствований – слово в значительной мере выражает собою прирожденные наклонности и степень благовоспитанности человека.

8. Поддир – длинная одежда иудейских первосвященников и царей.

24. Человек не прямодушный не выносит прямого, честного взгляда.

ГЛАВА 28.

Прости ближнего твоего, - и тебя простит Господь. – Презирай невежество. – Удерживайся от ссор. – Остерегайся наушничанья и двоязычия. – Будь внимателен к своему слову.

6. Ср. 7:39. Помни последние, т. е. смерть, истление, суд, перестань враждовать и соблюдай заповеди Господни.

16. Язык третий, т. е. коварный язык третьего человека, между двумя.

25. Не овладеет он, т. е. ад (см. 24 ст.) злоязычия и за злоязычие.

29. Будь внимателен к тому, что говоришь.

ГЛАВА 29.

Давай взаймы ближнему, в свое время возвращая взятое, - и ты всегда найдешь нужное для тебя. – Будь снисходителен к бедняку. – Располагай сокровищем твоим по заповедям Всевышнего, и оно принесет тебе более пользы, чем положенное на хранение в виде золота. – Будь осторожен в отношении поручительства и поручителей. – Будь доволен малым, но своим; не взирай с алчностью на многое, но чужое.

4. Находкою для себя.

7. Вменит ему находку, т. е. сочтет, что для кредитора находка уже и та часть долга, которая возвращена ему должником.

15-16. Заключи в кладовых твоих то, что должно послужить милостыней ближнему; и эта милостыня будет для тебя самым верным оплотом твоего телесного и душевного благополучия (Мф. 7:2; 6:1-4; 19-20).

17-23. Поручительство – таже милостыня, но следует делать так, чтобы эта милостыня не обратилась во вред для дающего и принимающего ее.

ГЛАВА 30.

Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его. – Береги здоровье. – Не предавайся унынию.

7. Мягкость, ведущая к попустительству, обращается уже в вредную слабость.

Ст. 9-10. объясняются 11-13 ст. Любовь к детям не должна переходить в попустительство их дурным наклонностям.

ГЛАВА 31.

Любящий золото не устоит в правоте: кто гоняется за тлением – наполнится им. – Берегись алчности во всем. – Во всех делах твоих будь осмотрителен, - и никакая болезнь не приключится тебе.

1-12. Накопление состояния сопряжено с многими хлопотами и беспокойством, но обладание им сопровождается действительным успокоением и неукоризненно лишь тогда, когда богатство приобреталось и расходуется без нарушения законов Божиих.

16. Не спеши протягивать руку к тому блюду, на которое смотрит алчный глаз.

17. Ср. Мф. 7:12.

22. И душа его с ним, т. е. в бодрственном состоянии.

30. Как огонь обнаруживает действительное достоинство металла, так нетрезвое состояние человека может обнаружить его сокровенные думы и чувства.

ГЛАВА 32.

Будь умен и осмотрителен в исполнении своих обязанностей. – Будь сдержан и почтителен в отношении старших. – Без здравого размышления не делай ничего.

Ст. 6. Когда слушают застольную музыку (ср. 5 и 7 ст.), - воздержись от разговоров.

12. Скромность юноши и благорасположение к нему общества так же тесно связаны между собою, как молния и гром.

24. Ср. 17:5-8. Естественный закон веры и нравственности вложен Создателем в сердце каждого из людей. И чем непорочнее человек, - тем чище в нем голос этого закона, - разум и совесть человека.

ГЛАВА 33.

Разумный человек верен закону, и закон верен ему. – Будь подготовлен в слове и осмотрителен в дружбе. – Помни о могуществе и правосудии божественном. – Во всех делах твоих будь главным и не клади пятна на честь твою. – Приучай раба к трудолюбию, но не забывай в нем близкого тебе человека.

2. Что корабль без руля во время бури, - то и человек, не управляемый твердым и мудрым законом.

4. Отвечай тем, кто спросит тебя.

5. Мысль и чувство неразумного человека так же неустойчивы, как колесо во время движения колесницы.

