НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 21

1-6. Исчисление израильтян. – 7-17. Моровая язва. – 18-30. Покупка Давидом гумна Орны Иевусеянина и жертвоприношение.

1. Во 2 кн. Царств 24:1 внушение исчислить Израиля приписывается самому Богу; здесь сатане. Как зависящая от Бога сила, он действует по его попущению и отмечается автором кн. Паралипоменон в качестве главного виновника сопровождавшегося вредными для Израиля последствиями дела. По кн. Царств народная перепись является одним из событий конца правления Давида; по кн. же Паралипоменон она следовала за победоносными войнами Давида, увеличившими славу его царствования и способствовавшими возникновению непростительного для царя теократии чувства гордости и самопревозношения. Автор следует не хронологическому распределению событий, но идейному.

3. Ответ Иоава представляет в кн. Паралипоменон некоторые особенности по сравнению с кн. Царств. Именно, полководец Давида приводит два, не отмеченные  в последней, соображения против переписи. Она излишня, во-первых, потому, что все подданные верны царю. Для чего же знать число их? Во-вторых, исчисление народа, как плод гордости, может навлечь беду на Израиля.

4. В книге Паралипоменон опущено описание порядка производства переписи. По указанию 2 кн. Царств (24:5-7), она началась на восточноиорданской стороне, продолжалась в области северных колен и закончилась на юге.

5. Число иудеев показано приблизительно тоже, что и в 2 кн. Царств (500.000 – XXIV, 9), но израильтян гораздо больше: 1.100.000 вместо 800.000. Чем объясняется подобное различие, сказать трудно.

6. Как видно из порядка производства переписи (2 Цар. 24:5-7), колено Вениаминово должно было быть исчислено последним. Но сознание преступности деяния было настолько сильно у Иоава («ему было противно царское слово»), что он не мог докончить переписи (Ср. 1 Пар. 27:24). Левиты, жившие в уделах всех колен, могли быть исчислены вместе с жителями этих последних. И если Иоав не делает этого, то в исполнение предписания закона Моисеева, освобождающего их от переписи характера политического (Чис. 1:47-49).

12. Прибавление против кн. Царств: «меч Господень» и «Ангел Господень», внесено в тексте сообразно с дальнейшим повествованием (14-16).

16. Отмеченная в данном стихе подробность не встречается во 2 кн. Царств. Покаянные чувства Давида и его старейшин вполне понятны в виду ранее проявленного их раскаяния (ст. 8).

20. Вторая книга Царств не говорит ни об испуге Орны и его сыновей, ни о том, что они скрылись в гумне. Но этот факт, отмеченный кн. Паралипоменон, предполанается и книгою Царств, именно ее замечанием: «Орна вышел» (24:20), т.е. из гумна.

22. Подробности разговора Давида с Орною (2 Цар. 24: 20-21) не изменяют существа дела.

25. По указанию 2 кн. Цар. 24:24, гумно было куплено за 50 сиклей, что на наши деньги равняется приблизительно 25 руб. Но более вероятным представляется чтение книги Паралипоменон: 600 сиклей. Из истории Авраама видно, что в древности одна пещера ценилась в 400 сиклей.

26. Ниспослание огня на жертву Давида – признак ее угодности Богу (3 Цар. 18:37-38).

28. Если первая жертва служила выражением чувства раскаяния, то вторая – благодарности за прекращение бедствия.

29-30. По закону Моисееву (Втор. 12:5) жертвоприношение должно совершаться только на том месте, которое укажет сам Господь. Жертвоприношение не в Гаваоне, где находилась скиния Моисеева и жертвенник, а на гумне Орны нарушало это постановление. Но оправданием для Давида служило в данном случае то обстоятельство, что он был «устрашен мечем Ангела», т.е. явление Ангела вызвало в нем чувство благоговейного страха пред святостью места, и потому оно было сочтено вполне удобным для жертвоприношения.

 

НазадОглавлениеВперед