НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 26

(Сн. 4 Цар. 14:21-22; 15:1-7).

Озия-Азария, 10-й царь Иудейский.

1-5. Время воцарения, продолжительность царствования и благочестие Озии. - 9-15. Военная и гражданская деятельность Озии, армия его и укрепления Иерусалима. – 17-20. Горделивое присвоение Озиею священнических прав и проказа его. – 21-23. Регентство Иоафама, смерть и погребение Озии.

1-5. О двойном имени Озии-Азарии и общем характере царствования его см. замеч. к 4 Цар. 14:21-22. Толков. Библ. т. II, стр. 523. Из предприятий внешней политики Озии-Азарии здесь (ст. 5), как и в 4 Цар. 14:22, отмечается прежде всего возвращение Иудее и укрепление порта Елафа (о положении Елафа см. примеч. к 3 Цар. 9-26. Толков. Библ. т. II, стр. 412), при Иораме со всею Идумеею отошедшего от Иудеи (2 Пар. 21:8,10. 4 Цар. 8:20) и после окончательно потерянного последнею при Ахазе (4 Цар. 16:6). Кроме того, во 2 Пар. ст. 5 указывается, что источник или основание благочестивой настроенности Озии (ст. 4) в первую половину его царствования заключались во влиянии на него некоего пророка Захарии; о нем ничего не известно из Библии; некоторые ошибочно отожествляли его с Захариею, сыном Иодая 2 Пар. 24:20-22, или произвольно считали сыном этого Захарии, см. Calmet. Блаж. Феодорит с большим вероятием отожествляет этого Захарию с упомянутым у пр. Исаии, из VIII, 2 Захариею, сыном Варахии. Curs. Comolet. Patrol. Ser. gr. t. 80, р. 845-846. В принятом евр. тексте ст. 5 Захария, руководитель Озии назван: (гам) мебин бирот гаелогим, сведущий в видении (или: видениях) Божиих, т. е. провидец, пророк. Подобное и в Вульгате: intelligentis et videntis Deum. Перевод LXX лишь в немногих списках имеет данное чтение, как-то: в кодд. 19. 93. 108: του̃ σθνιέντος τόν Κύριον εν οράσει του̃ Θεου̃. Но во многих евр. кодексах имеется другое чтение. Так кодд. 1. 3. 579. 593. 683. 789 и некоторые др. у Росси имеет (не бирот, в видении, а): бират в страхе (Божием). Принятый текст LXX также имеет: του̃ σθνιόντος εν τω̃ φόβω Κθρίου. Слав.: разумеющего в страхе Господнем; русск. синод.: поучавшего страху Божию. Авторитет LXX и значительное число евр. кодд. согласных с LXX, дает основание предпочесть это второе чтение, хотя мысль первого имеет полную параллель в Дан. 1:17.

6. О положении филистимских городов Азота евр. Ашдод (Onomast. 36) и Гефа, евр. Гат (Onomast. 301) см. примеч. к Нав. 11:22 в «Толков. Библ.» т. II, стр. 74. Иавнея (Иавнеил, Иамния), слав. Иавнир или Иамния (LXX Λεβνά, Ιαβνήρ Ιαμνία), - тоже филистимский город, составлявший предел колени Иудина (Нав. 15:11. Onomast. 533), недалеко от Иоппии (1 Макк. 10:69,75), в 240 стадиях от Иерусалима, в 12 милях от Диосполя (Лидда) и в 20 от Аскалона (по разрушении Иерусалима здесь заседал синедрион; в христианскую эпоху тут была епископская кафедра). Это покорение Озиею Филистмлян, снова освободившихся от иудейского господства при Ахазе (2 Пар. 28:18), - событие, совершенно не упомянутое в кн. Царств, по вероятному предположению некоторых экзегетов, имеется в виду у прор. Исаии 14:28.

7-8. Подобным же успехом сопровождались столкновения Озии с Аравитянами, жившими в местности Гур-Ваал (положение неизвестно, вероятно, не одно и тоже с Гур 4 Цар. 9:27, где убит был Охозия, ср. Onomast. 356), и с Меунитянами (жителями Маона) по LXX μινα̃ιοι слав. – минеи, Vulg. Ammonitae (ср. примеч. к 20:1). Аравитяне в кн. Пар. не раз называются в соединении с Филистимлянами (2 Пар. 17:11; 21:16; 26:7). LXX τούς Άραβας τούς κατοικου̃ντας επι τη̃ς Πέτρας (слав.: аравов, иже обитаху в камениих), повидимому, разумели жителей каменистой Аравии с главным городом Петра (ср. 4 Цар. 14:7. Ср. блаж. Феодорита, Quaest in II Paral. XXVI. Curs. Complet. Patrol. Ser. gr. t. 80, р. 846). По таргуму Гур-Ваал тождествен с Гераром.

