НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 7

1-5. Поколение Иссахара. 6-11. Поколение Вениамина. 14-19. Полуколено Манассиино. 20-29. Поколение Ефрема. 3-40. Поколение Ассира.

1. Те же самые имена сыновей Иссахара встречаются и в Чис. 26:23; но в Быт. 46:13 третий сын называется Иов.

2-5. Имена шести сыновей Фолы, пяти его потомков от сына Уззии; количество способных к войне в поколении Фолы (22600), Уззии (36000) и во всем колене Иссахаровом нигде более не упоминаются. Но исчисление могло быть составлено на основании произведенной при Давиде народной переписи (2 Цар. XXIV; 1 Пар. XXI) и в общем является правдоподобным. И действительно, если при Моисее во время первого исчисления в колене Иссахаровом значится 54400 (Чис. 1:29) и во время второго – 64300 (Чис. 26:25), то нет ничего странного, что в период от Моисея до Давида число Иссахарян возросло с 64300 до 87000, т. е. только на 23000 человек.

6. Исчисление только трех сыновей Вениамина находится в прямом противоречии с Быт. 46:21, где знаится десять сыновей, Чис. 26:38 – пять сыновей с 1 Пар. 8:1 – тоже пять, но только с другими именами. Самое простое и кое объяснение этих разностей состоит в предположении, что писатели данных трех лиц говорят о разных лицах: Моисей – о ближайших потомках Вениамина, а автор Паралипоменон о дальнейших, бывших представителями своих родов во время народной переписи при Давиде. Но кроме подобного способа примирения генеалогий, существуют и другие. Именно, полагают, что Иедиаил данного стиха есть или искаженное Ашбел трех остальных списков или же синонимическое с ним имя. При допущении подобного предположения рассматриваемый стих перечисляет тех известных и из кн. Бытия сыновей Вениамина: Белу, Бехера и Ашбела. Бехер опущен в кн. Числ .и 1 Пар. 8:1 (в последней главе он упомянут в 8-9 ст.) потому, что при Моисее не имел еще значительного потомства, оно появилось в век Давида – Соломона. Наамна и Ард не значатся в трех генеалогиях, кроме Бытия, на том основании, что по указанию Чис. 36:40 они были его внуками, - детьми от его сына Белы. Гера и Рош Быт. XLVI опущены в других генеалогиях в виду их бездетности. Ехи (Быт.) – Хуфам (Чис.).

7. Имена сыновей Белы не совпадают с перечисленными в Чис. 26:40 и 1 Пар. 8:3 в виду того, может быть, обстоятельства, что в данном стихе отмечены не сыновья Белы, а его дальнейшие потомки.

8. Два последних имени употребляются обыкновенно в качестве имен Левитских городов: Алемеф – 1 Пар. 6:45; Анафокс – Иер. 1:1.

11. Общее количество вениамитян, способных ностиь оружие, исчисляется, вероятно, ко времени Давида в 59434 человека (22034 из потомков Белы – ст. 7; 20200 – Бехера – ст. 9 и 17200 – Иедиаила, т. е. на 13834 человека более, чем при Моисее (45600 – Чис. 26:41). Столь незначительное увеличение численности вениамитян (ср. примеч. к 2-5 ст.) в течение 4-х веков в достаточной мере объясняется их междоусобной войной с другими коленами в период Судей, в результате которой их осталось только 600 человек. (Суд. 20:47).

12. Имена Шупим и Хупим тожественны с именами двух сыновей Вениамина (Быт. 46:21), но так как отцом лиц данного стиха является Ир, по всей вероятности, сын Белы (ст. 7), то они оказываются внуками Вениамина. Кто такой Ахер, и к какому поколению принадлежит он и его сын Хушим, текст не говорит. Но некоторые соображение заставляют считать его тем единственным сыном Дана – Хушимом (в Чис. 26:42 он называется, благодаря перестановке букв, Шухам), о котором упоминает Быт. 46:23. Именно, и в кн. Бытия (46:23), и в кн. Чис (26:42) поколение Дана исчисляется непосредственно после поколения Виниамина. точнее, как и в VII гл. 1 кн. Паралипоменон, между Вениамином и Неффалимом. Стоящее в конце ее 13 ст. замечание: «дети Валы», указывает, согласно с Быт. 46:25, на обоих ее сыновей – Дана и Неффалима, а потому и здесь, как в кн. Бытия, должен быть упомянут первый. Замалчивание Дана, - сокрытие его под именем «Ахер» («другой») естественно для автора в виду двукратного отсутствия его имени в 6 гл. (61 и 69).

13. Из колена Неффалимова обозначаются только его сыновья. Данное явление объясняется, как думают, тем, что автор не мог найти родословных списков этого колена и дал столько имен, сколько имел (Быт. 46:24; Чис. 26:48).

14-19. Генеалогия полуколена Манассиина, жившего на западно-иорданской стороне; о полуколене, обитавшем на восточной стороне, шла речь в V гл. 23-26 ст. Из отмеченных в Чис. 26:30, 34 и Нав. 27:2 шести поколений Манассии, автор упоминает только о двух – Асриила и Шемиды.

14. По указанию Чис. 26:29-31, Асриил не сын Манассии, а его правнук, - сын его вунка Галаада. В качестве дальнейшего потомка Манассии, но не сына, он выставляется и в данном стихе чрез замечание, что его мать Арамеянка родила Манассии Махира.

