НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 1

1. Надписание книги. 2-3. Неблагодарность Израиля по отношению к Иегове. 4-9. Бедственное состояние народа израильского. 10-20. Средство ко спасению - покаяние во грехах. 21-31. Пророчество о будущей судьбе Израиля.

Ст. 1-3. Иегова, как верный своим обещаниям и любящий Израиля Отец, жалуется на неверность и неблагодарность своего народа, который обязан Ему своим положением в мире.

Видение. Так называется особенное состояние пророка, в котором он получал откровение от Бога (см. вступление в пророческие книги). Но здесь это выражение имеет общее значение откровения - О Иудее и Иерусалиме. Надписание это относится ко всей книге, потому что далее прибавлено, что пророк хочет сообщить о всех откровениях, бывших ему при четырех иудейских царях. Иудея же и столичный ее город Иерусалим особо упоминается потому, что все другие пророчества имеют отношение к Иудее, к судьбам Иудейского царства.

2. Речь пророка, содержащиеся в первой главе, вероятно, произнесена в правление иудейского царя Ахаза, когда в Иерусалиме было совершаемо противозаконное богослужение (ср. ст. 21, 29 и 4 Цар. 16:3, 4) и когда за это Господь покарал царство Иудейское нашествием царей Сирийского и Израильского (ст. 5-9 ср. 4 Цар. 15:37; 16:5; 2 Пар. 28:5-8). Собиратели речей пророка Исаии поставили эту речь на первом месте, вероятно, ввиду ее общего содержания, при котором она, действительно, составляет прекрасное вступление ко всем последующим речам пророка. - Обращение к небу и земле как к свидетелям обличения грехов Израиля дает мысль о публичности и важности этого обличения или суда над Израилем (ср. Втор. 32:1). Кроме того, как замечает блаженный Феодорит в толковании на кн. Исаии, небо и земля были орудиями сообщения иудеям разных милостей Божиих - небо посылало манну, земля давала плоды - и они, действительно, засвидетельствовали о неблагодарности Израиля в то время, когда Христос испустил дух Свой на Голгофе. - Иегова воспитал Израиля посредством данных ему законов религиозных и гражданских, а также и посылая ему все необходимое для физического существования. Он возвысил Израиля среди других народов тем, что особенно приблизил его к Себе и особенно тем, что совершал для него великие чудеса (ср. Втор. 4:7; 26:19). - Возмутились иудеи против Иеговы тем, что почитали вместе с Господом и других богов (при Ахазе) и еще тем, что не слушали посланных Им пророков. (2 Пар. 36:15-16).

3. Животные, даже наиболее глупые (вол и осел), чувствуют благодарность к своему хозяину, который кормит их, Израиль же относится к Иегове как будто к совершенно чужому, незнакомому существу. - Пророк таким образом первой причиной всех, далее изображаемых несчастий Израиля, признает его неверность Иегове[1].

4-9. Пророк теперь с своей стороны удивляется такому поведению Израиля, который, кажется, ничем не может быть доведен до сознания неправильности своих действий. Страна иудейская подверглась страшному опустошению и скоро, пожалуй, станет похожа на те языческие страны, которые были поражены гневом Божиим. Если бы не Господь, то даже и Иерусалим совсем исчез с лица земли как Содом и Гоморра.

4. Несмотря на все попечения Божии об Израиле, этот народ не стал святым. Сыны погибельные - это те, которые все мысли свои направляют на зло, думают о том, как бы им погубить других и вместе с этим сами причиняют себе духовную погибель.

5-6. Общество израильское представляется пророку под образом больного тела. Голова этого тела (т. е. правительство) в ранах, сердце (т. е. священники и левиты) не чувствует болезни тела, исчахло; и наконец, во всем государственном организме не осталось ни одного здорового места: Язвы - такие, что их нельзя даже очистить (собств. выжать из них гной), раны - нельзя перевязать, пятна - (т. е. ушибы, кровоподтеки) - нельзя смазать, смягчить елеем, который обыкновенно употреблялся для излечения ушибов и ран. Все это - метафоры, указывающие на крайне бедственное положение Иудейского царства при Ахазе[2].