9-10. О многочисленных и грандиозных постройках царя Озии, по мнению некоторых толкователей, говорят начавшие при этом царе свою деятельность пророки: Осия (Ос. 8:14) и Исаия (Ис. 2:7,14). Озия первый из царей иудейских основательно укрепил Иерусалим, построив укрепленные башни «над воротами угольными (- на северо-западе Иерусалима) и над воротами долины (- на западе города, близ нынешних Яффских ворот) и на углу» (ст. 9). Ближайшим поводом к укреплению Иерусалима с западной его стороны могло быть произведенное при отце Озии Амасии разрушение части стены города царем Израильским Иоасом (4 Цар. 14:13; 2 Пар. 25:23), - а затем к этому побуждала мудрого правителя и вообще забота обезопасить город от нападений.

Затем с любовию поощряя развитие земледелия и скотоводства – главных источников жизни и благосостояния древних евреев, - Озия способствовал наиболее рациональному ведению обеих отраслей – построение сторожевых башней в степи, где пасся скот для защиты от хищников, и изсечением водоемов – как для напоения скота, так и для искусственного полеорошения (ср. И. Флав. Древн. IX, 10:3; Проф. Олесницкий, на основании 2 Пар. 26:10, относит ко времени Озии прорытие Силоамского туннеля и начертание известной Силоамской надписи. Ветхозаветный храм, стр. 814, примеч.). «Нанизменности», евр. Шефела, LXX εν σεφηλα̃, Vulg. sephela, terra campestris слав. Сефила, равная, напольная, поле, - одна из трех частей территории колена от Иудина (Нав. 10:40; Суд. 1:9. Иереем. 32:44; 33:13), примыкала с юга от Иоппии (Яффы) к равнине Саронской, спускалась до Газы, с запада граничила с морем, с востока с горами Иудиными (Onomast. 865. Ср. Толков. Библ. т. II, стр. 68, 158) на Кармиле. В Библии, как, отмечают еще Евсевий и блаж. Иероним (Onomast. 602), известны две различных горы и местности этого имени: гора Кармил на севере Палестины, в южной части Ассирова колена, где пребывал пророк Илия – теперь джебел Кармаль; о положении этого Кармила см. в Толков. Библ. т. II, стр. 453. Другой Кармил – местность и город в нагорной части колена Иудина (Нав. 15:55), упоминаемая в истории Саула и Давида (1 Цар. 15:12; 25:2 и дал.), к юго-востоку от Хеврона; см. Толков. Библ. т. II, стр. 98 и 265. В данном месте (2 Пар. 26:10) может быть разумеем только этот последний Кармил, так как северный Кармил, лежавший далеко на севере Израильского царства, не входил в состав Иудейского царства и потому не мог принадлежать к владениям Озии. Некоторые толкователи (Philippson, Kautzsch), впрочем, считают евр. Karmel данного места нарицательным: сады, фруктовые плантации.

11-13. Указывается численность воинской силы царя Озии. В числе составителей списков войска, кроме придворного писца Иеиела ( о должности придворных писцов, евр. Соферим, см. примеч. к 3 Цар. 4:3 в «Толков. Библ.» т. II, стр. 308), упомянут еще некоторый Маасея надзиратель, евр. шотер, LXX κριτής, Vulg. doctor, слав. Судия.

Проф. А. А. Олесницкий видит в Маасее летописца периода царствования Озии: «хотя Маасея и называется здесь именем шотер, но должность шотеримов или составителей генеалогий иногда соединялась при царях, с обязанностями дееписателя». («Государственная летопись царей Иудейских». Труды Киев. дух. Акад. 1879, № 8, стр. 427). Правда, летописная функция шотеримов является еще спорною (о ней лишь можно находить неопределенное указание в местах в Исх. 5:6 и дал. Втор. 1:15; 20:5 и др.), но не может подлежат сомнению, что для тех богатых сведений о царствовании Озии, какими восполняет священный писатель 2 Пар. 26, сжатое и общее повествование об Озии (Азарии) 4 Царств, необходимо должны были быть материалы современника-летописца, именно из близкой двору сферы, - каким и мог быть Маасея.

14-15. Здесь впервые в Библии встречается известие об изобретении каменометных и осадных орудий – «катапульт, баллист, таранов, осадных крюков и т. п.» (И. Флав. Древн. IX, 10:3). Известие это, из которого следует, что введение в практику военного искусства всех этих орудий не было изобретением греков и римлян, а ранее тех и других известно было на Востоке, (Плиний усвояет этим орудиям Сирийское происхождение), - возбуждает некоторое недоумение в виду отсутствия посторонних, внебиблейских свидетельств об употреблении упомянутых выше нарядов в библейские времена: по свидетельству Диодора Сицил., осада Ниневии длилась 7 лет именно вследствие отсутствия у осаждавших каменометных орудий. Может быть, в данном месте 2 Пар. говорится о примитивных лишь орудиях указанного рода, которые, именно в силу своего первобытного несовершенства, не сделалось достоянием истории военного искусства. (Изображения разного рода каменометных орудий древности можно видеть в Die Israelitische Bibel, Bd. III, s. 1138 – Philippson’a).