7-14. Все дни, по своему происхождению, одинаковы, но некоторые из них, изволением Божиим, возведены на степень нарочитых дней, для увековечения в памяти народов славных и спасительных деяний Господних. Все люди, по своему происхождению, также равны между собою, но всеведение Господне (ст. 11) прозревает, кто и как из них воспользуется в земной жизни дарованной ему свободой воли (15:11-20), а потому, в своем правосудии, Господь определяет в удел одним блаженство, в удел другим – страдание.

15-17. Ср. 24:37. Писатель книги говорит о своем усердии в деле собирания мудрых наставлений, для вразумления всех ищущих наставления, причем называет себя последним в ряду ветхозаветных учителей, трудившихся в винограднике Премудрости.

31. Ты приобрел его кровью, т. е. приобрел его частью твоего кровного достояния и сблизил с собою кровью его трудов и страданий.

ГЛАВА 34.

Гадания, приметы, сновидения – суета; если они не будет посланы от Всевышнего для вразумления, - не прилагай к ним сердца твоего. – Мудрость в устах верных ей пребывает. – Боящийся Господа ничего не устрашится, ибо надежда его – Господь. – Не благоволит Всевышний к приношениям нечестивых. – Благотворны только искреннее раскаяние в грехах и действительная готовность не повторять их.

3. Подобие лица против лица, т. е. тень лица (ср. 2 ст.).

5. Верящий сновидениям ждет их осуществления с таким же томлением, с каким роженица ждет появления своего ребенка.

8. Неукоснительно осуществляется тот закон, что премудрость пребывает и усовершается лишь в тех, кто служит ей усердно и нелицемерно.

Ст. 13 – поясняется в 14-17 ст.

Ст. 20 – поясняется 21-22 ст.

Ст. 23-25 – поясняются 26 ст. Нельзя в одно и тоже время строить и разрушать построяемое, молиться о ком-либо и проклинать его, омываться от осквернения и тут же прикасаться к оскверняющему, каяться в грехах и сейчас же повторять их.

ГЛАВА 35.

Благоугождение Господу – отступление от зла, умилостивление Его – уклонение от неправды.

1-3. Ср. Пс. 50:19; Ис. 1. См. пр. к 7:9. Кто соблюдает внешние предписания закона в отношении жертвоприношений, тот умножает своей жертвой количество приношений; кто же, совместно с этим, осуществляет в своей жизни дух заповедей Господних, - тот приносит жертву  во свое спасение.  Кто совершает благодарственную жертву по требованию лишь закона, - тот приносит семидал, т. е. увеличивает количество приносимых при жертве семидалов чистого хлебного приношения; кто же, совместно с этим, творит дела милосердия, тот приносит Богу жертву истинной хвалы (Мф. 5:16).

4-10. Необходимость внутреннего богопочтения не говорит еще за то, что может быть пренебрегаемо богопочтение внешнее. Предписания закона о богослужении и жертве должны выполняться без опущений и в радостном настроении доброхотного сердца.

11-23. Господь нелицеприятен и милосерд: жертву нечестивого притеснителя ближних отвергнет, следы же обездоленных и угнетенных праведников услышит и не замедлит произвести свой праведный суд.

ГЛАВА 36.

Молитва Господу Богу о помиловании избранного народа Божия, угнетаемого иными народами. – Восхваление доброй жены.

Ст. 2 – поясняется следующими стихами.

4. Как пред ними, язычниками, Ты явил святость Твою в нас, Твоем избранном народе, даровав нам свои святые законы и учреждения для святой и богоугодной жизни; так пред нами яви величие Твое в них, вразумив их грозными и славными знамениями божественного могущества Твоего.

9. Ускори время явления милости Твоея к нам, вспомни клятву отцам нашим, и да возвестят наказанные и вразумленные Тобою о великих делах правосудного могущества Твоего.

10-11. Имеются в виду иноземцы, притеснявшие народ еврейский после возвращения его из плена вавилонского.

13. Ср. Быт. 32:24-32; Исх. 4:22.

16. Даруй свидетельство Твоего милосердия тем, которые были от начала достоянием Твоим, т. е. Твоему избранному народу, и воздвигни, восстанови, пророчества от имени Твоего, прекратившиеся со смертью послепленных пророков Аггея, Захарии и Малахии.

20-29. Как для гортани не безразлично качество принимаемой пищи, для разумного сердца – качество слышимых слов, для благовоспитанной девицы – посторонний мужчина; так для мужа не безразличны качества его жены: умная, добрая, приветливая, красивая жена – радость, украшение и залог благоденствия для ее мужа.