7. Предшествующая метафора здесь разрешается в прямую речь. - Земля, - собств. поля и нивы. Все опустело... лучше перевести: все у нас разорено, как может быть опустошена страна каких-нибудь нечестивых язычников (ср. Ис. 13:19).

8. Дщерь Сиона - главный город Иудейского царства Иерусалим. Население города представляется под видом дочери или дочерей, чтобы показать его беззащитность и слабость. Шатер в винограднике. Приют стража в винограднике, как теперь так и прежде, состоял только в деревянной лачуге, покрытой ветками (Гейки. Святая земля и Библия т. 1 с. 141). - Как осажденный город. Тяжесть осады состоит в том, что все пути сообщения у осажденного города отрезаны и он должен страдать от голода и жажды. Из этого сравнения видно, однако, что речь произнесена была еще тогда, когда настоящей осады, в полном смысле этого слова, еще не установилось[3].

9. Господь Саваоф. Это имя впервые встречается в 1-й кн. Цар. (гл. 1, ст. 3 и 11). Саваоф - слово еврейское (zebaoth множ. число от слова zobά), которое может значить: а) воинские отряды (Чис. 1:3; Суд. 8:6; 3 Цар. 2:5); б) с прибавлением haschamaim - небесное воинство, т. е. или небесные светила (Втор. 4:19; 4 Цар. 17:16) или воинства ангельские (3 Цар. 22:19). Поэтому одни толкователи в словосочетании Иегова - воинств видят указание на Иегову, как на национального еврейского бога войны, другие под «воинствами» разумеют совокупность творений Божиих, как проявление божественной силы, и выражение «Иегова - воинство» считают синонимом выражению «Вседержитель». Второе толкование более отвечает общему понятию о Боге, какое дает в настоящей главе пророк Исаия: Бог является здесь, в 9-м ст., как Промыслитель Израиля, оставляющий некоторый остаток от него, а не как «бог войны». Поэтому лучше толковать словосочетание « Иегова - воинство» в смысле Вседержителя, имеющего в Своем распоряжении все существа вселенной, даже и ангельские воинства, и направляющего эти «воинства» на служение Своим высоким целям (Глаголев А. Ветхозав. библ. учение об Ангелах. Киев 1900, с. 238-256). - Небольшой остаток составляли, вероятно, в глазах пророка жители Иерусалима и другие иудеи, спасшиеся от нашествия врагов. Но, кроме того, здесь, несомненно, пророк имел в виду и тот остаток святого семени, ради которого Господь щадил преступный еврейский народ. Этот остаток - небольшое общество истинно верующих, группировавшееся вокруг пророка Исаии (Ис. ІІІ:16, 18).

Ст. 10-20. Бог вразумляет преступных, опустившихся до преступности содомлян, иудеев, что они снова могли бы снискать себе милость Божию. Для этого требуются однако не жертвы, не праздники, а исправление всей своей жизни, обращение на путь правды и справедливости в отношении к своим ближним.

10. Князья или начальники, правители народа избранного по своим грехам похожи на содомлян, а народ - на жителей Гоморры. Пророк Иезекииль характеризует Содом как полный гордости, пресыщения, праздности и всякой несправедливости по отношению к бедным (Иез. 16:49). Теми же грехами были отягощены и правители иудейские. Народ со своей стороны стоил таких правителей, потому что его нечестие напоминало нечестие Гоморры. - Закон Бога - это не только закон Божий, данный через Моисея, но и все откровения Божии, сообщенные пророками.

11. Бог установил принесение жертв не потому, что они были Ему Самому потребны, а для того, чтобы отвлечь иудеев от увлечения языческими жертвоприношениями и, кроме того, как говорит блаженный Иероним, с целью возвести ум человека к сознанию необходимости «жертвы духовной». Евреи же в изобилии приносили в жертву то целых животных (всесожжение), то некоторые лучшие части животных (тук или жир), то, наконец, только кровь животных. Но при этом в сердцах евреев не было соответственного священнодействию благочестивого настроения, и за это пророк обличает их. Жертву же как необходимое выражение религиозного чувства пророк и сам признавал (19:21; ср. 29:1 и сл.; 34:6 и сл.). - Подробнее об этом можно читать у А. Спасского: - отношение пророков к обрядовому закону Моисея (Чт. в общ. Л. Д. преосвящ. 1886, март).

