НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 25

(Ср. 4 Цар. 14:1-20).

Амасия, 9-й царь иудейский.

1-4. Начало царствования, казнь над убийцами Иоаса. – 5-13. Война с Идумеею. – 14-16. Поклонение Амасии богам Сеира и пророческое обличение. – 17-24. Война Амасии с Иоасом Израильским, поражение и плен Амасии, ограбление храма и дворца. – 25-28. Вторая половина царствования Амасии, насильственная смерть его.

1-4. Сн. 4 Цар. 14:2-6. В характеристике религиозной двойственности Амасии во 2 Пар. ст. 3 стоит (делал угодное в очах Господних, однако) «не от полного сердца» (слав. не сердцем совершенным) вместо стоящего в 4 Цар. 14:3 (делал угодное в очах Господних, впрочем) «не как отец его Давид». Большею верностью Иегове отличался Амасия в первую половину царствования своего. См. Толков. Библ. т. II, стр. 520-521.

5-13. О войне Амасии с Идумеянами в 4 Цар. 14 есть лишь краткое упоминание в одном стихе – 7-м; здесь же об этом событии рассказывается со всею обстоятельностью (ср. наши пояснительные замечания к 4 Цар. 14:7 - Толков. Библ. т. II, стр. 521). 2 Пар. здесь прежде всего добавляет сообщение, что Амасия, приведя в известность число собственной боевой армии иудейского царства – 300.000 солдат (ст. 5), нанял кроме того за 100 талантов серебра (около 150.000 рублей) 100.000 израильского войска (ст. 6). Это первый и единственный в библейско-еврейской древности случай найма иноземных войск на помощь собственному войску. У классических народов, как и у иудеев в последние века их самостоятельного существования, наем такой практиковался нередко и состоял обычно в уплате денег царю или вообще повелителю войск, сами же войска и солдаты ничего не получали, кроме добычи и грабежа. Понятно, какое зло для страны представляло такое наемное войско. И уже потому, а еще более в виду преступности израильского царства с теократической точки зрения и небогоугодности союза иудейского царства с ним (ср. 2 Пар. 20:37), пророк Божий потребовал от Амасии отпустить нанятое им Израильское войско (ст. 7-8), что Амасиею и было сделано, хотя и с сожалением о даром потерянной плате войску Израильскому (ст. 9). Последнее отказом было крайне раздражено (ст. 10) и на обратном пути вознаградило себя великим грабежем и убийствами в пределах Иудеи (ст. 13). Историческая достоверность всего этого сообщения 2 Пар. о найме Израильского войска царем Амасиею и последующем распущении его не может подлежать сомнению: в пользу достоверности факта говорят последствия его: начатая по инициативе Амасии война с Иоасом Израильским (ст. 17 и дал.), довлеющая причина которой может заключаться только в желании Амасии – отмстить за неистовства Израильских солдат в Иудее (ст. 13), а также вознаградить себя за потерянную на наем войска сумму (ст. 6, 9).

11-12. В описании блестящей победы Амасии над Идумеями 2 Пар. добавляет, сравнительно с 4 Цар. 14:7, что кроме 10.000 убитых в сражении, Амасия другие десять тысяч пленников низверг со скалы – способ казни особенно жестокой; подобную казнь однажды хотели применить к Иисусу Христу жители Назарета (Лк. 4:29); у Римлян обычно было низвержение казнимых с Тарпейской скалы. В данном случае между 4 Цар. 14:7 и 2 Пар. 25:12 существует следующая разность: тогда как по 4 Цар. Амасия взял идумейский город Селу, греч. Петра, 2 Пар. упоминает лишь о скале, евр. села, LXX του̃ κρημνου̃, Volg. petrae, слав. стремнины. Очевидно обе книги здесь взаимно дополняют друг друга.

14-16. Известие о поклонении Амасии каким-то богам Сеира, находящееся только во 2 Пар., характеризует нетвердость Амасии в вере Иеговы, тем более преступную, что проявилась она вскоре после дарованной ему Богом победы над идумеями. Возможно, что первоначально Амасия взял «богов сынов Сеира» и поставил их у себя только в качестве военных трофеев, памятников победы своей над Сеиром, а затем низошел до действительного преклонения пред ними, за что и был обличен пророком, предсказавшим ему гибель вследствие его высокомерия.

17-24. Сн. 4 Цар. 14:8-14. См. Толков. Библ. т. II, стр. 522. Единственным поводом для Амасии послать военный вызов Иоасу Израильскому (ст. 17) могло быть, как сказано уже, желание отмстить Израильскому царству за произведенные израильскими солдатами грабежи и убийства на территории Иудейского царства. Ст 20: «так как от Бога это…» - это замечание 2 Пар., находящееся только здесь, устанавливает религиозный прагматизм событий: причинную связь поражения Амасии с богопротивным служением его идолам Сеира (ст. 14 и дал.): здесь имело место попущение Божие в отношении дурных действий человеческой воли, подобно как в ожесточении сердца фараона Исх. 14:4 и др., или в отношении неразумия Ровоама 3 Цар. 12:15. См. Толков. Библ. т. II, стр. 424. Сильнее и, кажется, слишком резко выражает мысль свящ. писателя 2 Пар. И. Флавий: «по моему мнению, сам Предвечный побуждал Амасию начать войну, чтобы наказать его за все его беззакония» (Древн. IX, 9:2). Справедливо указывают здесь у И. Флавия следы его фарисейского мировоззрения, именно фарисейского учения о судьбе (ср. Г. Скарданицкого. Фарисеи и Саддукеи… Киев, 1905, стр. 79 и дал.).

О положении Вефсамиса (ст. 21). См. Замеч. к Нав. 15:10 и к 4 Цар. 14:13. Толков. Библ. т. II, стр. 92 и 522.

О положении в древнем Иерусалиме ворот Ефремовых и Угольных, см. Толков. Библ. т. II, стр. 522.

В ст. 23 дед Амасии назван Иоахазом – в принятом тексте евр. (Iehoachaz) LXX (Ιοαχάζ) Volg. (Ioachaz) и русск. синод.; между тем всюду в 4 Цар. и во 2 Пар., исключая лишь 21:17 (Иоахаз) этот царь именуется Охозия (сн. замеч. к 21:17; 2 Пар.). В евр. кодд. 117. 188. 224 у Кенник. и 31. 196. 737 у Росси стоит имя Охозия равно и в греч. кодд. 19. 93. 108. 121 у Гольмеса. Таким образом, имя Иоахаз возникло здесь как и в 2 Пар. 21:17 случайно, вследствие перестановки имени Божия Иегова с конца (Охозия) в начало (Иоахаз). Ср. у проф. Гуляева, стр. 557.

Овед – Едом, слав. Авдедом, - вероятно, лицо из потомства того Овед-Едома, которому, при первоначальном разделении обязанностей левитов, был вверен надзор за сокровищами храма 1 Пар. 26:15 (Гуляев, там же).

25-28. Сн. 4 Цар. 14:17-20. Толков. Библ. т. II, стр. 523.

 

НазадОглавлениеВперед