НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 5

(Ср. 3 Цар. 8:1-11).

Перенесение ковчега завета из скинии Давидовой в храм.

1-3. Собрание старейшин израилевых в седьмом месяце на торжество перенесения ковчега. – 4-6. Перенесение ковчега и многочисленные жертвы Соломона. – 7-10. Поставление ковчега во Святом Святых. – 11-14. Пение левитов и игра на музыкальных инструментах; феофаническое облако наполняет храм.

1-3. Замечание ст. 1 о помещении Соломоном в храме сокровищ Давида есть повторение ст. 51 7-ой гл. 3 Цар. (сн. 2 Цар. 8:7-12. 1 Пар. 18:7-11). Сокровища эти, вероятно, были помещены в трехэтажных пристройках храма. Ст. 2-3 сн. 3 Цар. 8:1,2. В 2 Пар. не указано название 7-го месяца Этаним или Афаним (позже – Тисри), как в 3 Цар. По блаженному Феодориту, собрание народа совершилось в праздник кущей (Migne, Patrolog. Curs. Comp. Ser. gr. t. 80, p. 822).

4-6. По 3 Цар. 8:3 ковчег подняли и несли священники, как требует и Чис. 4:15. Здесь же, ст. 4, равно как в 1 Пар. 15:2 и 2 Цар. 6:15 право носить ковчег представляется принадлежащим и левитам или «священникам – левитам», как следует точно перевести с еврейского: (гак) коганим (га)левиим: «левиты» - родовое понятие, священники – видовое (ср. Втор. 10:8; 18:7. См. проф. Ф. Г. Елеонского, Феократическое и экономическое состояние ветхозаветного левитства и священства по законам Пятокнижия. Христ. Чтен. 1875, август, стр. 192-207; сн. прот. Г. Титова. История священства и левитства ветхозаветной церкви. Тифлис 1878,стр. 63-64, примеч. 2.

7-10. Замечание о шестах ковчега и о присутствии их при последнем до сего дня (ст. 9, сн. 3 Цар. 8:8) принадлежит современному Соломону составителю церковно-государственных летописных известий, а не самому свящ. Писателю книг Паралипоменон, предположительно Ездре: уже при Ровоаме драгоценная утварь храма была похищена фараоном египетским Сусакимом (3 Цар. 14:26. 2 Пар. 12:9), а после плена, в храме Зоровавеля не было и самого ковчега. Таким образом данное замечание, подобно другим чертам повествования, указывает на документальный характер известий кн. Паралипоменон (Cornel. a Lapide ad. h. loc.; проф. А. А. Олесницкий, Государств. Летопись царей иудейских. Труды Киев. Дух. Акад., № 8, стр. 420-421; проф. П. А. Юнгеров. Происхождение и историчность кн. Паралипоменон. 1905, сентябрь, стр. 15-16. Сн. Толков. Библ. II, стр. 400-401).

Из замечания ст. 10: «не было в ковчеге (храма Соломонова) ничего, кроме двух скрижалей»… (сн. 3 Цар. 8:9) можно уже заключать, что в скинии Моисеевой ковчег заключал и еще нечто, - именно по Евр. 9:4 там были кроме скрижалей завета (сн. Втор. 10:1) еще золотой сосуд с манною (сн. Исх. 16:32-34) и жезл Аронов расцветший (сн. Чис. 17:10. См. Толков. Библ. 1, стр. 328 и 546; проф. Олесницкого, Ветхозаветный храм, стр. 151).

11-14. В сравнении с параллельными ст. 10-11, 8 гл. 3 Цар. здесь имеется значительная вставка документального характера: свидетельство о левитских хорах, устроенных еще Давидом при скинии Сионской и Гаваонской (1 Пар. 16:4,37; 25:7-31), главных регентах их: Асафе, Емане и Идиефуне, и торжественном пении с игрою храмового оркестра при освящении храма (см. у о. прот. Г Титова, История священства и левитсва, стр. 94-98. Об Асафе и Емане ср. 3 Цар. 4:81 и Толков. Библ., II, 383. Об облаке славы Иеговы – там же, стр. 401).

 

НазадОглавлениеВперед