НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 16

1-3. Посещение Самсоном Газы. 4-20. Страсть его к Далиле и гибельные последствия ее для Самсона. 21-30. Предсмертная месть Самсона филистимлянам. 31. Смерть и место погребения Самсона.

1-3. Самсон, окруженный в Газе жителями города, намеревавшимися убить eго, в полночное время вышел из города, причем вырвал городские ворота и отнес их на вершину горы, находившейся на 1/2 часа пути к северу от Газы, называемой (горы) ныне горой Самсоновой (Robinson).

4-20. Страсть Самсона к Далиле, жившей в долине Сорек, ныне Вади-эс-Серар, на севере которой показывают развалины местечка Сорек, была гибельной для Самсона.

21. Взятый филистимлянами, Самсон был ослеплен, приведен в Газу и, как пленник (ср. Иc. XLVII:2), был помещен в темнице, где приводил в движение мельничный жернов.

22-30. В праздник филистимского бога Дагона, символизировавшего силу плодородия и изображавшегося с головой и руками человека и туловищем рыбы (1 Цар. V:4), Самсон, приведенный для потехи празднующих во дворе храма, став среди двух колонн, поддерживавших крышу террасы, окружавшей храм Дагона, сдвинул их с места. Обрушившаяся вследствие этого крыша террасы храма придавила до смерти множество стоявших под ней филистимлян и среди них самого Самсона.

31. Гробница Самсона находилась недалеко от Цоры (Сар’а). Ее видел, между прочим, рабби Исаак Шело, путешествовавший в Палестину в 1333 г. Герен полагает ныне на месте гробницы Самсона гробницу Вили-Шейх-Гериба (Guerin, Description geografique, historiqne et archelogique de la Palestine, Indee, t. III, p. 324-326).

 

ГЛАВА 17

1-6. Изготовление Михою принадлежностей культа 7-13. Совершение левитом богослужения в доме Михи.

1-6. Некто Миха, из колена Ефремова, из серебра, подаренного ему матерью (200 сиклей, на 160 рублей серебром, около восьми фунтов), сделал истукан и литый кумир, потом присоединил к ним эфод и терафим и, поставив эти вещи у себя в доме, вероятно, в особой комнате, поручил одному из своих сыновей состоять при них священником. Упоминаемый в культе Михи истукан (песал от раsal - отрывать, отрезать) был вытесан, вероятно, в виде небольшого столбика, по примеру ханаанских менгиров (Втор. VII:5, 25), с посвящением Иегове, наподобие бетоля Иакова (Быт. XXVIII:18-19). Литой кумир (массека от nasak - лить), как видно из различных мест Библии, где употребляется это название (ср. Исх. XXXII:4, 8; Втор. IX:12, 16; 3 Цар. XIV:9; 4 Цар. XVII:16), вероятно, имел форму тельца и служил символическим изображением Иеговы. Эфод был облачением или самого священнослужителя, в виде первосвященнического (ср. Суд. VIII:27), или же кумира, как догадываются некоторые. О терафиме см. Быт. XXXI:19.

7-13. Встретив случайно одного молодого левита, искавшего себе пропитания, Миха пригласил его к себе в дом и предложил ему быть у него священником вместо сына, положив ему за труд одежду, пропитание и десять сиклей серебра (8 рублей серебром), на что тот охотно согласился.

 

НазадОглавлениеВперед