НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 21

1-20. Нечестивое царствование Иорама, 5-го царя иудейского.

1-4. Ст. 1 – буквальное повторение 3 Цар. 22:51; ср. 4 Цар. 8:16. Последующие же (ст. 2-3) известия о сыновьях Иосафата, о награждении их отцем, о братоубийстве Иорама имеются только во 2 Паралипоменон, как относящиеся к области семейных документов царского дома. Наделяя младших сыновей подарками и поместьями (ст. 3) Иосафат мог руководиться примером Ровоама (выше 11:23), зато, в отличие от последнего и Давида (3 Цар. 1:17-20), наследником престола назначил именно первенца своего Иорама (ст. 3), хотя престолонаследие не необходимо принадлежало старшему из сыновей царя (ср. Толков. Библ. II, стр. 362-363).

В ст. 2 по евр. и русск. текстам Иосафат назван царем Израилевым: таким он был назван лишь в общем смысле: еврейский, но не в специальном: царь десятиколенного царства. Кодд. 71. 82. 1850 и мн. др. у Кенник. и Росси, а также переводы LXX, Vulg. Слав. называют Иосафата (ст. 2) царем Иудиным.

Жестокое истребление всех братьев, совершенное Иорамом с властолюбивыми и корыстными видами, является не необычным в истории царствующих династий Востока, древнего и нового: подобным же образом поступила в последствии кровожадная супруга Иорама Гофолия (4 Цар. 11:1; 2 Пар. 22:10; см. Толков. Библ. II, стр. 513).

5-10 дословно сходно с 4 Цар. 8:17-22 (Толков. Библ. II, стр. 505-509).

12-15. Обличительное письмо пророка Илии к Иораму Иудейскому дало повод к большим недоумениям и породило различные экзегетические догадки – в виду того, что по обычному мнению, - прямо в тексте библейском, впрочем, необоснованном, - вознесение пророка Илии на небо (4 Цар. 2:1-11) произошло еще при Иосафате. Для устранения этой представляющейся несообразности древние раввины полагали, что письмо было прислано уже умершим пророком с неба, чрез ангела; другие (Кимхи, Буддей, Михаэлис, Дерезер, Кейль) высказывали догадку, что пророк Илия еще при жизни – по предведению написал обличительное письмо к Иораму и вручил его на хранение одному из учеников своих, который в свое время послал его по назначению. Гроций, напротив, полагал, что Иорам получил письмо Илии лишь в видении, а Клерик допускал описку в библейском тексте ст. 12: имя Илии, по нему, внесено позже вместо первоначального имени Елисея. Но во всех этих довольно шатких и рискованных предположениях едва-ли есть действительная нужда: возможно, что пророк Илия был еще жив в самом начале царствования Иорама Иудейского – в хронологии царствования последнего предположение это не встречает затруднений (ср. замеч. к 4 Цар. 1:17; в Толков. Библ. II, стр. 482), год же вознесения пр. Илии неизвестен (см. у Г. К. Властова. Священная летопись. Том четвертый. Часть 2. Спб. 1893, стр. 91). Что пророк Илия не является к Иораму Иудейскому лично (как являлся к царям Израильским Ахаву и Охозии), а пишет ему письмо, это понятно само собою: прор. Илия жил и действовал только в царстве Израильском, и даже в момент гонений на него не переселялся на сколько-нибудь продолжительное время в Иудею. Что касается содержания письма, то пророк обличает царя иудейского в двух преступлениях: 1) в измене Иегове и введении народа в грех идолослужения (ст. 12-13а, см. ст. 11), и 2) в братоубийстве (ст. 13б, см. ст. 4), и соответственно этому, предрекает ему с его домом и народом двойное наказание: 1) великое поражение народу и семье Иорама (ст. 14) и 2) ужасную, хроническую, неизлечимую, смертельную болезнь внутренностей самому Иораму (ст. 15). Обе части пророчества исполнились во всей точности.

16-17. О набеге филистимлян и аравитян, сопредельных кушитянам (по контексту речи здесь кушиты – не африканские или жители Эфиопии, а азиатские – жители Аравии), на Иудею при Иораме говорит только 2 Паралипоменон. Враги захватили не только имущество, но и почти всю семью царя, исключая (жены – Гофолии и) младшего сына Иоахаза, как назван он в принятом мазоретск. т. и в Вульгате, или Охозия, как точнее передают LXX и слав. В 22:1 и в евр. т. стоит название Охозия (последнее читается и в ст. 17 по код. 332 у Кенникотта).

18-20. Характер и сущность постигшей Иорама хронической болезни внутренностей (известие о ней находится также только 2 Пар.) едва ли могут быть определены в терминах современной медицинской науки. Однако большинство исследователей видит здесь хроническую дезинтерию с общим перитонитом и прободение кишек, при чем нередко бывает, что пораженная гангреною часть кишек отделяется и выходит чрез задний проход (ср. ст. 19 – о выпадении внутренностей). См. у Т. Попова. Библейские данные о различных болезнях и их врачевании… Киев, 1904, стр. 102.

Библейское воззрение выдвигает на первый план ту точку зрения, что болезнь Иорама была наказанием за его нечестие. По блаж. Иерониму, «чахнуть от продолжительной болезни и немощей есть признак гнева Божия. Поэтому и Иорам, сын Иосафата, умирает от продолжительной болезни» (Толков. на кн. прор. Иеремии, рус. перев. Ч. 7-я. Киев 1906, изд. 2-Езд., стр. 347).

Проявлением или последствием суда Божия над Иорамом было также презрение к нему народа, не воздавшего его праху обычных царских почестей (ст. 19б-20б) подобным образам впоследствии лишены были царского погребения Иоас, 2 Пар. 24:25, и Иоаким, Иер. 22:18, последний был погребен «ослиным погребением» (Иер. 22:19). Умер Иорам 40 лет от роду (ст. 20).

 

НазадОглавлениеВперед