Слава о могуществе Озии, как в свое время и о его благочестивых и могущественных предках Асе и Иосафате (2 Пар. 14:14; 20:29), распространилась далеко за пределы Иудейского царства.

16-20. Однако Озия не устоял в своем прежнем (ст. 4-5) благочестии. Благополучие и счастье царствования ослепили Озию: в этом благополучии он не увидел побуждения благодарить Иегову, - как это подобало истинно – теократическому царю, - а, напротив, нашел повод к самопревозношению и к святотатственному восхищению дара священства: имея, может быть, в виду обычай совмещения царской власти и жречества у многих народов, (напр. у древних римлян царь был вместе и pontifex maximus), Озия покусился совершить принадлежащие исключительно первосвященнику и священникам функции – вхождение в святилище (евр. гехал, т. е. «святое» - передняя или большая часть храма) и каждение там. Между тем в законе Моисеевом посторонним, не священникам, запрещено было под страхом смерти (Исх. 30:7,34-36; Чис. 18:7. Ср. Толков. Библ. т. I, стр. 548), и фактическим свидетельством действительности подобной угрозы на все века оставались примеры: внезапной смерти Надава и Авиуда (Лев. 10:1-4. Сн. Толков. Библ. т. I, стр. 436 – 437), а также поражение проказою Мариами (Чис. 12:10. Сн. Толков. Библ. т. I, стр. 533-534). Участь последней постигла и царя Озию за его превозношение и святотатство. Иосиф Флавий, подробнее Библии – очевидно по народным преданиям передающий это событие, дополняет рассказ библейский, во 1-х, известием что роковая попытка Озии «облачиться в священническое одеяние» и священнодействовать произошла «в день торжественного всенародного праздника»; во 2-х, сообщением, что, когда Озия на увещания первосвященника Азарии и священников отвечал угрозами, то «вдруг почва содрогнулась от сильного землетрясения, облака разделились, и блестящий луч солнца скользнул между ними и ударил в глаза царю, так что последний мгновенно заболел проказою, а вблизи города, в том месте, которое именуется Ерогою, отделилась половина скалы, обращенной к западу, прокатилась на расстоянии четырех стадий к востоку и навалилась на такое место, где находились царские и парк, и засыпала их» (Древн. IX, 10:4). Дополнение, делаемое И. Флавием, к библейскому рассказу о поражении Озии проказой, именно упоминание этого историка о землетрясении, имевшем место в этом случае, - не может считаться за одну из встречающихся у И. Флавия поэтических прикрас в передаче библейского повествования, за попытку ввести натуральный элемент в библейский рассказ о чудесном поражении Озии; скорее землетрясение это – факт исторический: пророк Амос (Ам. 1:1) говорит о землетрясении при Озии, как общеизвестном событии, считавшемся своего рода эпохою; указание на это же землетрясение, хотя указание неясное и спорное, усматривают и в так называемой Силоамской надписи (открыта Шиком в 1880 г.), где (строка 3-я) упоминается о каком-то появившемся кипении в скале (проф. А. А. Олесницкий. Ветхозаветный храм, стр. 813-814, примеч.).

Нравственную сторону проступка Озии раскрывает свят. И. Златоуст: «Озия, забывшись вследствие успеха своих дел и возгордившись счастием, стал превозноситься выше своего достоинства. Быв царем, он подумал, что ему можно священнодействовать, вторгся во храм, вошел в святое святых, и, когда священник препятствовал и запрещал ему входить туда, он не остановился, но продолжал безумствовать, презирая слова священника, за такое бесстыдство Бог поразил его проказою на челе, так что он, пожелав чести больше надлежащей, потерял и ту, которую имел; ибо не только не получил священства, но, сделавшись нечистым, лишился царства, и со стыда все время проживал тайно в некотором доме». (Толков. на 6-ю главу пророка Исаии, п. 1. Беседы на разные места Священного Писания. Спб. 1861 г., т. 1, стр. 126).

21-23. Что такое был «отдельный дом», бет гахофшит (или - по Кетиб гахофшот), в котором жил Озия со дня поражения его проказою и до смерти, равно и вообще – о царствовании Озии и печальном конце его, см. примеч. к 4 Цар. 15:1-7. Толков. Библ. т. II, стр. 524-525. Тогда как в 4 Цар. 15:6 источником сведений о царствовании Озии-Азарии названы «летопись царей Иудейских», здесь (ст. 22), в качестве такого источника, указывается некоторое писание пророка Исаии.

Конечно, это писание было совершенно отличным от канонической книги прор. Исаии произведением, - так как в пророческой книге Исаии есть лишь простое упоминание об Озии (1:1; 6:1), а упоминаемое здесь произведение заключало подробные сведения о продолжительном царствовании Озии, было несомненно летописного характера и могло составлять часть «летописи царей Иудейских», бывшей, как мы говорили, произведением пророков (Толков. Библ. т. II, стр. 359).

 

НазадОглавлениеВперед