НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 4

1-21. Находясь с бедственном положении и ожидая смерти, Товит вспоминает о деньгах, отданных на сохранение Гаваилу (1:14), сообщает об этом Товии и при этом преподает ему ряд нравоучительных наставлений: о почтительности к матери (ст. 3-4), о страхе Божием и благочестии (5-6), о благотворительности и милостыне (7-11), о чистоте и целомудрии (12-13), о справедливости и честности, благожелательности и щедрости (14-17), о скромности, благоразумии, преданности воле Божией (18-19).

1-2. Вместо денег в книге Товита всюду говорится о серебре, αργύριον (4:1; 5:2,3,18; 9:2; 10:2,11; 12:3), подобно тому как и в клинописных документах деньги нередко называются серебром: это объясняется отсутствием в Ассиро-Вавилонии чеканенных монет до персидского владычества; вместо монет употреблялись куски или слитки металла, относительная ценность которых определялась по весу; поэтому в ассиро-вавилонских документах делового характер часто встречается выражение «отвесили» столько-то денег, подобно как и у древних евреев, у которых чеканка монет явилась лишь после вавилонского плена, в приложении к деньгам – слиткам или пластинкам –обычно прилагался термин «весить, взвесить, отвесить (евр. schaqal (шакал), Быт. 23:16; Ис.46:6; Иер. 32:10. См. Толков. Библ. т. I, стр. 142-143).

10 талантов серебра, помещенных Товитом у Гаваила (ст. 14 гл. 1-ой), представляли значительную тяжесть –свыше 25 пудов, - почему Гаваил, возвращая мешки с серебром Товиту (9:2,5), уложил их на двух верблюдов, и стоимость этого серебра простиралась, на наши деньги, до 23,000 руб. слишком (см. у проф. Дроздова, стр. 490-491).

3-19. Наставления Товита сыну, ст. 3-19, имеют характер обще – библейского нравоучения; отдельным наставлениям могут указаны многие параллели из других библейских книг, однако есть здесь и индивидуальные и исторические черты, которые не позволяют видеть (с Фрицше и др.) в этих наставлениях тенденциозный подбор нравоучений, свободно составленный по подражанию другим библейским книгам.

Так, наставление Товита сыну о почтительности к матери (ст. 3-4) имеет опору в целом воззрении Ветхого Завета на почитание родителей, прежде всего в законе Моисеевом (Исх. 20:12; Втор. 5:16), затем в учительных книгах (Сир. 3:1-16; 7:29) и др. частях Св. Писания; равным образом желание Товита быть погребенным вместе с женою было свойственно еще патриархам еврейского народа (Быт. 25:10; 49:29) и др. библейским лицам и вполне естественно вытекает из истинного библейского представления о супружеском союзе, как союзе неразрывном (Быт. 2:24; 1 Кор. 6:16). Но вместе с тем наставление это характеризует именно супружеский союз Товита и Анны со стороны нравственной крепости их супружества, несмотря на укоризны жены мужу (2:14). Наставление о постоянном страхе Божием и соблюдении заповедей Божиих (ст. 5-6), выражающее сущность благочестия по ветхозаветному учению (Втор. 6:2; Еккл. 12:13), вполне уместно в обращении богобоязненного Товита к вступающему в жизнь сыну. Наставления о милостыне (ст. 7-11) [1]), при весьма понятном – в виду основного значения учения о милостыне в библейском нравоучении – сходстве с учением об этом предмете других священных книг Ветхого и Нового Завета (см. напр., Притч. 3:9; Сир. 4:8; 14:13; 29:15; 35:9; Лк. 14:13 и др.), имели особенное значение и приложение в плену, где так много было нуждающихся евреев (см. 1:16 и след.). Мысль о грехозаглаждающем значении милостыни, встречающаяся также в книге прор. Даниила (Дан. 4:24; ср. Сир. 29:15; Лк. 11:41), здесь выражена особенно сильно: «милостыня от смерти избавляет и не попускает сойти в тьму» (ст. 10): здесь говорится, очевидно, о посмертном загробном мздовоздаянии, и в виду последнего утверждается великое значение милостыни в деле избавления человека от «смерти второй» (Апок. 20:4) и «тьмы кромешной» (Мф. 7:12; 25:30), а не от смерти первой и могилы – неизбежных и для праведников. Заповедь о целомудрии (12а), как супружеской добродетели, связана с советом Товита сыну – взять жену непременно из народа и колена своего, причем указывается на чистоту рода Товита и единоплеменников его: «мы – сыны пророков» и патриархов, которые при браках равным образом охраняли чистоту рода своего (12б, сн. Быт. 24:3 сл.), и это наставление возводится в общее правило – не пренебрегать родным племенем, не превозноситься пред сынами и дочерями своего народа (ст. 13), - правило, без сомнения, имевшее большую практическую важность в виду исконной склонности евреев к заключению браков, минуя родное племя, с женщинами из чужих племен; в этом справедливо указывается гордость, от которой – погибель. Наставление о справедливости в отношении к наемнику (14а) дважды приводится в Моисеевом законодательстве (Лев. 19:13; Втор. 24:14) и в плену Ассирийском, где бедные евреи, без сомнения, добывали себе пропитание трудом поденщиков, была особенная нужда с строгом соблюдении этого правила (ср. Иак. 5:4). Правило «что ненавистно тебе самому, того не делай никому» (ст. 15а), выражено Господом Спасителем в положительной форме: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12; Лк. 6:31), - по слову Господа – «в этом – закон и пророки». Запрещение пьянства (ст. 15б) могло иметь в виду распространенность этого порока в Ассирии (Наум. 1:10). Далее, при повторении наставления о милостыне нуждающемуся (ст. 16), дается и специальное наставление: «раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам» (ст. 17): имеется в виду распространенный у библейских евреев обычай приносить скорбящим об умерших хлеб печали и чашу утешения, раздавать милостыню бедным за умерших и приносить за них молитвы и умилостивительные жертвы (2 Цар. 3:35; 12:17; Иер. 9:16; 16:7; Иез. 24:17; Ос. 9:4; Сир. 7:36; 2 Мак. 12:42-45); а с тем вместе запрещается евреям участвовать в похоронных обрядах ассириян, которые, как видно из некоторых надписей Асурбанипала, имели обычай приносить теням умерших пищу и питье. См. у проф. Дроздова, стр. 61-65 и 488. Наставление это могло иметь и более широкий объем, заключая в себе совет вообще не давать милостыни язычникам – наставление, вполне понятное в устах ветхозаветного человека (ср. Мф. 5:43) и притом в тяжкое время плена, когда евреи терпели великое озлобление со стороны язычников-ассириян и, естественно, сами питали к ним то же чувство (ср. пс. 136).

 

[1] В Синайск. код. LXX-ти со ст. 7 до второй половины 19-го ст. имеется пропуск.

 

НазадОглавлениеВперед