12. Приходить в храм, пред лице Божие, с дарами и в то же время питать в сердце дурные чувства по отношению к ближним (см. ст. 16 и 17) - это значит напрасно топтать двор Божия храма.

13. Дары - по евр. mincha в отличие от zebach, означают приношения хлебные (Лев. 2-я гл.)[4] - Тщетные - правильнее сказать, лживые, не выражающие действительного настроения приносящих. Такой дар, по более точному переводу с еврейского, есть отвратительное курение для Бога. Здесь mincha называется курением потому, что часть хлебного приношения вместе с ладаном сжигалась на жертвеннике (Лев. 2:2). - Новомесячие. Начало каждого месяца или каждое новолуние сопровождалось прибавлением к ежедневной жертве всесожжения праздничного жертвоприношения, состоявшего из двух тельцов, одного овна и семи единолетних агнцев, с соответственным хлебным приношением. Кроме того, приносилась еще жертва о грехе, состоявшая из одного козла; в это время священники трубили в священные трубы (Чис. 28:11-15; 10:10). В позднейшее время еврейской истории, в дни новомесячий прекращалась торговля и промыслы (Ам. 8:5) и набожные израильтяне искали назидания у пророков. Празднуя новомесячье, Израиль испрашивал у Иеговы благословение на труды в начинающийся месяц (Кейль. Руков. к библ. археологии, ч. 1 -я, § 73. Киев, 1871 г.).

14. Ненависть приписывается Богу в переносном смысле. Это значит, что Бог устраняется от праздников иудейских, которые вовсе не были выражением действительной радости о Боге. - Мне тяжело нести их. Изображая Бога уставшим от этих праздников, пророк, очевидно, намекает здесь на ту усталость, какую и всякий человек ощущает, когда ему приходится заниматься делами, не приносящими никому ни малейшей пользы.

15. Простертие рук или воздеяние рук к небу служило у всех народов внешним выражением молитвенных воздыханий к Богу (3 Цар. 8:22, 54; Пс. 140:2). - Полны крови. Здесь по-еврейски слово кровь поставлено в числе множественном, что указывает на изобилие крови. Пророк представляет иудеев, приходящих молиться в храм, как преступников, убийц, которые не успели еще вымыть рук после соделанного ими убийства.

16-17. Пророк приглашает этих загрязненных преступлениями людей омыться дочиста (омойтесь, очиститесь!), т. е. посредством покаяния очистить свою душу, конечно, с помощью Иеговы (Пс. 50:9), и вперед уже не делать зла. Это - отрицательная сторона покаяния. Но, кроме того, они должны и положительно заявить о совершившемся с ними духовном обновлении: они должны начать добрые дела - защищать всех угнетенных, особенно же сирот и вдов, которые являются беззащитными[5].

18-20. Только при таком деятельном и искреннем покаянии Господь может допустить к Себе иудеев-грешников и разобрать с ними их дело. Совесть их при этом, конечно, будет страшно мучить их; они будут доходить до отчаяния, вспоминая соделанные ими преступления, и Бог поэтому успокаивает их надеждою на возможность получить прощение от всякого, даже самого тяжкого, греха. Багряница по евр. schanim от слова schani. Так называлась у евреев густая красная краска, получавшаяся из яичек моллюска, водившегося в изобилии по берегам Финикии и вообще в Средиземном море. Секрет приготовления этой краски знали одни финикияне. - Пурпур по евр. tola тоже обозначает красную краску. Оба эти синонимические выражения служат символами крови, которою, как выше сказано, были обагрены руки иудеев, и вместе указывают на сильную их греховность, которая не поддается исцелению так же, как не смывается с ткани пурпуровая или багряная краска. - Снег и волна (овечья очищенная шерсть, совершенно белая) - символы чистоты, которая у всех народов символически обозначалась белым цветом одежд (ср. Пс. 50:9; Дан. 7:9). - Будете вкушать - меч пожрет. Здесь очевидная игра слов: или евреи будут вкушать плоды земли или их самих пожрет меч, который, как принято выражаться, въедается в тело того, на кого обрушивается (Втор. 32:42).