ГЛАВА 37.

Не забывай друга в душе твоей, не забывай его и в имении твоем. – Соблюдай осторожность в выборе советника. – Будь благоразумно-внимателен к тому, чем насыщаешь свое тело и душу.

5. Возьмется за щит против друга.

13. С годовым наемником – об окончании работы ранее договоренного срока.

17-18. Ср. 17:6-9.

21. Господствует всегда язык, т. е. язык является преимущественным средством к обнаружению душевного состояния человека.

22-29. Истинно-благотворная мудрость заключается не в многознайстве, многоглаголании и искусстве поучительства, а в умении дать и применить как в отношении себя, так и в отношении других действительный урок ведения и жизни.

ГЛАВА 38.

Господь создал из земли врачества, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. – Над умершим пролей слезы, но не предавай своего сердца безмерной печали. – Предаваясь обыденным занятиям и ремеслам, трудно постичь книжную мудрость и заслужить за нее почет от граждан.

5. См. Исх. 15:23-26.

7. Ими, т. е. врачествами. Ср. 4 ст.

8. И занятия его не оканчиваются приготовлением смеси, т. е. одними научно-теоретическими опытами, но имеют и благотворное практическое значение, ибо чрез него, врача, бывает благо исцелений болезней человеческих на лице земли. Ср. 7 ст.

9-15. В случае болезни обратись к Господу Богу с молитвою о помиловании, принеси требуемые законом жертвы, но вместе с тем дай место и врачу ибо и его создал Господь во славу Свою и на пользу страждущему человечеству. Врач знающий и богобоязненный может послужить для болящего одним из орудий божественного милосердия о нем. Только упорный нечестивец не вправе надеяться на целебную силу богосозданных врачеваний.

Ст. 20 – поясняется 21-22 ст. Вспоминая о конце, т. е. скоротечности, своей жизни, не истощай свои силы безмерным сокрушением, бесполезным и для тебя, и для других. Закон смерти объемлет собою все живущее на земле, и действие его не может быть приостановлено сетованиями человека. Безмерные сетования могут – лишь повредить человеку, ускорив в отношении его действие страшного закона (ср. 18 ст.).

27. Проводить ночь как день, в размышлениях о том, чтобы оразнообразить форму своих построений.

ГЛАВА 39.

Истинная премудрость, т. е. доступное для человека ведение о Боге и Его святом законе, принадлежит тому, кто всем своим умом, сердцем и волей не отторжим от источника премудрости – Бога.

Ст. 1-14 служат противоположением 24-39 ст. 38 гл.

15. Ибо я полон мудрых наставлений.

16-20. Насыщайтесь премудростью, благоденствуйте, и своей мудрою и благочестивою жизнью будьте чистым фимиамом Всесовершенному.

21-42. Все то, что совершается в природе, свидетельствует о могуществе, премудрости, благости, правосудии Создателя, и должно служить для человека побуждением всем сердцем и устами петь и благословлять имя Господне.

По слову Его стала вода как стог… явились вместилища вод (23). (Ср. Быт. 1:6-10).

Ничего нет дивного пред Ним (26), т. е. все тварное ничтожно пред неизмеримым величием своего Творца.

Некогда Он превратил воды в солончаки (29). Ср. Быт 29.

От начала для добрых создано доброе… (31). Ср. Пр. к 33:7-14.

Есть ветры, которые созданы для отмщения (34) упорным грешникам за их беззакония, как, попущением Божиим, существуют для вразумления нечестивцев и иные бедствия (36-38).

ГЛАВА 40.

Мысль о смерти вызывает на скорбные размышления, особенно человека нечестивого. – Нечестие вообще не остается ненаказанным. – Истинным благополучием пользуется добрый и честный труженик, не чуждающийся советов мудрости.

1. До дня возвращения к матери всех земнородных – земле.

Ст. 9. и след. по 16 ср. с 29, 33-38, XXXIX.

11. Тела животных и человека, по смерти, разлагаются, распадаясь на составлявшие их элементы.

12. Всякий подарок, сделанный во отвращение правды.

13. Прогремят и исчезнут.

14. Кто открывает руку помощи нуждающимся, - тот бывает весел и благополучен благословением Божиим и благословениями ближних своих.