Ст. 15 в еврейском тексте настолько темен и непонятен, что порча его, по общему мнению экзегетов, не подлежит никакому сомнению. Буквальный перевод еврейского чтения имеем у бл. Иеронима и в славянской Библии: «Махир же поятъ жену Офирови и Сафинови, и имя сестре его Моха». Моха (Маха), называемая в настоящем случае сестрою Махира, по ст. 16 оказывается его женою, из чего заключают, что местоимение его ошибочно поставлено во единственном числе вместо множественного «их», т. е. Офира и Сафина (Хупима и Шупима). Далее, частицу «ле», стоящую пред последними именами, понимают при глаголе «взял» не в смысле частицы дательного падежа, а винительного, и в зависимости от этого читают: «Махир взял жену у Хупима и Шупима (двух вениамитян – ст. 12); имя сестры их Мааха». «А имя другой – Салпаад». После слова «другой» пропущено, очевидно, какое-то существительное имя. Михаэлис данное место читает так: «а имя второго сына Манассии Салпаад» (ср. Чис. 26:33; Нав. 17:3).

16. Имена сыновей Махи нигде более не встречаются.

18. Имя сестры Махира «Молехеф» и первого ее сына в других метсах В. Завета не встречаются, но имя второго «Авиезер» тожественно с упоминаемым в Нав. 17:3 именем главы того поколения Манассии, из которого происходил Гедеон (Суд. 6:11, 15). Отожествлению мешает лишь то обстоятельство, что в данном месте кн. Иис. Навина «Авиезер» - сын самого Манассии, но не его сестры, как здесь.

19. Шемида – сын Манассии (Нав. 17:2), точнее, Галаада (Чис. 16:30, 32). Имена его сыновей, кроме Шехема, сына Галаада (Чис. 16:31-1), нигде более не встречаются.

20-29. Поколение Ефрема от сына его Шутелаха, представителя главного, по Чис. 16:35-36, рода ефремлян, проводится чрез шесть генераций, кончая Шутелахом (21 ст.), к которому присоединяются еще его братья Езер и Елиад.

21. Замечание ст. 22, что убитых в Гефе оплакивал отец их Ефрем, дает понять, что набег ефремлян на Геф имел место во время жизни евреев в Египте (см. прим. к 9-10 ст. I гл. кн. Исход. Толковая Библия, I т., стр. 276), но не ранее, так как по Быт. 46:20 сам Ефрем родился в Египте. С другой стороны, в виду того, что по 23 ст. Ефрем – имя личности, но не собирательное имя всего колена, нельзя относить это событие и к более позденму времени, как делает, напр., Бертольд, разумеющий под Ефремом все колено, а не личность.

24. Шера – дочь или внука Ефрема, но не случайно упомянутого в 23 ст. Берия. Верхний и нижний Бефорон лежат на южной границе колена Ефремова, на дороге из Иерусалима в Яффу.

25-27. Предки И. Навина. Судя по Чис. 26:35 и д., Рефая Решефа едва ли можно считать сыновьями Ефрема. В чис. 26:35 имя Фахан усвояется сыну Ефрема, но Фахан настоящего стиха, очевидно, - его дальнейший потомок.

26. Как имя ефермлянина Лаедан встречается только здесь. В 1 Пар. 23:7 и 26:21 оно является именем одного из левитов. Сын Аммиуда Елишама был во времена Моисея вождем колена Ефремова (Чис. 7:48; 10:22), а его внуком, сыном Нуна, или, по чтению Пятокнижия, Нуна является известный И. Навин.

28-29. Указание занятой ефремлянами и полуколеном Манассии местности, подобно тому, как такого же точно рода указание встречается после изложения генеалогии колен Симеонова (4:28), Левина (6:54 и д.). Вефиль, лежавший на границе колена Вениаминова и Ефремова (Нав. 16:2; 18:15), первоначально достался первому (Нав. 18:22); Нааран, может быть, тожественное местечко с находящеюся на север от Иерихона Неарою (Иос. Флавий. Археология 17:13, 1). Гезер лежал по И. Навину (16:3) между Вефороном и морем, - на юго-западной границе, тогда как названный ниже Сихем – на северо-западной.

29. По Нав. 17:11 перечисленные в данном стихе горда лежали в уделе Иссахара и Ассира, но принадлежали колену Манассиину.

30-31. Одниаковое с настоящим перечисление сыновей и внуков Ассира находится в Быт. 46:17 и Чис. 26:44. В последнем месте не упомянут лишь Ишви; равным образом только в кн. Паралипоменон встречается имя Бирзаиф.

32-34. Потомство Хевера, состоящее из трех поколений.

35-38. Потомство Гелема, отожествляемого некоторыми экзегетами с Хофамом, сыном Хевера (ст. 32); имена членов того и другого поколения, т. е. Хевера и Гелема встречаются только здесь.

40. Отмеченное количество потомков Ассира более чем на половину меньше количества их по Чис. 26:47 (53400). Но это разногласие не составляет противоречия, так как оба исчисления принадлежат различным временам, и в настоящем случае указывается, как можно думать, только количество родов Хевера, а в кн. Числ число всех потомков Ассира времени Моисея.

 

НазадОглавлениеВперед