Ст. 21-31. Снова упомянувши кратко о разрушении Иерусалима, пророк предсказывает ему суд Господень, в котором народ избранный очистится от своей греховности и Иерусалим снова станет городом правды. Те же, которые останутся упорными во грехах своих, погибнут, как сухие сучья в огне, от гнева Божия.

21-23. Блудницею назван Иерусалим, как изменивший Иегове, Который у пророков изображен как супруг ветхозаветной церкви или избранного народа (Иез. 16:15; Ос. 1:2). Жители Иерусалима нарушили верность Иегове и Его законам, не исполняют требований Божественной правды и разделяют даже свою привязанность между Богом истинным и другими богами (Ахаз и другие иудеи, совершавшие служение и чуждым богам). - Серебро - символическое обозначение аристократических, правящих классов иудейского общества. Это «серебро» утратило все свое благородство и стало заключать в себе только одни отбросы (изгарь). - Вино - (по евр. sobe лучшее, крепкое вино) или, что тоже, высший класс общества утратил свою доблесть, как хорошее вино портится от подливаемой в него воды. - Князья - это судьи, которых пророк обвиняет во взяточничестве и жестокосердии по отношению к людям несчастным.

24. Здесь начинает говорить Сам Господь. Сильный Израилев - так назвал Бога еще патриарх Иаков, желая указать, что Бог будет защитником всего его племени (Быт. 49:24)[6]. Теперь Этот Защитник Израиля восстанет против детей Израиля, которые стали врагами Божиими. - Удовлетворю Себя - выражение антропоморфическое, означающее строгость и неизменность суда Божия, ожидающего непокорных Богу иудеев.

25. Народ израильский сравнивается с серебром, которое смешано с неблагородным металлом - свинцом. Для отделения этого последнего серебро нужно пережечь в огне и потом положить в едкую щелочь - особый пепел, получавшийся от одного растения. Господь подобным же образом, посредством разных тяжелых наказаний (плен и пр.) отделит от общества израильского все портящие его чистоту элементы.

26. Судьи как прежде. Так как здесь речь идет об Иерусалиме, то судьями в прежнем роде пророк называет лучших правителей из династии Давидовой и их министров (ср. Иер. 23:15 и сл.). - Столица верная, т. е. настоящий столичный город теократического государства, где в точности соблюдается закон истинного царя - Иеговы. Такой столицей Иерусалим, конечно, должен стать в последние времена мира: это - новый Иерусалим, который видел в Откровении святой Иоанн Богослов (Откр. 21:2).

27. Сион или Иерусалим будущего времени спасется, с одной стороны, чрез откровение Божественного Правосудия (смерть Господа Иисуса Христа, нашего Ходатая и Представителя и была делом Божественного Правосудия Рим. 3:25), с другой - правдою или оправданием, какое предложит Бог человечеству, как скоро оно обратится или уверует во Христа и Его спасительные заслуги (ср. 59:20-21).

28-31. Пророк в кратких словах изображает участь, ожидающую всех упорных грешников, но облекает свои мысли по этому вопросу в форму, наиболее понятную для людей его времени. Дубравы - по евр. elim - дубы или вообще высокие и тенистые деревья, которые и доселе пользуются особым, суеверным, почтением на востоке. Сады - точнее рощи, в которых у иудеев совершалось служение идолам (4 Цар. 16:4). - Иудеи, чтители дубов, сами станут похожи на дубы, но только засохшие, или же на лишенные всякого орошения сады. Сильный человек, иудей, если даже он крепок, как дуб (ср. Ам. 2:9), станет сухой, дряблой паклей, а его дело или изделие; т. е. идолы - искрой. Последнее выражение указывает на то, что идолослужение погубит иудеев, как одна искра, попавшая в сухую паклю, производит пожар.