15. Потомство нечестивых недолговечно, как недолговечны негодные корни на утесистой почве.

16. Является образным подтверждением 15 стиха.

18. Поясняется 19-28 ст.

32. Но в утробе его огонь возгорится, - огонь оскорбляемого самолюбия и иных последствий легкомысленного тунеядства.

ГЛАВА 41.

Телесная смерть – естественный удел всякой плоти. – Страшись не смерти, а греховного потомства и бесславного имени при жизни и после смерти. – Стыдись не мудрости, а неразумия.

6-7. Неблагоразумно отвращаться от того, что благоугодно Всевышнему, тем более, что рано ли поздно закон смерти неизбежно осуществится, и в аде, загробном существовании человека, где нет измерения времени, имеет значение не количество прожитых человеком лет (десять ли, сто ли, или тысяча лет), а то, как прожил человек эти годы.

13. Как все то, что от земли, возвратится в землю; так и все те злые поступки и деяния грешников, которые заклеймлены проклятием уже в момент своего возникновения, неизбежно доведут упорных нечестивцев до их погибели.

17-19. Будь истинно стыдлив: стыдлив там, где следует стыдиться, - при совершении чего-либо нравственно постыдного или неразумного; и имей мужество не стыдиться там, где нет стыда, - при соблюдении законов доброй нравственности и правил благоразумия.

ГЛАВА 42.

Не стыдись доброго и разумного. – Будь внимателен в воспитании детей. – Будь осторожен в обществе женщин. – Прославь Господа – Бога за величие Его в творениях.

Ст. 1-8 заканчивают мысль, изложенную в 17-29 ст. XLI главы.

17. Необъятность творческого величия Господа такова, что даже и святым не предоставил Господь провозвестить о всех чудесах Его во вселенной.

18-20. Говорится о вездеприсутствии и всеведении Господних.

21. Говорится о премудрости и вечности Господних.

22. Говорится о неизменяемости и премудрости Господних.

23. Ограниченный человеческий разум не в состоянии постичь всю полноту божественного величия;. его наблюдению и усвоению доступны лишь отблески этого величия, - постольку, поскольку они озаряют пред ним постигаемое бытие мира физического и духовного. Ср. 17 ст.

24. Все они, т. е. творения Господни (ср. 23 ст.), живут и пребывают во век для всяких потребностей, т е. для удовлетворения разнообразных потребностей, во славу Творца, на пользу и утешение тварей. И все они повинуются Ему, своему Создателю.

25-26. При всем своем разнообразии, мир божественных творений представляет из себя нечто гармонически-целое, неделимое, в котором одни вещи и явления восполняются другими, одно поддерживает благо другого.

 

ГЛАВА 43.

Прославление творческого величия и могущества Господних.

1. Кто насытится зрением славы Господней (42:26), кто не придет в восторженное умиление при виде величия высоты, чистоты, тверди небесной, при виде неба в явлении всей его славы.

Ст. 6. Поясняется 7-8 ст.

9. Подобно лучезарным очам высших строев, т. е. существ высшего порядка, луна сияет на тверди небесной.

10. Красота неба, слава звезд, блестящее украшение всего небесного свода – проявление славы и могущества Владыки на высотах.

17. Южный ветер, гонимый в Палестину из раскаленных пустынь аравийских, рассматривается как одна из проявлений грозного правосудия божественного в отношении нечестивого человечества. О действиях южного знойного ветра см. в 23 ст.

23. Описывает действия жгучего солнца и жгучего южного ветра. Ср. 24 ст.

29. Сколько бы мы ни изучали вещей и явлений видимого и духовного мира, - мы не в состоянии постичь всего могущества, премудрости и славы Господних. В конце концов мы постигнем лишь одно, что Он есть все – и Творец и неусыпающий Промыслитель мира.

34. См. пр. к 42:17.

ГЛАВА 44.

Прославление промышления Господня в людях чрез избранных людей вообще, и в частности чрез Еноха, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова.

9. Мужи милости Божией к ним.

10. Потомки их пребывают верными заветам Господним.

11. Многочисленное, долговечное, твердое в вере и доброй жизни потомство – награды благочестивых и мудрых родителей.

15. Проявление чрезвычайного милосердия Божия к праведному Еноху должно послужить для упорных грешников постоянным уроком свыше и вместе побуждением к раскаянию в греховной жизни.

