НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 34

(Ср. 4 Цар. 22-23:20).

Иосия, 16-й царь иудейский, и его религиозная реформа.

1-7. Время воцарения Иосии, продолжительность царствования и богоугодный характер его. – 8-13. Возобновление храма на 18-м году царствования. – 14-28. Открытие в храме древней книги закона, чтение ее пред царем, посольство к пророчице Олдане по поводу прещений книги и ответ пророчицы. – 29- 33. Всенародное чтение книги закона и заключение завета о точном исполнении заповедей Иеговы.

1-7. В отличие от 4 Царств, 2 Пар. в самом начале повествования о царствовании Иосии говорит – хоть не столь подробно, как в 4 Цар. 23:4-20. – о предпринятом Иосиею очищении культа путем удаления всех принадлежностей и остатков идолослужения.

О неодинаковой последовательности рассказа об Иосии в 4 Цар. и 2 Пар. см. примеч. к 4 Цар. 22:1-2. Толков. Библ. т. II, стр. 563-564.

8-21. Сказанное здесь об обстоятельствах открытия «книги закона Господня, данной рукою Моисея» (ст. 14), о впечатлении, произведенном чтением ее на царя, имеет почти дословное сходство с 4 Цар. 22:3-13. О значении самого события см. примеч. к последнему месту в Толков. Библ. т. II, стр. 564-567.

Частные отличия рассказа 2 Пар. от повествования 4 Цар. в данном отделе характеризуют большую документальность первого. Так, во 2 Пар. ст. 8. царь посылает в храм с серебром не одного писца Шафана (4 Цар. 22:3), а кроме того еще градоначальника (евр. сар-гаир) Маасею и дееписателя (докладчика, евр. мазкир) Иоаха, что видимо требовалось важностью поручения. В ст. 12 поименно названы надзиратели за производимыми в храме работами. В ст. 14 со всею конкретною точностью сообщается, что книга закона была найдена «когда вынимали серебро, принесенное в дом Господень» (в 4 Цар. 22:8 сказано обще: «книгу закона нашел (Хелкия) в доме Господнем»).

15-17 почти дословно сходны с 8-9 ст. 4 Цар. 22; только в ст. 16 добавлено: «все, что поручено рабам твоим, они делают». (LXX, слав. неудачно: πα̃ν τό δοθέν αργύριον εν χειρί τω̃ν παίδων σου τω̃ν ποιούντων; слав.: все сребро дано в руки рабов твоих, творящих дела).

18-21 также почти дословно сходны с 4 Цар. 22:10-13; только в ст. 20 в числе посольства к Олдане назван «Авдон», в 4 Цар. ст. 12 – «Ахбор» (в обеих рецензиях: «сын Михея»); несомненно, - имя одного и того же лица; в ст. 21: «не соблюдали» (ло-шамеру) вместо стоящего в 4 Цар. 22:13: «не слушали» (ло-шамеу).

22-25 равным образом совершенно соответствуют 4 Цар. 22:14-17; есть лишь стилистические отличия, напр., в ст. 25 (как и в 21): «излился (евр. титтах) гнев» вместо стоящего в 4 Цар. 22:17: «воспылал (ниццета) гнев».

Обращение почтенного посольства во главе с первосвященником к Олдане (евр. Гулда), помимо пророков, между которыми уже начали тогда деятельность пророки Иеремия (см. Иер. 1:1) и Софония (Соф. 1:1), говорит о высоком авторитете этой женщины-пророчицы, действительно произнесшей замечательное пророчество о судьбе народа Божия (ст. 23-28). Пользуясь высоким уважением при жизни, Олдана и по смерти была удостоена особенной чести: по раввинскому преданию, она была погребена в стенах самого Иерусалима (см. архим. Никифора, Библейская Энциклопедия. Вып. III (М. 1892), стр. 88),

26-28. Сн. 4 Цар. 22:18-20. Обещание пророчицы Иосии: «положен будешь в гробницу твою в мире» (ст. 28; 4 Цар. 22:20) нельзя считать несбывшимся в виду насильственной – при столкновении с фараоном Нехао – смерти Иосии (35:23-24; 4 Цар. 23:29), - нельзя потому, что в словах Олданы разумеется не личный мир царя, а мир и (хотя бы относительное) благоденствие всего царства Иудейского при Иосии до последних дней его жизни: политические осложнения, приведшие царство Иудейское к роковому концу, начались уже по смерти Иосии.

29-32. Сн. 4 Цар. 23:1-3.

Ст. 33 сжато еще раз повторяет – сн. выше, ст. 3-7 – сообщение о произведенной Иосиею реформе культа путем полного удаления всех принадлежностей идолослужения (сн. 3 Пар. 23:4-20).

 

НазадОглавлениеВперед