 

Особые замечания. Некоторые критики отвергают подлинность нескольких стихов первой главы, иные - ее единство, говоря, что она представляет собою композицию пророчеств, произнесенных в разное время пророком Исаией. Но вся речь пророка, заключенная в этой главе, нисколько не отличается от других произнесенных им речей. Ход мыслей в речах Исаии, как и у прочих пророков, обыкновенно такой: пророк сначала обвиняет народ в отступлении от закона Божия, затем угрожает ему наказанием, призывает к раскаянию, возвещает ему наступление дня суда и обещает праведным мессианские блага. Все это и в такой последовательности находится и в первой речи пророка Исаии. Особенность ее только в разделении мыслей по строфам, отчего получаются некоторые неожиданности в переходе от одной мысли к другой. Эта речь - поэма, совершенная как по форме, так и по содержанию. В ней соблюден и закон симметрии, так как строфы идут с известным количеством стихов: в первой строфе (2-4 ст.), изображающей преступление народа, находится 2+2+3 стиха; во второй строфе (или антистрофе), посвященной картине наказания, также 2+2+3 стиха (5-8 ст.). Немного далее следующая строфа (11-14 ст.) изображает Иегову, утомленного изобильными приношениями иудеев. Соответствующая этой строфе антистрофа 15-17 ст. изменяет причину этого недовольства Иеговы: Он хочет от иудеев прежде всего правосудия. Здесь еще соблюдается то же самое количество стихов, та же группировка, хотя движение антистрофы более быстрое, а стихи становятся более короткими. Две последние строфы - 21-23 ст. и 24-27 ст. содержат две противоположные мысли: об осквернении и об очищении. Что касается формы, то в этих строфах шесть слов повторяются симметрично и одно из них - изгарь (по евр. sigga), довольно редко встречающееся в Библии, помещено как в одной, так и в другой строфе в 3-м стихе. Строфы промежуточные или посредствующие, именно 9-10 и 18-20 ст. также построены симметрично: мысль выражается противоположениями или альтернативами, в начале и конце строф повторяется имя Иеговы, частица если (im) повторяется в каждой части два раза. Что касается ст. 28-31, то они принадлежат к далее следующей поэме. - Ясно из всего этого, что в первой главе мы имеем пред собою цельное произведение одного в того же автора. Вот заключающиеся в этой речи-поэме строфы.

ст.     2-4 . . . . 2, 2, 3 стиха (или, правильнее, полустишия)

ст.     5-8 . . . . 2, 2, 3 стиха

ст.   9-10 . . . . 2, 2 стиха (переходная строфа)

ст. 11-14 . . . . 3, 2, 2 стиха

ст. 15-17 . . . . 3, 2, 2 стиха

ст. 18-20 . . . . 2, 2 стиха (переходная строфа)

ст. 21-23 . . . . 2, 2, 2 стиха

ст. 24-27 . . . . 2, 2, 2 стиха

В навечерие Богоявления читаются 16-21 ст. 1-й гл. Исаии, в которых содержится обетование Божие очистить, в случае раскаяния народа иудейского, все грехи его. В этом обетовании Святая Церковь усматривает предуказание на совершеннейшее очищение грехов, какое подается всем людям, принимающим Святое Крещение. Праздник же Богоявления или Крещения Господня напоминает нам о событии, чрез которые получило свою силу и христианское крещение.

 

[1] Эта первая и основная причина всех бедствий Израиля отмечена и другими пророками (Иер. XI:3; XIII:15; XVI:19; 1 ст. VI:9; Ос, 1 и 2).

[2] В слав. тексте, согласно греческому переводу, почему то к наименованиям болезней Израиля присоединены отрицат. частички ни, ни

[3] В слав. тексте неправильно «оставление Сиона» представляется делом будущего (оставится).

[4] LXX перевеодчиков и слав. текст переводят mincha словом семидал (σεμίδαλις), которое обозначает чистую муку (Быт. XVIII:6).

[5] Пророки вообще, как и некоторые современные социальные политики (так называемые «этические» национал-экономы), признавали прежде всего необходимым изменить настроение людей, а потом уже – говорили они – само собою устроится и всеобщее благополучие в государстве: новый, лучший, дух создаст и лучшие формы жизни…

[6] LXX переводчиков прочли слово abir (сильный) как множ. число abizei (сильные или сильным).

 

НазадОглавлениеВперед