16. Во время обнаружения по отношению к допотопному греховному миру гнева Божия, просиявший своей праведной жизнью Ной послужил Умилостивлением за род человеческий на земле, предотвратив своим благочестием окончательное истребление человечества водами потопа.

21. И на своей плоти утвердил знамя завета, т. е. обрезание (см. Быт. 17). Обрезание названо знамением завета Божия с Авраамом и его верным потомством потому, что должно было служить, - с одной стороны, видимым знаком богоизбрания и богообетования; с другой – осязательным обнаружением в человеке его внутренней готовности к самоограничению во имя требований заповедей Господних.

И в испытании оказался верным См. Быт. XXII.

27. Поясняется 1 стихом XLV главы.

ГЛАВА 45.

Прославление промышления Господня в людях чрез Моисея, Аарона и Финееса, сына Елеазарова.

2-3. Имеются в виду грозные явления славы и могущества Господних во время исхода евреев из Египта и движения их к земле Ханаанской.

5. Ср. Исх. 19:16-20; 24:12-18.

8-14. Описываются первосвященнические одежды Аарона. Ср. Исх. XXVIII.

17. Жертвы их, т. е. чрез посредство потомков Аарона, должны приноситься, согласно закону, по два раза каждый день – утром и вечером.

18. Ср. Исх. XXIX; Лев. VII.

24. Ср. Чис. XVI.

27. Колено Левия не получило таких земельных уделов, какие получили в Ханаане прочие колена. Уделом левитов было – служить Господу Богу при Его святом храме и тем удовлетворять религиозные потребности как свои, так и всего остального народа. Десятины, начатки, части жертвенных животных и проч. священные приношения верных служили для левитов достаточным обеспечением их телесных потребностей.

28. Третий по славе, после Моисея и Аарона. О подвиге религиозной ревности Финееса см. Чис. XXV.

31. Писатель книги приглашает своих современников и последователей подражать в жизни благочестию и мудрости праведников и тем распространять и утверждать на земле благо и славу, унаследованные от великих учителей веры и благочестия.

ГЛАВА 46.

Прославление промышления Господня в людях чрез Иисуса Навина, Халева, благочестивых судей и пророка Самуила.

2. Соответственно имени своему он был велик в спасении избранных Божиих. Имя «Иисус» значит – спаситель.

Когда он мстил восставшим врагам, т. е. истреблял языческое население Ханаана. Вводил Израиля в наследие земли обетованной.

3-8. Ср. Нав. VI-XII.

9-10. Ср. Чис. 14:1-9; 26:62-65.

11-12. Ср. Нав. 14:6-15.

Ст. 14 поясняется 15 ст.

16. Ср. 1 Цар. 8 – 10:1.

19-21. Ср. 1 Цар. VII.

22. Ср. 1 Цар. 12:1-5.

23. Ср. 1 Цар. XXVIII.

ГЛАВА 47.

Прославление промышления Господня в людях чрез пророка Нафана, Давида, благочестие и мудрость Соломона и чрез вразумляющие бедствия, постигавшие народ еврейский.

2. Как лучшая часть мирной жертвы – тук посвящался Господу Богу; так лучший из сынов народа своего, - Давид был избран Богом на великое и славное служение Ему в качестве царя евреев.

3. Ср. 1 Цар. 17:33-35.

4-7. Ср. 1 Цар. XVII.

9-12. Говорится о прославлении Давидом Господа-Бога в псалмах и песнях и о благоустроении им богослужения при скинии в Иерусалиме.

14. Ср. 3 Цар. 11:29-35.

16-19. Говорится о мудрости Соломона, обнаруженной им в своих божественных произведениях – Песни песней, Притчах, Екклесиаста, и во многих мудрых изречениях, не дошедших до нас в письмени.

20-21. Говорится о внешнем благоденствии мудрого и благочестивого Соломона. Ср. 3 Цар. 10:14-27.

22-23. Говорится о падении Соломона, его равнодушии к заветам богооткровенной религии, пристрастии к женщинам; и о божественном наказании Соломона разделением его монархии. Ср. 3 Цар. XI/

И от Ефрема произошло непокорное царство: могущественное колено Ефрема стало во главе отделившегося Израильского царства. На языке священных писателей слово «Ефрем» не редко тождественно с выражением «весь Израиль» (ср. Ис. 11:13; Иер. 31:6; Иез. 37:15-19; Ос. V-VII; XIII:1; Зах. 9:10, 13).

28. Чрез свое совещание. Ср. 3 Цар. 12:1-19.

29. Ср. 3 Цар. 12:25-33.

30-31. Говорится о греховном падении еврейского народа и наказании его чрез пленения.

ГЛАВА 48.

Прославление промышления Господня в людях чрез пророка Илию, пророка Елисея, пророка Исаию, благочестие и мудрость царя Езекии.

1-15. Ср. 3 Цар. XVII-XIX; XXI; 4 Цар. I-X; XIII.

19-26. ср. 4 Цар. XVII-XX; II Пар. ΧΧΙΧ-ΧΧΧΙΙ.

27-28. Имеются в виду пророчества Исаии о помиловании Господом избранного народа, о пришествии Мессии и спасительном могуществе Его благодатного царства.

ГЛАВА 49

Прославление промышления Господня в людях чрез благочестие и мудрость царя Иосии, пророчества Иеремии, Иезекииля, двенадцати малых пророков, благочестивую деятельность Зоровавеля, Иисуса сына Иоседекова и Неемии.

1-4. Ср. 4 Цар. XXII-XXIII; 2 Пар. XXXIV-XXXV.

5-7. Кроме Давида, Езекии и Иосии все иудейские цари тяжко согрешили, ибо оставили закон Всевышнего.

За свое упорное нечестие цари иудейские престали, т. е. на время лишились своей державной власти и передали рог свой (свою силу) другим царям, и славу свою – чужому народу – вавилонянам.

С прекращением вавилонского плена, евреям было предоставлено право вновь водвориться в Палестине и в своей внутренней религиозно-общественной жизни управляться собственными, богодарованными законами.

В период славных Маккавейских войн Иудея достигает, совместно с правом внутреннего самоуправления, и внешней политической силы.

8. Ср. 4 Цар. XXIV-XXV; 2 Пар. XXXVI.

9. Ср. Иер. 1:5. Освящен был в пророка, чтобы искоренять, поражать и погублять зло в различных его проявлениях; равно – как строить и насаждать добро в сознании и жизни людей.

10. Ср. Иез. I.

11. Он напоминал о врагах, которые как дождь нападут на беззаконных, и вместе с тем возвещал доброе тем, которые исправляли пути свои.

13-14. Ср. 1 Ездр. III.

15. Ср. кн. Неемии, I-VII.

18. Выше всего живущего в творении, - родоначальник человечества, праотец Адам.

ГЛАВА 50.

Прославление промышления Господня в людях чрез благочестие первосвященника Симона, сына Онии.

1-23. Имеется в виду Симон Первый, сын и преемник первосвященника Онии Первого, прозванный, за свое благочестие и благотворительность, Праведным.

24. Продлил дни наши от утробы, т. е. от времени нашего рождения.

26. И в свое время да избавит нас от врагов наших.

27. А третий не есть народ, т. е. Идумеяне. – И глупый народ, живущий в Сикимах. Под Сикимами разумеется Сихем или Сихарь, главный город Самарии. Жители Сиким, Самаряне, называются неразумными за их духовную слепоту.

ГЛАВА 51.

Благодарственная молитва Иисуса, Сына Сирахова.

7. Из глубины чрева адова. Ср. 8-17 ст.

26. Сознавая свое невежество, простирал руки к высоте, прося Господа-Бога вразумить меня.

33. Приобретайте ее, т. е. мудрость, без серебра, т. е. не за сербро, - которое само по себе не даст мудрости, - а путем собственных усилий и призывания помощи божественной (ср. 26-30 ст.).

36. Если сама по себе мудрость непокупаема за серебро (33 ст.) и требует от стремящегося к ней собственных неусыпных усилий и помощи свыше (18-30 ст.), то удовлетворение житейских потребностей и покрытие требуемых расходов во время обучения мудрости не чуждо, конечно, обычных денежных расходов. И эти расходы не должны смущать ищущего плодов мудрости: приобретя мудрость, - вы приобретете много золота, достигнете благосостояния внутреннего и внешнего (ср. 35-38).

 

НазадОглавлениеВперед